С Гавхар по улочкам древней Бухары
(путевые заметки Симферополь – Самарканд – Бухара)
Хубедин КУРТБЕДИНОВ
(Окончание. Начало в №№7-8)
Через некоторое время мы уже сидели в салоне высокоскоростного поезда «Afrosiyab», в котором работала система климат-контроля и мягкие откидные спинки кресел позволяли с наслаждением проехать двухчасовое расстояние до другого древнего города-сказки, который во все века называли «священной и благородной Бухарой». Огромный пласт истории человечества связан с этим городом сказок, легенд и поэзии. Какие только завоеватели ни дрались за эту «удачную местность», а именно так переводится название города с согдийского языка. Ведь город занимал весьма удачную позицию в оазисе, через который проходил Великий шелковый путь. Здесь проживали многие мыслители, ученые, теологи, поэты, такие как Абу Али Ибн Сина, известный во всем мире своим величайшим творением «Канон врачебной науки».
В Бухаре на железнодорожном вокзале нас встречали моя однокурсница Гавхар вместе с дочерью Тахминой. Гавхар практически не изменилась, и не скажешь, что мы не виделись более сорока лет. Впервые видели Тахмину, которая преподнесла красивый букет цветов Гульнаре. Учитывая, что время было обеденное, поехали в один из ресторанов. По пути заехали домой к сыну Гавхар — Фирдовсу, который ночью специально приехал из Ташкента на несколько дней, чтобы встретиться с нами и быть нашим гидом.
В ресторане пообщались, вспоминали некоторые странички из жизни прошедших лет. После обеда все поехали в отель. Гавхар к нашему приезду забронировала место в новом, современном бизнес-отеле «Panоrama Bukhara». Уже примерно через час в отель за нами приехал Фирдовс, и мы начали свое знакомство с памятниками города.
С нашим гидом поехали в загородную резиденцию бухарских эмиров с поэтичным названием «Дворец, подобный звездам и луне». На архитектуру дворца повлияли европейские традиции, и поэтому здесь можно было увидеть и бухарский дворцовый интерьер, устройство и быт царского двора. Эмир заимствовал европейскую технику в отделке дворца и перенес сюда смешанный стиль пригородных европейских дворцов. Все это отражено в планировке здания, в содержании сада, в формах беседок и павильонов, гостевого домика. Дворцовый комплекс состоит из трех частей. Посередине находится двор с фонтаном. Наружные стены дворца украшены рельефным орнаментом ганчевой лепки. Обращает внимание великолепная отделка тронного зала и приемного покоя эмира, летней комнаты с разноцветными окнами, банкетного зала и куполообразного потолка, обеспечивающего циркуляцию свежего воздуха. Строительство дворца было закончено при последнем бухарском эмире Саиде Алимхане, в 1918 году, а через два года эмир бежал за границу.
Дальше мы переместились к одному из самых древних памятников — к крепости Арк, которая и была символом государственной власти, величия и неприступности. Огромная крепость всегда была защитой и опорой правителей. Арк был и главной резиденцией бухарского эмира вплоть до его свержения. В Арке, кроме правителей, жили и творили великие ученые, поэты и философы: Рудаки, Фирдоуси, Авиценна, Фараби, Омар Хайям. Расположена крепость на насыпном холме, высота которого достигает двадцати метров, а примерная площадь более четырех гектаров. Парадный въезд в Арк оформлен в виде двух столбообразных башен. Верхняя часть башни соединена галереей, над которой построено помещение с террасами. В пределах крепости сохранилась дворцовая мечеть, построенная для эмира и его знати, зал, где восседал правитель, двор премьер-министра, двор приветствий, уникальная библиотека, монетный двор, баня и другие постройки. К началу ХХ века Арк представлял собой город в городе, с дворцом правителя, дворцовыми службами и домами высокопоставленных чиновников и военачальников. В 1920 году Арк был разрушен войсками Красной Армии при свержении последнего эмира.
Первый день пребывания в древнем городе подходил к концу, и мы поехали на званый ужин к Гавхар. Фирдовс заехал в один из районов в центре города, где расположены дома частного сектора. Вдоль улицы с обеих сторон стояли красивые элитные дома. К одному из таких домов с красивыми воротами мы подъехали. Это был дом, в котором жила моя однокурсница, в глаза невольно бросился ухоженный двор с палисадником. Гавхар с Тахминой нас встретили и проводили в дом. В зале был накрыт со вкусом стол. Познакомились с супругой Фирдовса — Нигиной, и с их прекрасными детьми, а также с сыном Тахмины — Абдулазизом, который заканчивал школу.
