Курс валют USD 0 EUR 0

Самоубийства

Комментариев: 0
Просмотров: 310

Статья И. Гаспринского, впервые опубликованная в газете «Переводчик-Терджиман» в 1888 году, 15 февраля, №6.

 

В прошлом году в Константинополе лишил себя жизни некто Бешир Фуад бей1, один из образованных молодых писателей Турции. Это был первый случай самоубийства среди турецкой интеллигенции и обратил на себя внимание как роковое, знаменательное событие. Турецкие газеты долго говорили по этому поводу, и Фуад приобрел среди мусульман печальную славу. Известный публицист и писатель Ахмед Мидхад Эфенди2 издал по этому случаю целый трактат о самоубийствах и современном материализме3. Единичный случай был признан чуть не общественным бедствием! Как это ни странно с точки зрения европейской, но турецкое общество имело право ужаснуться от него. Человек ученый, хорошо обеспеченный, хорошо поставленный и полный сил молодости, не в припадках болезни, а обдуманно, умело с помощью науки насильно прекращает свою жизнь!

Самоубийство всякого рода и вида явление весьма заурядное в европейских обществах, имеющее уже свою историю и научно-обработанную статистику, — явление исключительное на мусульманском Востоке. Мусульманское общество не заражено этой язвой, делающей громадные успехи на Западе.

Наука и статистика указывают на связь между количеством самоубийств и степенью образованности и материального быта данного народа. Это не оправдывает самое явление и еще менее может служить нареканием на науку и умственное развитие. Тем не менее явление это столь серьезно и интересно, что невольно приковывает к себе, если взять в руки его статистику и историю. Что может быть дороже жизни? Почему сотни людей в разных странах выказывают столько равнодушия и презрения к ней? Ответить на это мы не считаем себя компетентными, но не можем не обратить внимание на самое явление. Возьмите любую газету, и вы ежедневно будете читать, что некто лишил себя жизни потому, что не нашел заработка, другой потому, что потерял вдруг состояние, третий потому, что не удались надежды и стремления, четвертый потому, что безнадежно любил и т. д. Среди мусульман тоже весьма нередки и голодовки, и потери состояний, и неисполнение надежды, и безнадежная любовь, но, слава Богу, почти никто не вешается и не режется. Сейчас могут указать нам на сравнительно низкую степень умственного развития мусульман. Указание это, может быть, объясняет, но никак не оправдывает печальное явление, как мы заметили выше. Мы желаем тут указать, далеко не все европейские самоубийцы люди развитые и за тем между мусульманами, хоть мало, но есть люди, посвященные в это развитие, а между евреями их очень много, однако самоубийство в этой среде явление все-таки исключительное, почти небывалое.

Не кроется ли причина этого страшного бича нашего времени в системе воспитания? Не отвергая влияния в этом случае всех тех фактов, кои указываются исследованиями о самоубийствах, мы склонны думать, что перевес в развитии ума над воспитанием сердца; коленопреклонение перед блеском ума и едва заметное внимание к подвигам сердца; миллионные траты и грандиозные учреждения на подготовление, чуть не фабрикацию «знающих», при отсутствии чего-либо с ясно определенной целью выводит «хороших и стойких» людей, должны приводить к тому, что всякий неудачник, с пустой грудью, неминуемо болеет и гибнет от собственной руки.

Во всяком случае, явление грустное и вызывающее на размышление.

 

  1. Башир Фуад (1852 — 1887) — турецкий публицист, журналист, мыслитель. Получил известность, покончив жизнь самоубийством в качестве научного эксперимента, чем вызвал широкий резонанс в османском обществе и прессе.
  2. Ахмед-Мидхат Эфенди (1844 — 1912) — турецкий писатель, переводчик, издатель и общественный деятель. В 1873 г. был сослан на о. Родос. Здесь он написал книгу своих воспоминаний под заглавием «Изгнание». Написал более 50 романов и пьес для театра.
  3. 11 марта 1887 г. в Стамбуле началась эпидемия самоубийств, после чего газетам было запрещено сообщать о самоубийствах. Запрет был снят через шесть месяцев. Текст научного наблюдения во время самоубийства Башир Фуада и письма, связанные с самоубийством, были опубликованы Ахметом Митхатом эфенди в его работе «Башир Фуад».
comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог