Курс валют USD 0 EUR 0

Педагог, редактор и ученый

Комментариев: 0
Просмотров: 429

Исмаил Леманов

(Продолжение. Начало в №16)

К началу 1917 года Российская империя оказалась в глубочайшем социально-экономическом кризисе. Оппозиционные настроения распространялись даже в самых высших слоях общества, где все более крепла мысль о том, что император Николай II должен отказаться от неограниченной самодержавной власти и передать управление страной правительству, назначенному парламентом. Патриотический порыв, охвативший все слои российского общества в 1914 году сразу после начала Первой мировой войны, к этому моменту практически сошел на нет.

На начальном этапе мировой войны казалось, что все внутриполитические разногласия отступили на второй план. К тому же сама обстановка военного положения позволяла царю расправиться с остатками хоть сколь-нибудь активной оппозиции. Например, немногочисленная парламентская фракция большевиков (таковых было всего пять среди всех депутатов Думы) была арестована и после суда отправлена в ссылку в Сибирь.

Однако, чем дольше продолжалась война, тем сильнее менялись общественные настроения. Неудачная военная кампания 1915 года, когда российские войска вынуждены были отступить под натиском германских войск, стала поворотным моментом. Чем дальше продолжалась война, тем больше общество было раздражено неэффективной политикой царского правительства, которое оказалось неготовым к ведению длительной и изнурительной военной кампании, требовавшей напряжения всех экономических сил и ресурсов государства.

Тем не менее, последний российский император решительно отвергал саму мысль об ограничении своей ничем неограниченной власти. Когда на фоне перебоев с продовольствием в столице империи — Петрограде начались бунты, а войска стали переходить на сторону восставших, Николай II распустил Думу, демонстрируя свою решительность противостоять любому намеку на возможность изменения государственного строя.

Царь надеялся подавить восстание, охватившее столицу, сняв часть войск с фронта. Однако отказ высшего военного командования повиноваться его распоряжениям поставил точку в истории российской монархии.

В центре революции

Основные события, определившие успех Февральской революции, протекали в Петрограде и военных штабах. Остальная страна была слабо осведомлена о происходящем в столице. В провинцию вести о революции пришли уже, когда ее победа стала очевидной.

Хотя Дума была распущена, ее депутаты продолжали политическую деятельность. Образованный ими Временный комитет членов Государственной Думы сформировал первый состав Временного правительства, взявшего на себя управление империей после отречения царя от власти.

Немногочисленные мусульманские депутаты Думы также продолжали активную работу в новых условиях. До революции мусульманская фракция Думы была одной из немногих мусульманских организаций, способной вести легальную политическую деятельность. Депутаты-мусульмане стремились добиться от царского правительства проведения назревших реформ. Речь шла об улучшении школьного образования и предоставлении мусульманам права самим избирать муфтиев — руководителей духовных управлений, которые по законодательству того времени назначались царем.

В 1915 году прогрессивная мусульманская общественность с острой критикой встретила решение царского правительства о назначении муфтием Оренбургского магометанского духовного собрания Мухаммада-Сафа Баязитова, известного своими ультраконсервативными взглядами.

Редактируемая Исмаилом Лемановым газета «Миллят» прямо критиковала возглавляемый Баязитовым Всероссийский союз мусульман «Сырат аль-мустаким» («Прямой путь»), призывая мусульман не сотрудничать с этой организацией.

В революционных условиях перед тюрко-мусульманскими политическими деятелями открылись новые возможности для работы. Находясь в столице страны, они лучше ориентировались в стремительно меняющейся обстановке. В скором времени Мусульманской фракцией в регионы были направлены телеграммы с призывами немедленно прислать своих представителей в Петроград для проведения совещания по поводу созыва будущего всероссийского мусульманского съезда.

После получения соответствующей телеграммы, 12 (25 марта) 1917 года в Крыму по инициативе Али Боданинского, А.Ильми и ряда других общественно-политических деятелей прошло собрание членов Крымского мусульманского  благотворительного общества. Это событие стало первым шагом по самоорганизации крымскотатарских общественно-политических сил в новых политических условиях. В Петроград в качестве представителей крымских татар были делегированы редактор «Терджимана» Асан Сабри Айвазов и Мустафа Кипчакский.

15—17 (28—30) марта 1917 года члены Мусульманской фракции совместно с членами бюро при фракции провели совещание, на котором было принято решение о созыве Всероссийского съезда мусульманских народов. Для подготовки съезда было образовано Временное центральное бюро российских мусульман под председательством Ахмеда Цаликова. Секретарем бюро был избран Исмаил Леманов. Бюро немедленно выступило с воззванием «Ко всем мусульманам России».

«Нас, мусульман, миллионы, но как слабо звучит наш голос в стране, как ничтожен наш удельный политический вес. Но наступило время и для нас занять в стране то место, которое принадлежит нам по праву нашего количества. Всеобщее, прямое, равное и тайное избирательное право в учреждения местные и общегосударственные, возвещенные новым правительством, должно явиться орудием нашего влияния на судьбы страны. Было бы безгранично позорно, если бы мы не сумели воспользоваться этим могучим орудием. Но воспользоваться им мы можем только при одном условии — немедленной интенсивной организации наших сил»,  — писали авторы обращения, призывая граждан-мусульман к объединению своих сил и активной деятельности на местах.

«Только полное и последовательное торжество демократии гарантирует нам полноту национально-культурного самоопределения… Дабы столковаться, выработать общие лозунги — мы ставим на очередь дня Всероссийский мусульманский съезд,  — продолжали они, заключая свое обращение лозунгами: «Да здравствует свободная Россия свободных народов! Да здравствует свободный мусульманский мир!».

Это воззвание было подписано представителями казанских и астраханских татар, башкир, казахов, литовских татар, мусульман Кавказа. От крымских татар, помимо Исмаила Леманова как секретаря бюро, его подписали прибывший из Крыма Мустафа Кипчакский и проживавший в тот момент в Петрограде художник Усеин Боданинский.

Тем временем события в Крыму также набирали оборот. 25 марта 1917 года на состоявшемся в Симферополе Всекрымском мусульманском съезде представитель молодого поколения крымских татар Номан Челебиджихан был избран Таврическим муфтием и председателем Временного крымско-мусульманского исполнительного комитета. В число членов комитета был включен и Исмаил Леманов, никогда не порывавший связей со своим родным краем.

(Окончание следует.)

 

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог