Айше СЕИТМУРАТОВА
Уже стало почти традицией, что в самые критические моменты своей трагической истории крымские татары находили поддержку со стороны демократической общественности, как во всем мире, так и в России. Например, в 60-е годы XIX века возвысил свой могучий голос в защиту народа А. Герцен, напечатав в своем журнале «Колокол» статью «Гонение на крымских татар». Царское правительство вынуждено было считаться с мнением Герцена, пользовавшегося в то время большим влиянием на общественность.
План уничтожения крымских татар готовил, оказывается, и Гитлер, но не успел его осуществить. После смерти Сталина и решений ХХ съезда активизировалось национальное движение крымских татар за возвращение на Родину, в Крым. И вновь крымские татары приобрели защитника в лице русского писателя Алексея Костерина, написавшего в 1968 году статью «О малых и забытых», то есть через сто лет после Герцена. В своей статье А. Костерин писал: «После изгнания фашистов обнаружилось новое бедствие: выселение с родной земли, политой слезами, потом, кровью многих поколений крымских татар,.. в далеком и чуждом Узбекистане встретили их как изменников родины… где население и власть — от милиционера до высших партийных и правительственных инстанций – пытались сломить их национальную честь, превратить в покорных, бессловесных рабов. А смерть беспощадно косила ослабевших от голода, болезней и непосильного труда, от моральных унижений». За свою статью в защиту крымских татар Костерин подвергался преследованиям до самой смерти.
Более 30 лет назад, в июле 1987 года, в газете «Известия» было напечатано сообщение ТАСС, где читаем: «В совхозе «Красный» крымскотатарские батальоны соорудили печи, в которых круглосуточно сжигались живые люди». Эта ложь вызвала негодование не только у крымскотатарского народа, но и у общественности СССР. В письме, адресованном правительству СССР и ТАСС, за подписью москвичей — Ларисы Богораз, Александра Даниэля, Александра Смирнова-Костерина, рижан Яниса и Кунты Рожкалнс, Олега Шевченко и Александра Подрабинека, говорится: «Мы, граждане СССР, присоединяемся к требованию о скорейшем восстановлении всех конституционных прав крымскотатарского народа не на словах, а на деле, о восстановлении крымскотатарской автономии на территории Крыма.
И правительство СССР и мы, граждане этого государства, мы все ответственны за преступление, которое было совершено в 1944-м году против крымскотатарского народа, и последствия которого не ликвидированы и по сей день…».
Подняла свой голос в защиту крымских татар и писательница Лидия Чуковская, написав статью «Лицо бесчеловечья».
И когда крымские татары поставили перед партией и правительством вопрос: «Быть или не быть крымским татарам?», вновь раздались голоса писателей СССР в защиту прав крымских татар. В июле 1987 года в Президиум Верховного Совета СССР обращается писатель Е. Евтушенко: «Крымские татары были глубоко оскорблены несправедливым обвинением чуть ли не в поголовном предательстве и насильно выселены со своих кровных обжитых земель… Пора раз и навсегда прекратить это антигуманистическое отношение к полноправным членам нашего общества, и дать им жить и работать там, где подсказывает им сердце…
С уважением, Е. Евтушенко».
Обратился в Президиум Верховного Совета СССР и Булат Окуджава, член КПСС, член СП СССР, ветеран Второй мировой войны: «Уважаемые товарищи! Невозможно далее откладывать решение судьбы крымских татар. Преступление прошлых лет против целого народа должно быть названо, квалифицировано и прекращено.
Мы – большое, сильное социалистическое государство, и в наших силах решить этот вопрос безотлагательно, не прибегая к полумерам.
Татарскому народу должны быть возвращены их историческая родина и автономия.
Это дело нашей совести и чести. Ждать нельзя.
Булат Окуджава».
