(Окончание.Начало в №№36, 37, 38)
В конце 1920-х годов по Крыму тяжелым катком прошлась кампания, направленная против сторонников Вели Ибраимова и бывших деятелей партии «Милли Фирка». Репрессиям против неугодных требовалось идеологическое обоснование. В 1930 году комиссия по истории партии при Крымском областном комитете ВКП(б) публикует очерк заведующего Госиздатом Крымской АССР Архипа Бочагова «Милли Фирка: национальная контрреволюция в Крыму».
Два образа
В своей работе Бочагов справедливо говорит о тяготах, которые несло крымскотатарское население при царском режиме, и формировавшихся в связи с этим протестных настроениях. «Процесс грубого, административного изъятия земель у татарского населения; процесс капиталистической мобилизации земельной собственности — все это озлобило национальное крестьянство. На карликовых участках худшей земли при низкой производительности труда, под гнетом полной политической бесправности и экономического разорения — трудовое татарское население находилось в исключительно тяжелом положении», — пишет он. Но в то же время весьма тенденциозно подходит к освещению крымскотатарского национального движения.
Бочагов весьма уничижительно отзывается о сторонниках Исмаила Гаспринского, который, по его мнению, своей деятельностью «тупил острие национально-революционного движения». «Лояльное отношение к царизму, молчаливое подчинение всей системе его мероприятий, отсутствие смелых национально-революционных выступлений — основные характерные черты этой группы… Вообще же в области социально-экономической Гаспринский и его группа не пошли дальше очень расплывчатого, неясного лозунга: «единство дела, мысли, языка». Какого дела, какой мысли? Именно в силу такой аполитичности своих лозунгов Гаспринский обеспечил 33-летнее легальное существование своей газете «Терджиман» («Переводчик»)» — так, с точки зрения большевистского идеолога, характеризуется позиция Исмаил-бея и его последователей.
Позиции Гаспринского решительно противопоставлялась деятельность Решида Медиева и его группы: «Медиев представлял собой уже новый тип, тип национально буржуазного революционера (с ярким эсеровским налетом), который смело поднимал свой голос в защиту угнетенной татарской нации. Он был наиболее яркой и действенной фигурой буржуазного национально-революционного движения. Группировавшиеся вокруг него единомышленники также пользовались большим влиянием… Выступления в Думе, смелые статьи в издаваемой Медиевым газете «Ватан хадими» создали ему большую известность не только в Крыму, но и на многих других окраинах старой России, населенной национальными меньшинствами. В его личном архиве имеется ряд телеграмм, свидетельствующих о его популярности». При этом Бочагов отмечает, что входившие в круг единомышленников Медиева Али Боданинский и С.Идрисов (оба принимали участие в борьбе за установление советской власти в Крыму в 1919-1920 гг.) как бы связывают его фигуру с событиями революции 1917 г.
Однако политика партии менялась, в скором времени тучи стали сгущаться уже и над крымскотатарскими деятелями, поддержавшими большевиков по ходу гражданской войны. И образ Медиева как пламенного революционера в партийной печати стал тускнеть. В 1933 году партийный идеолог В.Советов в работе «Социал-демократия в Крыму», продолжая противопоставление Медиева Гаспринскому, уже без былой бочаговской восторженности отзывается о первом: «Близкая по своим программным требованиям к эсерам, группа Медиева не была непосредственно связана с массами татарского крестьянства. Будучи не в силах раздвинуть рамки кружка, которым она ограничивала свою деятельность, группа окончила свое существование с разгромом первой русской революции». В итоге автор делал вывод, что «национальной татарской буржуазии» удалось сохранить контроль над татарским национальным движением до самой октябрьской революции. А тем временем новая волна репрессий набирала оборот. В 1934 году был отстранен от должности директора Бахчисарайского дворца-музея Усеин Боданинский (брат погибшего в 1920 году Али Боданинского). Увольнялись с работы, исключались из партии и другие активные участники событий 1917-1921 гг. По обвинениям в «буржуазном национализме» многие из деятелей крымскотатарского национального возрождения начала ХХ века, в том числе У.Боданинский и С.Идрисов, были расстреляны 17 апреля 1938 года…
Отцы и дети
Оценка деятельности любой исторической личности не может даваться без учета реалий той эпохи, в которой ей выпало жить и работать. Исмаил Гаспринский начинал свою деятельность по изданию «Терджимана» в суровой обстановке начала 80-х годов XIX века, когда, после убийства в 1881 году революционерами императора Александра II, его преемник Александр III в решительной форме отказался от любых попыток реформирования в либеральном ключе государственного строя, своим манифестом объявив о «незыблемости самодержавия».
В реалиях царской империи не могло быть не лояльной власти печати, любое издание проходило через бдительное око цензоров. И Гаспринский, ставивший своей целью просвещение народа, приобщение его к достижениям развитых стран, должен был демонстрировать лояльность режиму, чтобы преуспеть в главном.
