Наши экскурсоводы из 1948 года инженер-геолог, профессор П. Двойченко и геолог В. Попов рассказывают:
Салгир
«С давних пор люди селились вдоль обоих берегов реки Салгир, поэтому и сейчас это самая заселенная часть Симферополя.
Салгир – типично горная река. Скорость ее течения – значительная, особенно в паводки, когда эта река энергично размывает вогнутые берега, вызывая их обрушение.
Русло Салгира имеет изменчивую ширину, во время паводков вода выходит из берегов и затапливает окружающие сады и огороды. Особенно памятно симферопольцам катастрофическое наводнение в 1918 году и затем сильные паводки в 1919, 1925, 1929 и 1930 годах.
Во время паводков река вступает в густонаселенную часть города близ старого мусульманского кладбища и ее воды стихийно текут по улицам и переулкам старой части города до самого центра (Греческая улица, Водосточный переулок). На Салгирной (ныне пр-т Кирова) дикие воды этого потока, в котором нередко тонули дети, выводятся в реку Салгир у Феодосийского шоссе.
Для вылавливания плывущих во время паводков в потоке детей и вещей поставлены решетчатые шлюзы, не задерживающие, к сожалению, вони из подземной галереи. Когда нет паводка, эта галерея служит притоном для беспризорных и другого бездомного сброда.
О строительстве и перепланировке в Симферополе
К сожалению, приходится отметить крайнюю бесполезность всех перепланировок за последние 50 лет. Планы новых строительных участков не увязывались с основной планировкой города. Равным образом не приняты решительные меры к перепланировке старейшей, так называемой татарской, части города. Крайне желательно основные магистрали старого города (ул. Р. Люксембург, К. Маркса, Советскую и Гоголевскую) протянуть через старейшую часть города до склонов Петровской балки и разбить эту часть сетью поперечных улиц по горизонтальной местности, параллельно Красноармейской улице. Этим способом наименее культурная часть города была бы превращена в одну из лучших и живописных районов Симферополя. (А в плане историческом Старый город – это целое состояние, летопись крымских татар. Что ни дом в этом районе, так достопримечательность – здесь жили, работали люди, творившие историю! — Р.А.) Здесь, в старейшей части нынешней крымской столицы, скалистый грунт пригоден для наиболее крупных и монументальных построек (в мудрости и дальновидности нашим предкам-крымским татарам не откажешь. — Р.А.).
На электричке до Ялты
Необходимо упомянуть о нескольких изысканиях по поводу железной дороги от Симферополя до Ялты: первый – в 1903 году и окончательный вариант – в 1934 – 1935 годах. Последний вариант намечает постройку особого вокзала с электровозами в Симферополе, параллельно существующей дороге до станции Булганак, а затем намечается трасса по долине реки Алма до перевала Кебит-Богаз. От перевала, где запроектирован туннель, трасса направляется в ущелье Узен-Баш, перебрасывается виадуком через водопад, выходит на Кастельский перевал и спускается к курорту Гурзуф. Далее трасса перебрасывается через глубокую долину реки Алушта и по специальному участку Ай-Даниля подходит к Ялте, имея ветку в порт. От Ялты запроектирована ветка электрической дороги до Симеиза. Проектированная дорога должна связать Симферополь с курортным районом Южного берега и со столицей крымских курортов – Ялтой, что несомненно будет иметь для Симферополя огромное экономическое значение».
comments powered by HyperComments