К 105-летию Героя Фетисляма Абилова
Энвер АБДУЛХАИРОВ, преподаватель Джанкойского профессионального техникума, Калиновский филиал
Село Ударное ныне входит в состав Луганского сельсовета, а до 1948 года оно именовалось Джадра-Шейх-Эли. Каково же его происхождение? «На значение ойконимии Крыма для изучения этногенеза крымских татар обратил внимание в конце прошлого века Н.Аристов: «…В именах татарских деревень на Таврическом полуострове сохранились к настоящему времени названия родов, указывающие основной этнической состав крымских татар». Эту цитату использует профессор В. Бушаков в работе по этноойконимии Крыма.
Различные исследователи отмечают, что в Присивашье, как и в целом в равнинном Крыму, нередко село имело двойное название, и в конце обычно – название рода. «При переходе кочевников к оседлости названия их аулов сначала означали не селение, а самих жителей, которые селились по родоплеменному принципу. Со временем имя рода или племени (гено— или этноним) превращалось в название селения (ойконим)».
Причем, как уточняет профессор В.Бушаков: «…Роль ойконимических определений в различении деревень хорошо показывают следующие синонимы: Шейх-Эли, Джага-Шейх-Эли, Куру-шилга-Шейх-Эли, Куру-Джилга-шейх-Эли, Тереклы-Шейх-Эли, Тузла-Шейх-Эли, Чокраклы-Шейх-Эли и Яман-Йол-Шейх-Эли. В этноойконимии Крыма чрезвычайно много сложных ойконимов: …Асс-Джаракчи и Асс-Джаркин… Двойные этноойконимы могут происходить от парных этнонимов, в которых название рода, как правило, предшествует названию племени: бурлак-вейрат, джаркин-ишунь, бешаран-кирей, ногай-кипчак… — хотя порядок мог быть и обратным…».
Магометане вышеобозначенных деревень совершали молебен в мечети, которая располагалась в селении Джадра-Кият. Ближайшая соборная мечеть располагалась в Тавбузаре (нынешнее Овощное), где имамом этого мусульманского храма служил Куртдеде Челеби.
В 1816 году по просьбе генерал-губернатора Таврической губернии проводились работы по составлению топокарты полуострова. На карте, выполненной командой генерал-майора Мухина, указана и деревня Джадра-Шейх-Эли в 10 дворов. Часть жителей села работала на землях генерал-майора Ахмет-бея Хункалова.
В 1829 г. в составе Перекопского уезда была Богемская волость. В ней, в этой административной единице, и числилась Джадра-Шейх-Эли.
В 1854 г. исправником Перекопского уезда подготовлены списки по деревням уезда. После крымской войны почти все жители Джадра-Шейх-Эли покидают родной край.
В «Статистическом справочнике 1915 года» селения Джадра-Шихель (вакуф) и Джадра-Кият находятся в составе Богемской волости. Центром волостного управления была Богемка, основанная переселенцами из Чехии на месте покинутого крымскими татарами поселения Джадра. Историк В. Пащеня отмечает: «В 1862 году крымские земли начали заселять эстонцами, чехами и немцами. Чехи прибыли в Крым в 1864 году и были поселены на казенных землях Перекопского уезда, образовав селения Табор, Богемка, Цареквич и Александровка».
До революции жители села Джадра-Шейх-Эли, да и окрестных, работали на землях помещиков Эзау, Машер, Корниса, братьев Кайзер, Вальц. Большевики не оставили в регионе ни одного из этого класса собственников на своей земле — все они оказались высланными в Сибирь на лесоповалы…
В январе 1918 года в Крыму установилась советская власть. Образованы сельсоветы, в том числе Богемский. В его состав вошла деревня Джадра-Шейх-Эли. В начале 1920-х годов в Богемке жили: 430 татар, 131 немец, 388 русских. В Джадра-Шейх-Эли проживало в это время 129 крымских татар.
На территории Джанкойского района функционировал ряд национальных школ (только в Богемской волости – 27, из них татарских – 6, немецких – 11, русских – 9, чешских – 1). В частности, в деревне Джадра-Шейх-Эли была татарская, в которой преподавал Якуб Асан (данные на 1921 год), а в 1944 году директором был Мурас-ага.
До 1939 года в состав Джадра-Борлакского сельсовета входили деревни: Джадра-Борлак и Джадра-Шейх-Эли с населением в 463 человека (233 женщины, 230 мужчин). В 1939 году Джадра-Борлакский сельсовет был ликвидирован, селения Джадра-Шейх-Эли, Джадра-Борлак были включены в состав Богемского сельсовета. Население деревни Джадра-Борлак трудилось в коллективном хозяйстве «Красный пахарь». 97% жителей сел Богемской волости, как и в целом Джанкойского района, работали в коллективных хозяйствах. Жители села Джадра-Шейх-Эли до войны работали в колхозе «Ударник».
Трактористом после 7-го класса работал на полях хозяйства и житель селения Джадра-Шейх-Эли Фетислям Абилов. Родился он в семье селянина Абильтара 15 марта 1915 года в многодетной крестьянской семье. В 1936 году юноша был призван в Красную Армию. Служил в Украинском военном округе. Умного, старательного, перспективного солдата направили в Тбилисское военное училище младшего командного состава, позже – в общевойсковое пехотное училище. В 1943 году прошел обучение в Москве – в Академии высшего военного командования. Теперь уже офицера отправляют в командировку в Хабаровск для дальнейшего прохождения службы. Участник боев на реке Халхин-Гол. На фронте с первых дней войны – оборона Москвы… (в 25 лет – командир полка) и до самого Берлина. Ратный подвиг Фетисляма Абилова – это отдельная страница в его биографии. О нем написано много очерков, статей, рассказов… Интернет полон сайтов о герое из Джанкойского района. Трижды был представлен к званию Героя Советского Союза, но эти представления подменяли в итоге другим боевым орденом («Красного Знамени»). Боевой путь полков, которыми командовал наш герой, описан в мемуарах о ВОВ, в том числе в книге известного советского военачальника П.Батова «В походах и боях» (1966 год, г. Москва), в книге П.Терехова «Пылающие берега» (1965), Н.Акаловича «Вперед, на Запад» (1988), вышедших в московском и минском издательствах. Новые данные по этой теме мы находим в материалах семейного архива Абиловых, переданных детьми героя в будущий музей при Калиновском техникуме.
9 марта 2015 года в Крымской республиканской универсальной научной библиотеке им. И.Франко состоялся вечер памяти, приуроченный к 100-летию со дня рождения Ф. Абилова. Выступавшие отмечали, что подполковник Фетислям Абилов был отмечен и многими орденами, которыми награждалось высшее командование Красной Армии. Полковник Ф.Абилов после войны два года прослужил заместителем коменданта города Данцига, был полон сил служить Родине именно в ВС, но в 1947 году был отправлен в отставку, проживал в подмосковном Жуковском, работал начштаба и заместителем директора по гражданской обороне на машиностроительном заводе. Вел активную общественную жизнь, хотя на полях войны трижды был серьезно ранен, контужен. Решением Совета депутатов этого подмосковного города от 4 мая 2005 года Герою Советского Союза Ф.Абилову присвоено звание «Почетный гражданин города Жуковского». Увековечена ли память о Герое в родном селении Джадра-Шейх-Эли (Ударное) в Крыму?
В селе Калиновка Джанкойского района (недалеко от Ударного), находится Калиновский филиал Джанкойского техникума. Администрация выделяет просторное помещение в административном корпусе, где находятся клуб, читальный зал, библиотека. Создать музей Героя здесь было бы очень своевременным решением, как и установить его бюст в Аллее Героев.
В сентябре 1919 года на Урок Победы из Москвы на встречу со студентами техникума в селе Калиновка приезжал сын героя — капитан первого ранга в отставке, руководитель крупного производственного объединения «Квант» Дмитрий Абилов. Привез в Калиновский филиал Джанкойского профессионального техникума также много материалов для будущего музея военной династии Абиловых. Супруга Нина Ивановна Абилова — участница войны с 1941 года по 1944 год, лейтенант, служила в гвардейской кавалерийской дивизии, прошла с боями от Москвы до Польши. В ноябре 1943 года форсировала в составе дивизии под огнем противника вплавь с конем в полном боевом снаряжении реку Днепр. Награждена орденом «Красная звезда» и медалью «За боевые заслуги». Умерла в 1997 г.
На тот Урок Победы прибыл также сын брата Героя — Асан Абилов. Отец последнего — Джемиль Абилов воевал на фронте пулеметчиком.
Небольшой музей памяти своего земляка-односельчанина в свое время собрал Абхаир Зейналиев, генерал милиции, проживавший после возвращения из Узбекистана в селе Заречное Симферопольского района. В своем доме Абхаир-ага создал уголок о Фетисляме Абилове – фотографии, воспоминания друзей-однополчан; эти материалы отставной генерал обещал передать в будущий музей при Калиновском техникуме.
Часть шейхэлинцев в результате выселения оказалась в Китабском районе Кашкадарьинской области. В 1948 году Джадра-Шейх-Эли переименовали в Ударное. В апреле 1963 года был организован совхоз «Украина». Село Ударное становится отделением этого совхоза (специализация хозяйства: животноводство, зерноводство). В 1960 – 1969-х годах села Жилино (Джадра-Борлак) и Ударное входят в состав Лобановского сельсовета. В 1975 году из состава Лобановского сельсовета были выделены ряд сел, в том числе Ударное – в состав нового сельсовета – Луганского. В 1984 году Ударное переведено из разряда перспективных в разряд сохраняемых сел. В Ударном всего одна улица — одно из самых маленьких сел в Крыму.
Вот показатели численности населения Ударного за годы переписей: 1926 год – 96 чел. 1939 – 162 чел., 1989 – 98 чел., 2001 – 104 чел., 2009 — 110 чел., 2014 – 79 чел. В село вернулись в конце1980-х и в начале 1990-х Аблаевы, Челебиевы и другие. У Якуба Аблаева дед был крупным хозяйственником в регионе, бабушка была известной мастерицей, как и многие женщины из Джадра-Шейх-Эли, по вышивке тюбетеек; возможно, одну из таких приобрел в свое время, проездом через Джанкой А.Чехов — это событие подробно описывает классик в одном из своих рассказов о путешествии по ковыльной степи Присивашья в летний зной.
Шейхэлинцы — талантливые люди. На протяжении веков из этого селения вышли известные люди. Впрочем, это уже тема для другой статьи.
comments powered by HyperComments