В своем обращении в Президиум Верховного Совета СССР писатель А. Приставкин пишет: «Обращаюсь в высший орган власти по вопросу, требующему безотлагательного решения. Речь идет о восстановлении в своих правах народов, которые много лет назад в результате преступной деятельности Сталина были репрессированы, выселены со своих родных земель и до сих пор не возвращены на Родину… Более тяжко сложилось с крымскими татарами, которые после ХХ съезда партии не обрели равных с другими народами прав и не смогли вернуться на свою законную Родину – Крым, где они от века проживали… О боевых делах татар в Отечественную войну достаточно известно….
Пора об этом обо всем сказать вслух. Пора восстановить справедливость. Возвращение крымских татар в Крым и обретение ими собственной автономии будет иметь огромное значение для оздоровления общественной и политической атмосферы во всей стране.
Анатолий Приставкин, член Союза писателей».
Хочу привести письмо главного редактора журнала «Дружба народов» Сергея Баруздина первому заместителю Председателя Президиума Верховного Совета СССР П. Демичеву: «Уважаемый Петр Николаевич! На протяжении последних десятилетий, видимо, исходя из названия нашего журнала «Дружба народов», к нам обращаются разные группы крымских татар, выселенные в свое время с территории Крыма. Мы знаем, что такие обращения были и в ЦК КПСС, и в Президиум Верховного Совета СССР.
Сейчас, в условиях реальной перестройки в нашей стране, думается, этот вопрос требует практического решения».
Обратился и писатель В.Дудинцев в Президиум Верховного Совета СССР: «Глубокоуважаемые товарищи! В течение многих лет наблюдая борьбу крымских татар за восстановление во всех правах, которыми обладают остальные граждане нашей Родины, наших конституционных прав на родную землю, где мы встретили эту жизнь… Наблюдая эту многолетнюю борьбу, я не могу не проникнуться глубоким сочувствием к страданиям народа…
И в эти дни, когда мы переживаем огромный подъем во всех сферах материальной и культурной жизни, я призываю вас, уважаемые государственные деятели, сказать свое веское решающее слово в пользу татарского народа. В. Дудинцев, писатель, член КП СССР».
В период гласности, протестуя против сообщения ТАСС, свой голос в защиту прав крымскотатарского народа подняли не только отдельные авторы, но и целые группы писателей. Так, например, 28 членов Союза писателей СССР, работающих в Татарской АССР, обратились в Госкомиссию по крымским татарам и в Президиум ВС СССР. В своем письме писатели Татарской АССР пишут: «Уважаемые члены комиссии! Мы, нижеподписавшиеся литераторы Татарской АССР, члены Союза писателей СССР, присоединяемся к голосу представителей советской интеллигенции: Баруздина, Евтушенко, Окуджавы, Приставкина и др., о восстановлении прав крымских татар в полном объеме и восстановлении Крымской АССР на их исконной земле… Справедливое решение национального вопроса не менее важно, чем, скажем, подъем экономики, ибо от этого зависит дальнейшая судьба общества, прочность братских уз советских народов… Речь идет о довольно многочисленном народе, который в течение веков имел свою государственность. Мы знаем, что крымские татары имели большие культурные традиции… Как мы знаем, крымские татары в подавляющем большинстве – честный, открытый, трудолюбивый и мужественный народ. Об этом свидетельствует награждение Крымской АССР в числе самых первых Орденом Ленина. Об этом же говорит тот факт, что десятки тысяч крымских татар плечом к плечу с представителями русского и других братских народов героически сражались в рядах Красной Армии против фашистских захватчиков, и многие из них были удостоены высоких наград Родины. По нашему глубокому убеждению, нынешняя демографическая обстановка в Крыму не может служить препятствием для создания государственности крымских татар. Как показывает практика, во многих национальных республиках коренное население не составляет большинства. Мы надеемся, что при рассмотрении вопроса о восстановлении Крымской АССР будут учтены все обстоятельства».
