Гирей БАИРОВ
Продолжаю писать про старожилов, воспоминания которых записал в пгт. Октябрьское (Биюк-Онлар), находясь в гостях у уроженки Партенита Земине-апте, как раз в тот день у нее дома были уроженцы села Стиля Шамрат-ага и его родная сестренка Зекие-апте. Летом 2009 года я был на встрече односельчан в селе Стиля и уже имел представление об этом сожженном фашистами селе. Я записал и некоторые воспоминания Шамрата-ага. Представляю их вашему вниманию.
Шамрат Халилов родился 20 февраля 1926 года в деревне Стиля. Шамрат-ага после возвращения в Крым из мест ссылки ездил на встречи односельчан в Стилю. О том, что когда-то здесь было село, напоминают лишь остатки разрушенного здания школы.
Шамрат-ага во время оккупации Крыма фашистами был отправлен на принудительные работы в Австрию. Староста села Стиля Мустафа Бор (а может, Борю), бывший кулак, в 1942 году отправил 15-20 девушек и парней из Стили на принудительные работы. В семье у отца и матери Шамрата-ага было 5 детей. Сестричка Зекие была еще грудным ребенком, когда пришел староста и хотел сначала забрать старшую сестру Шамрата-ага, но потом, подумав, сказал: «Веринъиз манъа бу ярамазны» («Отдайте мне этого сорванца»). Указал на Шамрата, видимо, он показался ему шустрым малым. Староста обещал, что в Германии парни и девушки будут учиться. Уже потом они узнали, что староста бежал из Стили в Германию.
Всех погрузили в вагоны, через 18 дней Шамрат-ага попал в Австрию, в город Драз, на реке Дунай, в лагерь «Штампель». Там были глухие леса, в которых находились бараки длиной в 100 метров. Это был настоящий лагерь с колючей проволокой, охраняемый собаками и автоматчиками.
На второй день приехали бауэры – хозяева (жители Австрии) и погрузили людей в машины для отправки на работы. Шамрат попал в лагерь «Мурфельд», рядом с рекой Дунай. Там в одном бараке жили крымские татары, в других — украинцы, русские, молдаване. Пленных иностранцев (американцев, французов, греков) держали в другом лагере. Штрафной лагерь, где содержался Шамрат, обнесенный проволокой, охраняли власовцы. Кормили в лагере баландой. Отправили их на строительные работы, заставили таскать кирпичи, подносить раствор. Там был закрытый танковый завод Баумана.
Шамрат и другие его друзья из лагеря узнали, что советские войска начали наступление в 1944 году.
9 парней, в том числе и Шамрат, решили сбежать из лагеря в лес, не побоялись, ведь лагерь был обнесен колючей проволокой под электрическим напряжением. В лесу примкнули к партизанам. Среди партизан были поляки, чехи, югославы, словаки, греки. Шамрат с ребятами ходил на задания в город. Их задачей было узнать, когда придут советские войска. В городе Кляздорф их узнал земляк, который был в лагере вместе с ними, и выдал фашистам. Шамрата и его побратимов арестовали, поместили в тюрьму. Однажды они услышали гром, оказывается, в город вошли советские войска. Освободили всех, кто сидел в тюрьме. В городе – везде красные флаги, советские войска взяли город без боя.
Зашли к одному бауэру. Бауэр испугался, что их пришли убивать. Шамрат успокоил, что никто их не тронет. Переночевали у бауэра.
С утра советские власти попросили всех собраться в городе, разбившись в группы по национальностям. Начали сортировать людей.
Молодых парней (остарбайтеров), родившихся в 1926-1927 гг., мобилизовали в Красную Армию. У молодежи 1922-1923 гг. рождения стали выяснять, почему на начало войны они не были мобилизованы на фронт.
Призывников отправили в баню, потом выдали военную форму и приняли у них присягу. Шамрат-ага служил 5 лет и 2 месяца. 2 раза был в отпуске. В 1950-м демобилизовался. Их полк был в Румынии, потом в Болгарии, Молдавии, Одессе.
В армии среди военнослужащих были казанские татары, которые сообщили, что крымскотатарский народ выселили из Крыма. Майор по политической части Тищенко посоветовал написать рапорт на давно полагающийся отпуск и ехать в Ферганскую долину, объяснил, что туда выслали многих крымских татар. Шамрату выдали продукты на 5 дней пути. На станции Горщакова в Маргилане он сошел с поезда, нашел родных братьев и сестер. Они рассказали, что матери, отца и бабушки Земине уже нет в живых, они умерли от малярии. Отца звали Сеитхали Каракаш, мать — Мубине. Младшая сестра Зекие и остальные братья и сестры выжили.
Стиля было красивым и богатым селом.
В селе были такие кварталы:
Иша (Ища)-маалле, Орта-маалле, Ашары-маалле, Тёпе-маалле, Харши-маалле.
В Стиле было 2 мечети — джами (одна в Тёпе-маалле), 3 школы (одна их них юхары мектеб).
Мусульманские кладбища были в Ища и Тёпе-маалле.
В детстве Шамрат с мальчишками ходил в Ялту продавать яблоки, им было по 15-16 лет. В Ялту вела тропинка, по пути на яйле они делали привал возле местечка Беш текне, Яман таш. Яблоки носили с помощью плетеной корзины — тарпи.
Река Каспана-озени была большая, воды от нее далее разделялись и шли в села Хувуш (Коуш), Ходжа-Сала, Улу-Сала, Бия-Сала. Бабушка Шамрата-ага из села Авджикой.
Шамрат-ага помнит, как праздновали в Стиле праздники Хыдырлез и Йылбаш.
Я спросил у старожилов: где живет часть выходцев из этого села? Они стали гадать — в Турции, в Румынии, в Марийской АССР, в Албании, в США. Я говорю, нет. Часть их живет в Донецкой области. Там есть села Стыла, Урзуф, Ялта. Еще недавно Крымом руководил Василий Джарты — выходец из Приазовья (из села Каракуба, ныне Раздольное Донецкой области, по другим данным, из села Стыла). Их более чем 200 лет назад Суворов выселил из Крыма.
comments powered by HyperComments