Мечта о полной консолидации обществ так же вряд ли сбыточна, как и стремление к всеобщему равенству. Но собирать под свои знамена большинство — задача посильная, однако здесь важно определить механизмы консолидации и четко представлять цели и задачи, которые выдвигает какое-либо сообщество или та или иная политическая сила. К консолидации общества стремятся государства. К объединению, сплочению отдельных лиц, групп и организаций направлены усилия народов, борющихся за свои права. В этой связи и для нас, крымских татар, вопрос консолидации имеет не второстепенное значение.
Не будем уходить в дебри истории, а заглянем в новейшую ее часть, рассмотрев отдельные моменты нашей консолидации. Для нахождения общих точек соприкосновения необходимы социально-экономическая составляющая, политический или национальный интерес. Важна выработка соответствующей идеологии, а далее, как показатели, результаты борьбы.
Исмаил Гаспринский, начиная свою деятельность, в основу консолидации заложил знания и просвещение. Неграмотное общество также можно объединить, достаточен вброс доступных и понятных идей. Вопрос лишь в том, насколько они реализуемы, соответствуют общечеловеческим нормам и поддержаны мировым или иными крупными сообществами.
В свое время мне дед озвучивал критический взгляд на некоторые моменты крымского прошлого, когда неграмотное или малограмотное население деревни лезло в драку только от чьего-то постороннего крика «ур» (бей). Вспомним драки на свадьбах, которые заканчивались испорченным торжественным вечером или даже трагически. Так, в г. Бекабаде во время конфликта хозяйку свадьбы застрелили из ружья. Сегодня такие проблемы практически изжиты — население стало грамотным и негативно относится к пережиткам прошлого.
За несколько десятилетий своей деятельности И. Гаспринскому удалось вырастить национальную интеллектуальную элиту. Предложенный им путь был медленным, тернистым, но гуманным, на практике реализуемым, да с положительными результатами. Менялись режимы, государства, но усвоенные крымскими татарами идеи великого просветителя в самые жестокие моменты истории помогали выжить и самосохраниться, и уже сегодня стремление дать своему ребенку полноценное образование означает получить достойную работу и обеспечить безбедную жизнь.
В начале XX века усвоили крымские татары и уроки парламентаризма, когда смогли во II и III Государственные Думы провести своих кандидатов — Решида Медиева и Исмаила Муфти-заде, консолидировавшись на выборах. С начала 1990-х годов нашему народу удавалось, даже находясь в меньшинстве в избирательных округах, продвигать в депутаты своих соотечественников благодаря высокой сознательности, сплоченности, общественной и избирательной активности.
Судьбоносные события на территории Российской империи в 1917 году и провозглашение автономной республики в Крыму в 1921 году демонстрируют нам возрождение государственного мышления у народа, умение различных политических сил консолидироваться для конкретных целей.
Массовое возвращение крымских татар на историческую родину через несколько десятилетий после ссылки — еще один яркий показатель консолидации народа во имя благородной цели. Далее шло обустройство и возрождение многого утраченного в период ссылки. Консолидированное крымскотатарское общество преследовало разные цели, которые помогали ему достичь еще более крупной цели — самосохраниться и сделать Крым лучше. Последнее имеет огромное значение. После депортации крымских татар полуостров был заселен переселенцами, которые фактически не знали полиэтнического общества. На прежнем месте жительства и новом доминировали одна культура, один язык, плюс еще один — близкородственный. Нарушение такой привычной среды воспринималось враждебно. Крымские татары, наоборот, в республиках Центральной Азии росли и формировались в многонациональном обществе, соседствуя с крупными этническими анклавами, получали образование на русском языке, одновременно осваивая местный.
В Крыму их не надо было учить жить бок о бок с другими народами, наоборот, это они наполнили жизнь многообразием и показали, как это прекрасно.
Может, прочитанному кто-то улыбнется, тем, кто воспримет это с сомнительной ухмылкой, я порекомендую обратить внимание на карабахские события, где армянское население практически все покинуло данную территорию, несмотря на заверения Баку наделить их всеми правами граждан Азербайджана. Что-то ужасно сотворенное в самой новейшей истории вызывает беспокойство потерпевших поражение армян.
По-видимому, ожидание мести за проведенные в 1990-х этнические чистки помешали им довериться азербайджанскому государству.
Когда теперь два народа простят друг друга? Этнические чистки с применением насилия есть большое зло, нанесенные раны кровоточат десятилетиями, людей обуревают месть и зло, порождающие еще большее зло. Это не крымскотатарский путь. Мы должны быть силой притягательной, а не отталкивающей.
Консолидированное крымскотатарское общество, двигаясь в своем поступательном развитии, раскрывая свой потенциал человеколюбия и добра, имея целью объединить людей различных национальностей, сможет многого добиться, слывя культурной нацией.
Наша сила — в мягкой силе.
Пути консолидированного крымскотатарского общества?
Комментариев: 0
Просмотров: 152