Подобно деятельности великих французских просветителей ХVIII века, работа И.Гаспринского и его соратников предвосхитила революционные преобразования, изменившие коренным образом облик дотоле консервативного сословного общества. Ее последствием стало то, что собравшийся в революционном 1917 году крымскотатарский парламент Курултай принял демократическую национальную конституцию, упразднявшую пережитки феодализма и предоставлявшую гражданские права женщинам.
При этом, в процессе смены поколений в середине 1900-х годов на историческую арену выходит новая волна крымскотатарских общественно-политических деятелей, которую олицетворял Р.Медиев. Поддерживая просветительскую деятельность Гаспринского, они по-иному смотрели на политические и социальные вопросы и не готовы были в новой политической ситуации поддерживать осторожную тактику последнего. Благоприятную атмосферу для этого создавала революция 1905 года, революции, происходившие в эти годы в ведущих мусульманских странах — Турции и Иране.
Протекавшие в татарской среде изменения не оставались не замеченными современниками. Так один из лидеров крымских кадетов князь Владимир Оболенский в своих воспоминаниях, весьма нелицеприятно отзываясь о татарском дворянстве, в то же время отмечает, какие положительные плоды имело распространение образования среди крестьянского татарского населения: «Что касается татарских крестьян, то они мало приобщались к европейской культуре, обучая своих детей в национальных духовных школах зубрежке текстов из Корана. Впрочем, с конца прошлого века земские школы стали заполняться татарчатами, а после революции 1905 года, когда в них начали преподавать татарский язык, они уже успешно конкурировали с «мектабэ» (духовными школами). Татарская демократия оказалась способнее вырождающегося дворянства. Окончив земскую школу, более способные и состоятельные ученики поступали в гимназии, а оттуда в университеты, и на моих глазах появлялись потом врачи, учителя, адвокаты из татарской демократии».
В последующем, за Р.Медиевым и его единомышленниками закрепилось имя младотатар (по аналогии с младотурками), хотя доподлинно неизвестно, называли ли они себя так сами. Младотатары занимались просветительской деятельностью, основали в Карасубазаре благотворительное общество — Джемиет хайрие, помогавшее детям из бедных семей получить образование. Одним из тех, кому общество помогло отправиться на обучение в Стамбул, был сын бедного пастуха мальчик Бекир, ставший впоследствии известным ученым и великим поэтом Чобан-заде.
Издательская деятельность
Революция 1905 года и ослабление царской цензуры дали возможность младотатарам начать в Карасубазаре издание своей газеты «Ватан хадими» («Работник родины»). Теперь в Крыму издавались сразу две газеты на татарском языке. При этом, и «Терджиман» и «Ватан хадими» сыграли свою роль. «Ватан хадими» выразила позицию молодого поколения крымскотатарских политиков. Однако с поражением революции, с которой связывали свои надежды младотатары, газета была закрыта властями. Вместе с тем, осторожная тактика Гаспринского позволила сохранить «Терджиман», несмотря на политические перипетии.
Интересно, что издательские планы Медиева не ограничивались только «Ватан хадими». 15 мая 1906 года в адрес таврического губернатора редактором газеты «Ватан хадими» Решидом Медиевым было отправлено заявление о желании издавать «под своим ответственным редакторством» газету на русском языке под названием «Голос Мусульманина». Газета должна была выходить два раза в неделю, а ее программу Медиев характеризовал как «ознакомление русского общества с мусульманским вопросом в России вообще и крымскотатарским вопросом в особенности».
Уже после закрытия властями «Ватан хадими», Медиев вновь вернулся к идее издания газеты на русском языке. 23 октября 1908 года им было отправлено в канцелярию таврического губернатора заявление о намерении издавать в Симферополе газету «Наш Голос». Планировалось, что издание будет выходить раз в две недели, с целью «знакомить русское общество с вопросами татарской жизни вообще и вопросами татарскаго просвещения в особенности».
Этим планам, к сожалению, не суждено было осуществиться. Но тем не менее, действия Р.Медиева говорят о том, что он первым из крымскотатарских общественно-политических деятелей осознал необходимость наличия, помимо национальной газеты на татарском языке, и полноценного национального издания на русском языке. Такая газета позволяла бы крымским татарам доносить свою точку зрения по злободневным вопросам до русскоязычного окружения в крымском сообществе, не оставаться немыми в идущих в российском обществе дискуссиях. Несмотря на то, что власти не позволили Р.Медиеву осуществить эту идею, она не была забыта его единомышленниками. Спустя пять лет после его смерти, в революционном 1917 году наряду с газетой «Миллет» на крымскотатарском языке свет увидел и «Голос татар».
comments powered by HyperComments