Данное письмо в Госкомиссию и в Президиум ВС СССР подписали 28 писателей Татарской АССР: Гумер Баширов, Равил Файзуллин, Нури Арсланов, Зекия Нурия, Мадина Маликова, Рустам Кутуй и др. Хочу отметить, что Рустам Кутуй еще в 1966 г. в своей книге «Идти за облаками» писал: «Народ не может быть предателем. Выселять целый народ никто не имеет права. Такое право дает неправда. И кто же исправит это?».
Другим отрадным явлением в июле 1987 г. явилось письмо в Президиум ВС СССР в защиту прав крымских татар писателей УзССР. Все они — члены Союза писателей СССР.
Вот что писали в своем письме в Президиум ВС СССР узбекские писатели: «С удовлетворением восприняли мы весть о создании комиссии, которая начала изучать вопрос о возвращении крымских татар на свою исконную землю – Крым.
Жители Узбекистана более сорока лет живут и трудятся вместе с крымскотатарскими поселенцами. За эти годы они по достоинству оценили трудолюбие, долготерпение, интернационалистические чувства граждан крымскотатарской национальности к узбекам, русским, украинцам и другим народам, населяющим республику. И, наверное, мы, живущие с ними рядом, более чем кто-либо другой, знаем, какая боль, какая трагедия живет в душе каждого крымского татарина-переселенца из-за того, что прервана их кровная связь с родной землей – Крымом, с колыбелью их культуры, языка, истории, духа народного».
В своем письме писатели Узбекистана приводят высказывания Генерального секретаря ЦК КПСС М. Горбачева «О праве каждого народа иметь свой язык, свою историю и понять свои корни».
Завершают свое письмо в Президиум ВС СССР писатели УзССР словами: «Мы уверены, что очень скоро крымские татары подведут черту под трагическим отрезком своей истории и вернутся на свою исконную землю – Крым». Письмо подписали Тимур Пулатов, Аман Матчан, Рауф Парфи, Мухаммад Салих, Джамал Камал. Так впервые узбекские писатели открыто выступили в защиту прав крымскотатарского народа.
Подняли свой голос в защиту своего народа и крымскотатарские писатели. В своем письме на имя А. Громыко крымскотатарские писатели по поводу сообщения ТАСС пишут: «Нас удивили и шокировали приведенные в этом сообщении факты преступлений в Крыму, приписываемые нашему народу…
Люди, готовящие материал для «Сообщения ТАСС», не могли не знать, что судьба так жестоко наказала наш народ. К чему понадобилось бросить в лицо всему крымскотатарскому народу, понесшему наказание в полной мере, повторное обвинение? С какой целью это сделано? Кому понадобилось такое разжигание межнациональной розни? Этого мы не можем понять. Этого наш разум не воспринимает.
Думаем, что члены комиссии прислушаются и к нашему голосу писателей, которые считают, что единственный путь справедливого решения крымскотатарского вопроса – это полная политическая реабилитация народа, восстановление всех его конституционных прав с восстановлением упраздненной автономной республики и возвращения его на свою историческую Родину – Крым». Письмо было подписано членами Союза писателей СССР: Ибраим Паша, Риза Фазыл, Сафтер Нагаев, Урие Эдемова, Айдер Османов, Черкез Али, Шамиль Алядин, Решид Мурат, Джевдет Аметов, Билял Мамбетов.
Протестовали против сообщения ТАСС не только писатели, правозащитники, но и простые люди. Как пример, хочу вкратце ознакомить читателей с письмом Устины Григоревой на имя Генерального секретаря ЦК КПСС М.Горбачева.
Начинает свое письмо Устина Григорева словами: «Прочитала в газете «Крымская правда» сообщение ТАСС и крайне удивилась тому, как в нем освещены события военных лет в Крыму. Я старый человек, мне 76 лет. Вместе с тысячами людей осталась в оккупации. Пережила все ужасы ее. Была арестована и находилась пять месяцев в тюрьме, каждый день ожидая расстрела.
