Курс валют USD 0 EUR 0

С любовью к людям и своему делу

Комментариев: 0
Просмотров: 61

 

ТАРИХЧИ

Активное и деятельное долголетие, даже в нынешнее время роста продолжительности жизни и развития медицины, является большой и счастливой редкостью. Доценту Крымского инженерно-педагогического университета имени Февзи Якубова Леннаре Алимовой было 87 лет, когда три года назад она ушла на пенсию. За ее плечами 60 лет непрерывного трудового стажа, работы на благо общества и его будущих поколений.

Трудовой путь Леннары Умеровны, впрочем, начался гораздо раньше, чем у нее успела появится трудовая книжка. Ей едва исполнилось 9 лет, когда крымские татары были выселены с исторической родины. Условия жизни в местах спецпоселений были чрезвычайно тяжелыми, и дети выходили на колхозные поля, помогая взрослым собирать урожай картошки, капусты и других овощей.

Тому поколению крымских татар пришлось рано взрослеть в трудных условиях военных и первых послевоенных лет, но тем не менее оно сумело получить образование, встать на ноги и внести большой вклад в развитие своей страны и народа. Сегодня Л.Алимова является кандидатом педагогических наук, членом-корреспондентом Академии педагогических и социальных наук, автором более 100 научных и научно-методических работ, в том числе монографий «Эстетическое воспитание школьников» и «Национальные и общечеловеческие ценности в воспитании школьников». Ее заслуги на ниве педагогической деятельности отмечены как грамотами и благодарностями крымского парламента, так и на общегосударственном уровне. В 1983 году решением Президиума Академии педагогических наук СССР ей была присуждена премия имени К.Д.Ушинского.

 

Страшные годы

Леннара Алимова родилась в Симферополе 13 мая 1935 года. Ее отец, Умер Алимов, был выходцем из села Демерджи (ныне Лучистое Алуштинского региона). Со своей будущей супругой Усние он познакомился во время обучения в партийной школе (комвузе), готовившей национальные кадры для коренизации государственного аппарата. Впоследствии Умер Алимов работал судьей, а Усние была учителем начальных классов. Их первый ребенок умер в возрасте трех месяцев. Впоследствии в семье родилось еще четверо детей (три девочки и один мальчик), Леннара была самой старшей из них.

Алимовы были дружны с председателем Центрального исполнительного комитета Крымской АССР Ильясом Тарханом. Это неудивительно, учитывая тот факт, что Тархан был уроженцем Корбека — крупного крымскотатарского села в окрестностях Алушты. Сталинские репрессии 1937-1938 годов больно ударили по крымскотатарской элите. Во время кампании по обличению и травле «врагов народа» Ильяс Тархан был арестован и расстрелян. Угроза репрессий нависла над всем его окружением. Но к счастью, когда кампания политичес­ких чисток еще только начиналась, один из старших братьев посоветовал Умеру оставить работу в судебной ­системе. Возможно, это его спасло. Накануне вой­ны он находился на хозяйственной работе в Алуште.

Во время войны семья Алимовых перебралась из Симферополя в родное село Демерджи, где Умер построил в 1938 году добротный одно­этажный дом. Рядом с ним находился дом старшего брата Умера — Исляма, погибшего на фронте.

Осенью 1941 года ­Алушта и ее окрестности были заняты германскими войсками. Оккупационные власти развернули охоту на членов коммунистической партии и всех, кого подозревали в поддержке советской власти и партизан. Брат Усние — Эбазер Муртазаев, работавший инструктором в обкоме партии, был схвачен и расстрелян оккупантами. Каратели нагрянули и в дом Алимовых. Усние едва успела спрятать мужа от них в стоге сена во дворе.

Скрываться Уме­ру пришлось весь период оккупации. Леннара Алимова вспоминает, как отец по ночам через окно приходил домой, а потом уходил обратно. Меры предосторожнос­ти не были напрасными. Отца продолжали искать. Вскоре Усние вызвали на допрос и потребовали выдать местонахождение мужа. Она отвечала, что развелась с супругом, и ­они давно уже не живут вместе. Фашисты не поверили ей и посадили в тюрьму. От неминуемой гибели женщину спасло только то, что односельчане согласились дать оккупационным властям расписку, подтверждающую ее слова.