Вскоре подали горячее, — как я и хотел, бухарский плов, это блюдо напоминало мне наше далекое прошлое, студенческие годы. В тот год, когда мы поступали на юридический факультет, впервые принимали вчерашних школьников, без стажа работы или воинской службы. Конкурс для поступающих без стажа был самым высоким — двенадцать человек на место. Наша группа была дружной, всегда помогали друг другу, часто собирались, вместе готовились к экзаменам, поддерживали друг друга и после учебы. Помню, мама Гавхар угощала нас пловом, когда собирались у нее для подготовки к экзаменам. По распределению Гавхар была направлена на работу в МВД республики, а после переезда в Бухару продолжила работу в органах внутренних дел Бухарской области и в звании подполковника вышла на пенсию. Однако точку в трудовой деятельности так и не поставила, продолжая возглавлять юридические службы крупнейших банков. За это время вырастила успешных сына и дочь. Тахмина — состоявшийся врач-хирург, работает в больнице экстренной медицинской помощи и завершает строительство своей частной медицинской клиники. Фирдовс — экономист, имеет свой бизнес в Ташкенте. Мы с Гульнарой, пока были с ними, по поступающим им телефонным звонкам поняли, что они, каждый в своей сфере, востребованные специалисты.
На следующий день Гавхар посоветовала посетить мавзолеи и мечети семи святых, которые родились, творили и были похоронены в разных районах Бухарской области, и мы с нашим гидом выехали из города. Начали посещение с могилы шейха Абдулы Абд Ал-Халика Гиждувани, основателя школы суфизма хаджаган. Недалеко от его захоронения посетили медресе Улугбека и большую мечеть. Мухаммед Ариф Ар Ревгарий, достойный продолжатель шейха Гиждувани, ученый, преподавал философию, до наших дней дошла его рукопись «Арифнома». Дворик, где расположена его могила, обрамлен террасой, здесь построен благоустроенный архитектурный комплекс с мечетью.
Махмуд Анжир Фагнавий был известнейшим суфием своего времени. Он продолжатель духовной суфийской традиции. Недалеко от могилы святого возведен красивый мавзолей и рядом мечеть. Ходжа Азизона (Али Ромитани) считается четвертым святым из семи, как исполнитель желаний, один из известных духовных авторитетов, величайший мастер мудрости, обладавший высокими духовными качествами и ярко выраженной харизмой, в народе он известен как «почтенный шейх», автор знаменитого труда «Рисолаи Азизон». Считается, что именно благодаря ему монгольские ханы приняли ислам. Над его могилой воздвигнут мавзолей, а рядом возведена мечеть.
Далее дорога ведет к могиле великого суфия Бобо ас Самоси, предсказавшего появление на свет Бахауддина Накшбанди. Он сказал: «Пройдет совсем немного времени, и его благоухание распространится по всему миру, и станет он «раскрывающим трудности». Бахауддин Накшбанди, величайший из суфиев, говорил: «Вначале посетите моего учителя, затем могилу моей матери, а потом, если останется время, можете прийти ко мне…», и следуя этой воле, Фирдовс проехал мимо его мавзолея и свернул к селению Сухор, к мавзолею его великого учителя Сайида Амира Кулола, над могилой которого вырос красивый мемориальный комплекс, представляющий собой мечеть, мавзолей и сад с цветником. Слово «кулол» означает гончар, за великое мастерство в профессии его прозвали Амиром Кулолом.
И завершили посещение мавзолеем Бахауддина Накшбанди, который в суфизме был сторонником аскетизма, по его мнению, суфий должен зарабатывать на жизнь исключительно трудом. Он владел несколькими профессиями, был ткачом, гончаром и резчиком по металлу. Здесь высится величественный мавзолей и комплекс Бахауддина Накшбанди, который является символом мудрости, смирения и поиска истины в этом бренном мире. По сей день сюда идут люди, чтобы очистить душу и разум, а также в надежде, что Всевышний услышит и примет их молитвы.
