«Образование в Крымском ханстве» — этой теме была посвящена лекция сотрудника Духовного управления мусульман Крыма и г. Севастополя Рустема Меметова, прочитанная 9 июля в Крымскотатарском музее культурно-исторического наследия.
Лектор рассказал, что будучи филологом, обучаясь в Турции, заинтересовался темой преподавания арабского языка в Крымском ханстве. Работая в турецких библиотеках с редкими старыми книгами и трудами турецких ученых, он смог почерпнуть много новых сведений по истории средневекового крымского образования.
Родители отдавали детей в начальные школы с 6-7 лет. В их программу входило изучение арабского алфавита, религиозных книг, письмо и чтение, заучивание некоторых сур из Корана, уроки по Теджвиду (правильное и красивое чтение Корана). Таким образом дети с ранних лет соприкасались с религией, обучались культуре и этике поведения в обществе.
Способные подростки могли продолжить обучение в аналоге современного университета — медресе. Медресе подразделялись на несколько категорий, в зависимости от уровня подготовки преподавателей и преподававшихся дисциплин. Обучение в медресе было рассчитано на три года, но студент мог освоить программу и за более короткий срок и перейти на обучение в медресе более высокого уровня.
По словам лектора, из литературы известно о 35 начальных школах и 25 медресе, существовавших на территории средневекового Крыма. Среди них, например, медресе Инджибек-хатун в Старом Крыму. В Кефе (нынешней Феодосии) работали медресе Джебеджи, медресе Кады Кемал, медресе Касим-паши, медресе Мерджание. В Бахчисарае Зынджырлы-медресе, Орта-медресе, Юкъары-медресе, начальные школы имени Хаджи Гази, Мехмед-Герая, Эль-Хадж Махмуд-бея, Арслан-ага и др. Существовали в столице Крымского ханства армянская и иудейская начальные школы, что свидетельствовало о свободе вероисповедания.
Были медресе и мектебы и в Карасубазаре (Белогорск) и Кезлеве (Евпатория). Известно даже о медресе Хаджи Ибрахим в Аккермане (нынешнем Белгород-Днестровском под Одессой), принадлежавшем Крымскому ханству.
За время своего существования крымские медресе выдвинули целый ряд ученых, получивших известность за пределами полуострова в других мусульманских странах. Р. Меметов отметил, что в турецких библиотеках хранятся работы многих средневековых крымскотатарских ученых. Они еще ждут исследования, перевода и переиздания.
В оживленном обсуждении прозвучавшего доклада приняли участие и научные работники. Участники дискуссии высоко оценили исследовательские изыскания Р.Меметова и призвали молодого ученого их продолжать. Вместе с тем они сошлись во мнении, что для средневекового крымского образования были характерны общие проблемы образовательных систем восточных стран того времени. Засилье схоластики и слабое преподавание естественных наук явилось причиной ослабления позиций образования мусульманских стран в конкуренции с университетами стран Западной Европы. Проблемы в образовательной сфере явились одной из важных причин падения экономического и военного потенциала Османской империи и Крымского ханства…
comments powered by HyperComments