Освобождение Крыма в ап­реле 1944 года, казалось бы, положило конец страшному времени. Но в ночь на 18 мая в Демерджи, как и в других населенных пунктах Крыма, началась операция по выселению­ крымских татар. Выслушав приказ о выселении­, Усние собрала вокруг себя детей и, взяв на руки младшую дочь, которой не было еще и пяти месяцев, отправилась к месту, где собирали жителей села. Взяв у входа в дом маленький камушек, она загадала желание вернуться с детьми назад. Впоследствии она привезет его назад в Крым.

Леннара Алимова так вспоминает этот тяжелый момент: «Всех татар собрали наверху, прежде чем вывезти. Подходит к маме солдат и говорит: «Вас везут очень далеко. У всех сумки, а у вас ничего нет. Возьмите что-нибудь из дома. Идемте». У мамы действительно ничего не было с собой. Только ребенок на руках и мы вокруг нее. А папа был в Алуште, он еще не успел прийти. Мама побоялась идти с незнакомым человеком. Ей было всего двадцать восемь лет. Рядом стояла папина племянница, ее отец — родной брат отца Ислям Алимов — погиб на фронте в первые дни войны. Вот она, значит, и говорит: «Давай пойдем вместе, Усние-енге». Они пошли. Мама потом рассказывала, что вот этот солдат, увидев у них дома швейную машинку «Зингер», взял детское одеяло, завернул в него эту машинку и вынес ее за мамой на поляну, с которой нас должны были вывозить. Эта машинка нас очень выручила в Узбекистане. Ее у мамы брали напрокат, чтобы шить сапоги и узбекские ичиги».

Во время выселения Алимовы оказались заброшены в город Ангрен Ташкентской области. Семья получила комнату в бараке. Жизнь была тяжелой, людей массово косила малярия. Все мужчины, которые могли ходить, хоронили умерших. Жуткие картины этих дней навсегда запечатлелись в детской памяти.

Свадебное платье и букварь

Чтобы поднять четверых детей, Умеру Алимову приходилось много трудиться. Бывший судья теперь потерял все зубы, работая грузчиком на урановом руднике и сторожем. Главной целью его жизни отныне было во что бы то ни стало дать своим детям образование.

В школу Леннара пошла вместе с младшим братом Эмином. «У нас с братом два года разницы. Но пошли мы в школу вместе, потому что русских школ не было. Папа сказал: «В узбекскую не пойдешь». Через год в узбекской школе открыли русские классы, причем там преподавали крымские татары. Тетрадей не было. Ученики в классе писали на обрывках газеты «Правда», на пустых местах (если конечно в газете не было портретов Сталина, в этом случае могли посадить в лагерь на 25 лет). Ладно уж, на краю газеты писали. А читать откуда? И вот мама продала свое свадебное платье и купила нам букварь. Он был один, буквально на весь класс. Мы были самые богатые с моим братом», — рассказывает она.

По окончании школы встал вопрос о поступлении в институт. Разрешения на то, чтобы отправиться поступать в столицу республики – Ташкент, Леннара не получила, но смогла поступить на филологический факультет Ленинабадского ­пединститута. Надо отметить, что все дети в семье Алимовых смогли получить высшее образование. Ее брат и сестра впоследствии стали инженерами, вторая сестра окончила медицинский институт.

Братья Граловы

Еще во время учебы в Ленинабаде (ныне Худжанд) Л.Алимова познакомилась с Дилявером Граловым. Тому приглянулась будущая учительница, и он сообщил о ней своему младшему брату Серверу, служившему в то время в армии. Между молодыми людьми завязалась переписка. После окончания института молодая учительница в течение года преподавала русский язык в одной из сельских школ Ферганской области. Но тут последовала их свадьба с Сервером. Молодожены стали снимать квартиру в Ташкенте. Как раз в это время Сервер Гралов получил документы о реабилитации своего отца, и вскоре им выдали новую квартиру.

Здесь следует сказать несколько слов о весьма непростой судьбе семьи Граловых. Отец Дилявера и Сервера — Аблямит Гралов — занимал в 1930-е годы высокий пост в Ялте. Старшая сестра его жены — Зера Диттанова — была женой наркома здравоохранения Крымской АССР Биляла Чешмеджи. Всех их самым прямым образом задела волна репрессий 1937-1938 годов. Имена Б.Чешмеджи и А.Гралова были включены в расстрельные списки по Крымской АССР, утвержденные в 1938 году лично И.Сталиным. Б.Чешмеджи шел в них по первой категории — расстрел, а А.Гралов по второй — тюремное заключение. Эти решения формально приводились в действие постановлениями Военной коллегии Верховного суда СССР.

После ареста Аблямита, за ним последовала и его жена (очевидно, как член семьи «врага народа»). Диляверу в то время было 9 лет, а Серверу всего 2 года. Старшего мальчика взяли на воспитание сестры матери, в то время как младший оказался в доме малютки. Когда крымских татар депортировали, детдомовцев тоже отправили в Узбекистан.

Впоследствии Дилявер Гралов рассказывал Л.Алимовой, что разыскать брата ему помог счастливый случай. Однажды Дилявер, в то время живший со старшей тетей Тевиде, случайно увидел в «Пионерской правде» сообщение о том, что в таком-то детском доме трубач Сергей Гралов занял первое место на музыкальном смотре. Поняв, что речь может идти о брате, он решил действовать. Диляверу было уже 17 лет. Надев на себя две пары штанов и рубашек, он отправился в путь. Добравшись до того детдома, он разыскал брата. С наступлением вечера, он переодел его во вторую пару одежды, и они пошли на вокзал. Сели там и уснули под кассой. Рано ут­ром, когда касса открылась и поток людей хлынул к ней, они оказались первыми в очереди и, взяв билет, уехали домой.

Путь в науку

В Ташкенте Леннара Алимова нашла работу в школе-интернате для музыкально одаренных детей. Сегодня это Республиканская специализированная музыкальная школа имени Р.М.Глиэра. В этом весьма незаурядном учебном заведении она в течение 11 лет работала учителем начальных классов.

«Помимо занятий в начальной школе, я еще работала на полставки воспитателя. Дети в меня были влюблены. Действенная, молодая. Хотят в театр — я их веду в театр. Хотят в кино — я их веду в кино. Чего не бегать? По молодости. Я любила детей, любила свою работу. И мне везло на детей. Я вообще везучая», — рассказывает Л.Алимова.

Жизнь в крупном городе, семья и любимая работа в престижной школе — все это можно было бы считать вершиной жизненного успеха. Но в ее судьбу неожиданно вмешался случай. Однажды в школу с проверкой приехала высокая комиссия из Москвы. Проверяющие посетили и уроки Леннары Алимовой. Они были восхищены преподавательским талантом молодой учительницы. Один из членов высокой комиссии — известный ученый-математик и вице-президент Ака­демии педагогических наук СССР ­Алексей Иванович Маркушевич (1908-1979), выразил мнение, что «этой девочке надо учиться», и Леннаре Умеровне дали рекомендацию для поступления в аспирантуру.

Приехав в Москву, она ус­пешно выдержала экзамены, но несколько колебалась с выбором научного направления. Известный советский специалист в области педагогичес­кой психологии Нина Талызина (1923-2018) советовала ей связать свою научную работу с психологией, но Леннара Умеровна побоялась, что ее работа будет ограничена только психически больными детьми, и решила остановить свой выбор на педагогике.

В 1972 году она была зачислена аспиранткой в Академию педагогических наук СССР. Ее научным руководителем был известный ученый — академик Академии педагогических наук Борис Тимофеевич Лихачев (1929-1999), активно занимавшийся разработкой проблем эстетического воспитания школьников.

Успешно защитив кандидатскую диссертацию, посвященную воспитанию старшеклас­сников средствами искусства, Леннара Алимова вернулась в Ташкент, в течение трех лет работала в НИИ педагогических наук имени Т.Н.Кары-Ниязова. Затем, в 1978 году была назначена доцентом кафедры педагогики Ташкентского государственного университета (ныне Национальный университет Узбекистана имени Мирзо Улугбека), где проработала в течение следующих двадцати лет. Теперь она была уже научным работником и преподавателем высшей школы, ответственным за подготовку педагогических кадров, учителем тех, кто сам будет учить других.

«Мне очень повезло с родителями. Вы знаете, родителей нельзя не любить. Это невозможно. Ты их часть и они твоя часть. Я так считаю. Но это были люди, с которыми я всегда могла посоветоваться, особенно в сложные моменты, которые бывают в жизни. Очень хорошо помню один случай. Меня уже взяли доцентом в ТашГУ, сижу над докторской. Рядом со мной сидит папа. И он берет мою руку и говорит: «Доченька, ты работаешь в очень ответственном месте. Будь внимательна. Никого не обижай. Ни одного ребенка не обижай. Ты заработала не просто кусок хлеба, ты уже заработала большую булку белого хлеба. Живи честно». На всю жизнь я запомнила эти слова», — вспоминает она.

На родине

В 1998 году, приняв решение о возвращении в Крым, Л.Алимова подала заявление на увольнение. Вызвав ее к себе, ректор университета поинтересовался: «Вы у нас аспирантка Лихачева, почему увольняетесь?». Узнав о переезде в Крым, он сказал начальнику кадрового отдела: «Подпишите ей заявление с августа. Она все равно вернется, не выдержит, там тяжело».

На родину она вернулась вместе с престарелыми родителями. Необходимо было налаживать быт, искать работу. Пошла на прием к Николаю Багрову, в то время проректору по научной работе Симферопольского государственного университета. Тот обещал помочь с устройством на работу. Но все изменила случайная встреча на улице с Февзи Якубовым, который убедил ее устроиться на работу в Крымский инженерно-педагогический университет. О лич­ности Ф.Якубова Л.Алимова вспоминает с большим уважением: «Он был очень требовательным и справедливым руководителем. Человеком с огромным интеллектуальным багажом. Это был второй Исмаил Гаспринский».

В КИПУ Л. Алимова работала доцентом кафедры педагогики, в период с 2000 по 2014 годы заведовала кафедрой. Вышла на пенсию в августе 2022 года. Одним из своих важных достижений в этот период она считает организацию ежегодной конференции — Январских педагогических чтений.

К сожалению, многолетняя работа Л.Алимовой над докторской диссертацией так и не завершилась защитой: «Нужно было ехать на защиту, но заболела мама. Не могла. После мамы папа жить не хотел. Через полтора года не стало его. И я вообще ничего не хотела. И готовая диссертация так до сих пор и лежит у меня».

Подводя итог пройденному жизненному пути, она не жалеет о сделанном выборе, о силах и времени, отданных своим ученикам и студентам. Говоря о своих жизненных принципах, Леннара Алимова отмечает: «В работе, мне кажется, самым важным вот что. Если ты взялся за эту профессию, то у тебя должно все твое существо работать во имя этого дела. Если не получается, то уйди вовремя. Не надо ни себе, ни тем, кто от тебя зависим, портить жизнь. Влюбить других в свою профессию, не любя ее самому, невозможно. Во-вторых, нужно быть откровенным. Честно давать отчет о том, что получается, а что нет. Необходима и порядочность по отношению к другим людям, в том числе и к детям. Коль ты учитель, то ты формируешь человека, и это нужно делать так, чтобы ему было уютно, комфортно в дальнейшей его жизни. Надо не просто любить студентов, нужно ценить людей. Надо ­уважать человека и заботиться о его будущем. Любить то, что ты делаешь, любить тех, с кем ты имеешь дело, любить то, что тебя окружает. Все это я считаю очень важным».

 

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог