В 1921 году решением советского правительства Крым был провозглашен автономной республикой в составе РСФСР. «Крымская республика – это закрепление максимума автономных прав и инициатив для широких трудовых масс коренного населения в деле их культурного и экономического возрождения», — писал по этому поводу журнал «Жизнь национальностей».
В течение 1920-х годов в Крымской АССР, как и в других союзных и автономных республиках СССР, проводилась политика коренизации, направленная на более активное вовлечение крымскотатарского населения в общественно-политическую жизнь страны и работу государственного аппарата.
История Крымской АССР — это история двух десятилетий, предшествовавших Великой Отечественной войне (впрочем, формально республика просуществовала до июня 1945 года). 20 лет — небольшой по историческим меркам отрезок времени. Однако в этот период происходили большие изменения как в жизни полуострова, так и всего Советского Союза. Если 1920-е годы были временем политики коренизации, то в 1930-е годы политическая ситуация в Советском Союзе претерпевает значительные изменения.
Новая конституция
Борьба за власть, развернувшаяся в партийной верхушке после смерти В.Ленина в 1924 году, в конечном итоге закончилась победой И.Сталина и утверждением режима его единоличной власти. Многие партийные деятели периода становления советской власти подверглись репрессиям. На смену им поднимается новое поколение управленцев, обязанных своим возвышением лично Сталину и его политике.
В середине 1930-х годов Сталин инициирует принятие новой конституции страны. Новый основной закон страны преподносился официальной пропагандой как самый демократический в мире. Утвержденная 5 декабря 1936 года конституция гарантировала советским гражданам право на труд, отдых, образование, материальное обеспечение в старости. Гарантировались свобода слова, свобода печати, свобода собраний и митингов, неприкосновенность личности и даже тайна переписки. Но это был лишь демократический фасад, прикрывавший, как и прежде, ничем не ограниченную власть одной политической силы.
По новой конституции высшим органом государственной власти становился двухпалатный парламент — Верховный Совет СССР, который должен был избираться на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. До этого высшая всласть в СССР формально принадлежала Всесоюзному съезду советов и сформированному им Центральному исполнительному комитету. Аналогичная система действовала и в регионах.
Выборы
12 декабря 1937 года проходят выборы нового союзного парламента. Параллельно разворачивается процесс принятия новых конституций союзных и автономных республик, которые приводятся в соответствие с положениями союзной конституции.
Новая конституция Крымской АССР, принятая 4 июня 1937 года чрезвычайным съездом советов, провозгласила высшим органом власти в республике Верховный Совет Крымской АССР.
Дата выборов республиканского парламента была объявлена в апреле 1938 года. Голосование было назначено на 26 июня 1938 года, на избирательную кампанию отводилось ровно два месяца. В тот же день проходили выборы Верховного Совета РСФСР и парламентов других союзных и автономных республик.
Выборы проводились по одномандатной мажоритарной системе. Вся территория республики была разделена на 105 округов. 45 из них были образованы в больших городах (13 в Симферополе, 12 в Севастополе, 9 в Керчи, по 4 в Евпатории и Феодосии, 3 в Ялте), 60 — в сельских районах (в среднем на район приходилось по 2—3 округа). Была создана Центральная избирательная комиссия республики во главе с председателем Рустемом Абдураимом (делегированным в состав комиссии профсоюзом работников госторговли).
Право выдвигать кандидатов принадлежало общественным, партийным и молодежным организациям, профсоюзам, кооперативам и другим зарегистрированным организациям. Положение о выборах предусматривало возможность выдвижения нескольких кандидатов и проведение второго тура выборов в случае, если никто из них не получит более половины голосов. Законодательство предусматривало, что получив бюллетень в день выборов, избиратель должен вычеркнуть в нем всех кандидатов, за исключением того, за которого подает голос.
Однако на деле кандидат всегда был один — выдвиженец «сталинского блока коммунистов и беспартийных». Ни одно общественное объединение ни в одном округе не пыталось выставить никакой альтернативы. И потому, когда избиратель приходил на избирательный участок, он должен был либо просто бросить бюллетень в урну в знак поддержки властей, благо для этого не надо было больше ничего делать, либо же идти в кабинку для голосования, чтобы вычеркнуть единственного кандидата, и тем самым обнаружить перед членами избирательной комиссии свою нелояльность правящему режиму.
В этих условиях выборы превращались в массовую демонстрацию лояльности населения властям и их политическому курсу. Пропаганда стремилась обрисовать день голосования как всенародный праздник.
Первые лица
Избирательное законодательство позволяло участвовать в выборах Верховного Совета Крымской АССР жителям других регионов СССР. Это положение позволяло выдвинуть и избрать в республиканский парламент высших руководителей партии и правительства.
Так, в Симферополе в Октябрьском избирательном округе был выставлен кандидатом, а затем избран непосредственно Иосиф Сталин, в Горьковском округе — председатель Совнарокома СССР В.Молотов, в Центральном округе — председатель Президиума Верховного Совета СССР М.Калинин, в Новогородском округе — секретарь ЦК А.Жданов. В числе депутатов от Севастополя были избраны нарком обороны маршал Климент Ворошилов и нарком НКВД Николай Ежов, от Керчи — нарком путей и сообщения СССР Лазарь Каганович и секретарь ЦК Андрей Андреев, в Феодосии — Анастас Микоян.
Таким образом, депутатами Верховного Совета Крымской АССР стало сразу 9 представителей высшего руководства страны. Все они (за исключением Ежова, который вскоре попадет в немилость и будет расстрелян) продолжали считаться депутатами до самого упразднения республики в 1945 году. Прямого участия в работе республиканского парламента они, естественно, никогда не принимали.
Депутатский корпус
Избирательное законодательство не предусматривало на выборах Верховного Совета Крымской АССР никаких национальных квот. Декларировалось всеобщее равенство в правах вне зависимости от пола, национальности, расы и вероисповедания.
С другой стороны, в условиях безальтернативного голосования власти могли на свое усмотрение определять, каким будет представительство в парламенте тех или иных национальных групп.
Из 105 депутатов Верховного Совета Крымской АССР первого созыва татарами были 29, что составляло 27,6% от общего числа депутатов. Это было заметно выше доли крымских татар в населении полуострова, которая, по результатам переписи 1939 года, составит 19%.
Из 29 депутатов-татар только трое были избраны в городах — председатель Совнаркома Крымской АССР Мемет Ибраимов (Старгородский округ, Симферополь), третий секретарь обкома комсомола Селиме Ильясова (Ленинский округ, Симферополь), нарком просвещения Крымской АССР Якуб Сайдашев (Советский округ, Феодосия). Последний, по всей видимости, был не крымским, а казанским татарином.
Остальные депутаты-крымские татары представляли сельские районы, преимущественно предгорной полосы и ЮБК. Крымскими татарами были все депутаты от Ялтинского (4 округа), Балаклавского (2 округа), Куйбышевского (2 округа), Алуштинского (2 округа), Судакского (2 округа), Карасубазарского (3 округа) районов, 3 из 5 депутатов — от Бахчисарайского района. В степных регионах крымские татары были избраны во всех двух округах Ленинского и Ак-Мечетского районов, кроме того, по 1 представителю крымских татар избирались от Джанкойского, Ичкинского, Старокрымского и Кировского районов.
Кем были эти люди? Сегодня о них известно не так много. Тракториста Абибуллу Салимова (Ичкинский округ) коллеги характеризовали как человека, с малых лет трудившегося в сельском хозяйстве, привычного к тяжелому труду и добившегося больших производственных успехов. Салимов был награжден орденом Трудового Красного знамени и даже участвовал в одном из правительственных совещаний в Кремле.
Зелиха Гафарова (Судакский округ) руководила работой звена на табачной плантации в колхозе им.Ворошилова, была участницей стахановского движения и добилась самых лучших результатов в своем районе. В докладе председателя мандатной комиссии А.Чекинова, озвученном на первом заседании Верховного совета Крымской АССР, она была названа самым молодым депутатом. Зелихе на тот момент было всего 19 лет.
Фатма Рамазанова (Гурзуфский округ) трудилась бригадиром в колхозе, затем работала председателем сельского совета. Эмине Ганиева (Донузлавский округ) работала школьным учителем, добилась высоких результатов в работе и, помимо этого, занималась активной общественной деятельностью.
Среди депутатов-крымских татар были также председатели колхозов, секретари районных партийных организаций, члены правительства республики — нарком здравоохранения Якуб Сеитов, председатель Президиума ЦИК Крымской АССР А.Менбариев, начальник дорожного управления при Совнаркоме республики Мамут Измайлов.
Новое правительство
Верховный Совет Крымской АССР первого созыва собрался на свою первую сессию 22 июля 1938 года. Сначала депутаты решили вопрос с избранием председателя. Им стал депутат Абдурефи Сеит-Ягъяев, избранный от Кореизского округа. По некоторым данным, Сеит-Ягъев до этого работал начальником Судакского райотдела НКВД.
Впрочем, должность председателя Верховного Совета значила не очень много. Его должностные обязанности сводились преимущественно к ведению заседаний сессии, которая созывалась всего один-два раза в год. При этом председатель даже не подписывал принимаемых Верховным Советом законов. Эта функция принадлежала другому лицу — председателю Президиума Верховного Совета. Именно этот орган считался высшей властью в республике в перерывах между сессиями парламента.
Верховный Совет избрал свой Президиум из 16 депутатов (из них 5 — крымские татары). Председателем Президиума был утвержден Абдульджелил Менбариев, до этого возглавлявший Президиум ЦИК Крымской АССР. Менбариев вошел в число первых лиц Крымской АССР в 1937 году, когда был репрессирован предыдущий председатель ЦИК Ильяс Тархан.
На второй день сессии Верховный Совет утвердил правительство республики — Совнарком в составе председателя, двух его заместителей, председателя Плановой комиссии, 11 наркомов, двух начальников управлений и уполномоченного Народного Комиссариата Заготовок СССР. Председателем правительства был вновь назначен Мемет Ибраимов, который занимал этот пост с 1937 года, после ареста предыдущего главы правительства Абдураима Самединова.
Наркомом пищевой промышленности был утвержден Сейтхалиль Джелилев, наркомом здравоохранения Якуб Сеитов, наркомом просвещения Якуб Сайдашев, начальником дорожного управления Мамут Измайлов. Таково было присутствие крымских татар среди членов правительства.
Этот состав крымского правительства, впрочем, не просуществовал в неизменном виде до начала войны. Нарком НКВД и по совместительству депутат Верховного Совета Михельсон в скором времени был смещен с должности, а потом арестован и казнен в рамках чистки ведомства от кадров Ежова. Кого-то из наркомов переводили на работу в другие регионы. Появлялись и новые кадры. Так Я.Сайдашева на посту наркома просвещения сменила С.Поляковская, а Я.Сеитова — Абрам Годосевич.
Победные реляции
Вторая сессия Верховного Совета Крымской АССР собралась на заседание в августе 1939 года. Поскольку Абдурефи Сеит-Ягъяев к тому времени уже перешел на работу в областной комитет партии на пост третьего секретаря, депутаты начали свою работу с избрания нового председателя. Им стала депутат от Ленинского района Зарифе Зевриева. Депутаты утвердили новый состав Верховного Суда республики (в числе 20 судей двое крымских татар — Нафе Али Билялов и Гани Хайрединов).
Главным же вопросом в повестке дня сессии был вопрос об утверждении бюджета республики на текущий год. Наркомат финансов, представляя проект бюджета, указывал на рост расходов на социальную сферу, прежде всего, образование и медицину. В то же время подчеркивалась необходимость строгого соблюдения налоговой дисциплины, своевременной уплаты населением налогов, как можно более активного привлечения средств трудящихся в бюджет по линии государственного займа.
Депутаты же в своих выступлениях выражали поддержку составленному правительством документу, и особых проблем его утверждение не вызывало. Но вместе с тем, наряду с реляциями об успехах, многие депутаты старались внести свои предложения и указать на недостатки в работе властных органов. Аналогичное положение было и на третьей сессии, работавшей в июне 1940 года.
Говоря об успехах советской власти, депутаты, прежде всего, указывали на то, в каком положении Крым находился в царское время. На заседании 10 июня 1940 года депутат Сафие Асанова (Ялтинский сельский округ) так характеризовала положение Ялтинского района: «В районе имеется пять полных средних школ, девять неполных средних и 17 начальных школ. В них обучаются 5850 человек. Имеются три больницы, три родильных дома, 15 амбулаторий и 15 детских яслей. Это ни в какое сравнение не идет с прошлой жизнью, когда средства трудящихся направлялись на содержание 24 мечетей, медресе и полицейско-чиновничьего аппарата самодержавия… Трудящиеся нашего района дали стране немало способных руководителей из татарского населения. У нас выросли десятки специалистов-учителей, врачей, агрономов, техников, артистов. Только в одном поселке Кореиз мы сейчас имеем из коренного населения семь учителей, трех врачей, пять агрономов, четырех командиров Красной Армии, восемь медицинских сестер, четырех техников связи. Ничто теперь не сдерживает творческих способностей людей — в прошлом отсталых и забитых царизмом».
Депутат от горного Куйбышевского района (по переписи 1939 года крымские татары составляли 89,5% населения региона, это был самый высокий показатель в Крыму, ныне это часть Бахчисарайского района) Амет Чавуш свою речь произносил на крымскотатарском языке (его переводил на русский другой депутат): «В нашем — ныне Куйбышевском — районе 90 процентов плодородных земель до революции находилось в руках помещиков и кулаков. На долю огромного большинства крестьянства оставались жалкие клочки земли. Девять десятых трудового крестьянства было безземельным и либо батрачило, либо снимало у богатеев-помещиков — Чубукчи, Булгакова, Абибула Головы, Алядина Бея и других — землю в аренду на самых тяжелых условиях… В районе, где до революции подавляющая часть населения, особенно татарского, была неграмотной, за годы советской власти развернулось большое культурное строительство. В бюджете нашего района значительное место занимают расходы на социально-культурные мероприятия. Бюджет 1940 года на 159 процентов больше бюджета 1936 года. Расходы на просвещение увеличены против 1936 года вдвое. Мы имеем теперь три средних школы, 7 неполных средних и 27 начальных, в которых обучаются 4120 человек. В районе 28 клубов, 25 изб-читален, 12 библиотек, две звуковые киноустановки. Сейчас мы имеем три радиоузла и районную газету тиражом 1000 экземпляров. На улучшение здравоохранения в этом году отпущено средств на 152 процента больше, чем в 1936 году. До 1935 года в районе была только одна больница на 15 коек. Теперь она значительно расширена, и, кроме того, открыты 4 амбулатории, фельдшерский пункт, 3 акушерских пункта, две аптеки и родильный дом. В 1935 году у нас было три врача. В 1940 году их 8, в том числе 6 врачей-татар. Напомню, что до революции врачей-татар вообще не было!».
Нарком просвещения республики С.Поляковская, выступая перед Верховным Советом,так характеризовала достижения республики в образовательной сфере по сравнению с дореволюционным временем: «Более шести тысяч детей трудящихся татар посещали религиозные школы, обучение в которых сводилось к чтению корана на арабском языке. Девочки-татарки почти не учились. Во всяком случае, число девушек не превышало в школах двухсот человек. Немногим лучше было поставлено и обучение детей русского трудящегося населения… В 1939—1940 учебном году в Крымской республике было 883 начальные школы, из них татарских — 329; средних и неполных средних школ — 375, в том числе 98 татарских… В первых четырех классах крымских школ занималось более 122 тысяч человек, в пятых-седьмых классах — 75 тысяч человек. Из них — 45 144 татар… До социалистической революции в Крыму было 1653 учителя. Сейчас же в крымских школах работают 7441 преподаватель, из них 3215 татар».
Самокритика
Наряду с хвалебными речами в выступлениях депутатов звучали и самокритичные по отношению к власти замечания. Это, однако, не было проявлением оппозиционности, а скорее частью принятой в то время политической культуры.
Например, депутат от Ялты Яков Кривицкий, говоря о результатах работы крымских культурных учреждений за прошедший год, с одной стороны — отмечал, что Крымский государственный татарский театр за 1939 год обслужил свыше 100 тысяч зрителей. С другой — критиковал руководство театров и управление культуры за ошибки в подборе репертуара, за бесхозяйственность в расходовании бюджетных средств: «Нет, кажется, такой отрасли в нашей республике, где бы так щедро, но непроизводительно растранжиривались государственные деньги. Здесь хватаются за многое, но почти ничего до конца как следует не доводят. Возьмем историю с ансамблем песни и пляски крымских татар. Он может сыграть большую роль в развитии крымской музыкальной и хореографической культуры. Но как он может сыграть эту роль, если в 1940 году за пять месяцев зритель видел его всего десяток раз?».
Старый рабочий, депутат от Севастополя Авдеев указывал в своей речи на многочисленные недостатки крымских торговых организаций и предприятий местной промышленности: «Наши торговые организации не ведут должной борьбы за повышение качества товаров, не осуществляют контроля рублем, не заставляют производственные организации и промысловые артели выпускать товары такого качества и ассортимента, какие нужны потребителю… И сейчас, накануне уборки, в сельпо нет граблей и других нужных в хозяйстве вещей, производство которых несложно».
Депутат от Маяк-Салынского района А.Швецов в свою очередь отмечал, что за пять месяцев 1940 года торговые предприятия республики недополучили от местной промышленности товаров на 42 миллиона рублей. «В итоге из продажи исчезли известь, мел, алебастр, черепица, кирпич, грабли, вилы, топоры, лопаты, цапки, держаки. Очень мало в лавках жестяной посуды: ведер, кружек, рукомойников. Отсутствуют изделия из дерева — скалки, этажерки, простая мебель, кадки, лохани», — рассказывал депутат.
Вместо заключения
К концу 1930-х годов политика коренизации уже во многом была свернута. Политический курс СССР все более смещается в сторону централизации и унификации. Однако наследие 1920-х годов было еще сильно и оказывало определенное положительное влияние. Конечно же, реальная власть в республике принадлежала областному комитету партии, а не Президиуму Верховного Совета и Совнаркому. Последние лишь реализовывали политику, которую им диктовали партийные органы. Начавшаяся в 1941 году война прервет мирное развитие Крыма. Спустя три года крымские татары насильно будут выселены с родной земли. В депортацию вместе со своим народом отправятся и его представители в органах власти…
comments powered by HyperComments