День был насыщенным, были в семи точках Бухарской области, проехали более двухсот километров, но в отличие от Самарканда, в Бухаре сильнее чувствовались глубина, величие, сила и смысл Веры, при каждой молитве во всех мечетях перед глазами проплывали золотистые строки аятов священного Корана, а в молитвах четче понимали свое земное предназначение, предопределенное изначально Создателем. Рядом и люди были как будто другие: доброжелательные, смиренные, мягкие. Атмосфера вокруг помогала процессу переосмысления ценностей и в целом жизни, пониманию незыблемости, величия и вечности лишь одного, Всевышнего. Понятнее становились услышанные в Самарканде слова: «Самарканд — красота земли, Бухара — сила ислама и религии», звучащие в оригинале еще красочнее и сочнее. С такими мыслями вернулись в отель.
В каждом городе есть свое самое красивое и популярное место, куда стекаются горожане и гости, чтобы отдохнуть и насладиться прекрасным видом. В Бухаре такое место называется Ляби-Хауз – эта самая известная площадь Бухары, архитектурный ансамбль, созданный в XVI–XVII вв., является исторической достопримечательностью. Ансамбль составляют здания медресе Кукельдаш, медресе и ханака Диван-Беги, памятник бронзового Ходжи Насреддина на ишаке, расположившиеся вокруг искусственного водоема. За последние 400 лет площадь Ляби-хауз не сильно изменилась, разве что одноименный ресторан, расположенный в центре старого города, у пруда с утками и с живой музыкой. В тени тутовых деревьев, насчитывающих несколько сотен лет, идеальное место отдохнуть и пообщаться с друзьями. В дружеской обстановке у пруда, с красивым видом на город, мы провели несколько часов, беседуя, слушая музыку и наблюдая за танцами туристов.
У летней резиденции эмира бухарского
В заключительный день нашего пребывания в компании с Гавхар и Тахминой мы вновь вернулись к площади Ляби-хауз, там, на берегу у пруда день начали в кафе, попили ароматный кофе, продолжили наше общение, потом прошлись по улицам древнего города. Осмотрели расположенные вокруг пруда здания медресе Кукельдаш, медресе и ханака Диван-Беги. Были у минарета Калян, которому скоро исполнится 900 лет. Слева от минарета красовалось медресе Мири-Араб, а справа — мечеть Калян. Медресе Мири-Араб до сих пор работает как учебное заведение. Здесь же недалеко Медресе Улугбека, одно из старейших медресе, с мощным входным порталом, на створке ворот вырезана надпись из Корана: «Стремление к знанию — обязанность каждого мусульманина и мусульманки».
Мавзолей Саманидов — одна из древнейших мусульманских усыпальниц представителей этой династии, построенный на рубеже IX—X веков. Это самое древнее уцелевшее здание в Бухаре. Мавзолей удивительно красив. Его целиком сложили из обожженного кирпича. Все наружные и внутренние узоры тоже выполнили из кирпича обычного и специального, фигурного. Мастера клали его разными способами: под углом, на бок. В итоге получились симпатичные геометрические узоры, в основном квадраты и круги. Узоры гармонируют с внешним обликом здания — это куб, накрытый куполом. Строители медресе Чор-Минор в начале XIX века отошли от этого стандарта. У него неправильная непрямоугольная форма, а вход украшают четыре башенки. Их купола покрыты голубой плиткой и узоры на каждом свои.
Обойти пешком древний город оказалось делом нелегким, Тахмина остановила кару, и мы объездили все достопримечательности. В итоге вернулись к той же площади. Ужинали дома у Фирдовса. Нам понравился его двухуровневый большой дом. Нигина накрыла стол, чувствовалось, что она не только сильный педагог, но и хорошая хозяйка.
Это был последний вечер нашего пребывания в Узбекистане. На следующее утро Тахмина и Гавхар провожали нас в Бухарском аэропорту.
За три дня мы с Гульнарой прониклись красотой Бухары, прикоснулись к ее духовным ценностям, с однокурсницей в своих воспоминаниях побывали в далеких семидесятых годах прошлого века, познакомились с Тахминой и Фирдовсом, полюбили их как родных. Однако белоснежный аэробус авиакомпании «Oʻzbekiston havo yoʻllari», на борту которого мы продолжили путешествие в Турцию, оставил все это только в нашей памяти как самые приятные минуты пребывания в восточной сказке.