Оказавшись на «свободе», принимала участие в подпольно-партизанском движении в Крыму. У меня до сих пор в памяти все детали жизни, и своей, и окружающих меня людей, в том числе и татар, со многими из которых я дружила и дружу по сей день. В Крым я приехала в 1936 г. из Ленинграда и сразу стала работать в планово-экономическом техникуме.
В техникуме училась молодежь всех национальностей: татары, русские, греки, армяне, евреи, украинцы. Среди молодежи не было намека на национальную рознь, вражду, особенно со стороны татарской молодежи…
Мирную жизнь техникума нарушила война, техникум закрылся. Директора и молодежь призывного возраста призвали в армию, а с 31 октября началась оккупация Крыма».
Возмущаясь лжи в сообщении ТАСС от 23 июля 1987 года, Устина Григорева пишет: «В сообщении ТАСС говорится, что при содействии немцев в Симферополе был созван мусульманский съезд, на котором было сформировано Крымское правительство во главе с ханом Асановым Билялом. Кто же мог такое придумать и пропустить в печать? Из каких документов эти сведения были извлечены?
С первых же дней оккупации в Крыму и в Симферополе была установлена немецко-фашистская власть со всеми карательными органами, и все должны были подчиниться этой и только этой фашистской власти».
Опровергая чудовищное обвинение и ложь в сообщении ТАСС, Устина Григорева в своем письме на имя Горбачева, как свидетельница и узница лагеря, где якобы сжигали людей, пишет: «Авторы текста, очевидно, не имели в виду, что есть живые свидетели – узники этого лагеря, которые отрицают наличие таких печей, например, Мария Николаевна Кобзева-Гаврилова, г. Симферополь, ул. Гагарина, 33 – 50, Ольга Финк, адреса не знаю, живет в Симферополе, и многие другие.
На суде над предателями в 1972 г. и в 1974 г. были раскрыты злодеяния охранников лагеря, но о подобном не говорилось. В сообщении ТАСС и в газете «Известия» ничего не говорится о том, какое участие принимали татары в подпольно-партизанском движении. А ведь подпольем руководил Абдулла Дагджи, татарин, два с половиной года оккупации до трагической гибели его в конце 1943 г. Он расстрелян немецкими карателями по доносу Зои Мартыновой.
И на нас с мужем был сделан донос — Прокопенко, бывшим махновцем. Расстреляли и Гульзаде Софу – руководителя подпольной организации на кожкомбинате… Руководитель подпольной организации «Сары-Кият», у которого немцы расстреляли брата за то, что он отказался везти боеприпасы на Керченский полуостров, спас мне жизнь, укрыл у себя дома, тогда я и смогла уйти в лес. Спас и еврея-военнопленного Аркадия Ланскера, достал ему документы, по которым тот освободился из лагеря. После войны Ланскер жил в Одессе.
Можно было бы привести много примеров патриотической деятельности татарского населения.
Бывшая партизанка-подпольщица Григорева У. П. (август 1987 г.)».
Десятки тысяч писем и обращений по поводу различных аспектов национального вопроса крымских татар были направлены во все центральные и республиканские органы печати и в другие средства массовой информации. Но ни одна газета не отразила на своих страницах чаяний нашего народа в 1987 году.
И только газета «Советская культура» от 11 февраля 1988 г. опубликовала статью Я. Мустафина, где говорится: «Это боль не только несправедливо пострадавших народов. Это общая боль, боль каждого честного советского человека. Рана, нанесенная интернациональной дружбе народов, долго еще будет напоминать всем нам о годах беззакония, унижения человеческого достоинства, вздорных обвинениях. И в этом повинны не только те, кто нарушил конституционные права целых народов, но и те, кто молчал, слепо верил наговору, клевете и старался остаться в стороне, надеясь, что беда обойдет его народ стороной. Однако исторические факты подтверждают, что молчание, слепое повиновение, позволение топтать общечеловеческие принципы всегда оборачиваются трагедией».
«Люди, я любил вас! Будьте бдительны!» — писал Юлиус Фучик. Эта фраза актуальна и в этом случае.
comments powered by HyperComments