Симферополь – город образцово-показательный
1917 – 1920 годы. Тротуары – вещь важная и о них следует помнить всегда – твердила Симферопольская горуправа и просила домовладельцев исправить выбоины в обочинах в кратчайшие сроки, а иначе будут приняты крутые меры. Проект обязательных постановлений обязывал население Симферополя заботиться о благоустройстве города, чистоте его улиц и дворов, уничтожать рытвины, сохранять деревья и серьезно наказывал ассенизаторов, разливающих на улицы нечистоты. Проект запрещал разбрасывать на тротуарах, мостовых и аллеях общественных садов и бульваров окурки папирос, коробки от спичек, оберточную бумагу.
Подметать улицу и тротуар у своего дома следовало только после полива, а зимой к 7 утра – посыпать их песком или золой, очищать грязь, посаженные деревья – поливать и оберегать — требования горуправы каждый домовладелец знал назубок.
Все здания (частные и казенные) обязаны были иметь прибитые снаружи у ворот на видном месте одну дощечку и один фонарь с отчетливым обозначением номера дома, размером не менее 5 вершков (больше 20 сантиметров). Под фонарем должно быть название улицы или переулка.
Все постановления Симферопольской горуправы исполнялись населением беспрекословно – порядок и чистота никому не были в тягость.
Транспорт в Симферополе в 1914 – 1918 годах составляли лошади, подводы, линейки, дилижансы, дроги, развозки, велосипеды, мотоциклы, мотоциклетки, автоматические экипажи, автомобили (со всех них горуправа взимала сбор (налог), а еще трамвай.
1897 год. «Я могу принять на себя устройство в Симферополе электрической железной дороги (трамвая) и электрического освещения, — предлагал санкт-петербургский купец первой гильдии инженер-технолог Л. Вейниток. – На первое время будут устроены две линии железной дороги…»
Трамвай пошел в 1914-м. Он ходил (до 1970 года) от железнодорожного вокзала к Госпитальной площади и далее… Его маршрут отмечен по нынешним улицам Либкнехта, Горького, Гоголя, Ефремова, Калинина, Курчатова… Ходил он и по нашей Кантарной (17 июля 1944-го переименована в ул. Чехова).
Симферополь промышленный
Начало 1900-х годов. Паровая фабрика шоколада, конфект и чайных печений Эйнем – так она называлась и так ее знали. Серьезными ее конкурентами были кондитерская (конфетная) фабрика Абрикосова, конфектная и пряничная фабрика на Салгирной. Но более всего поразила меня фабрика «Глория» (большое промышленное кондитерское заведение) – здесь готовили не только бисквиты, пряники, а и бекмес. И на Ново-Садовую, 14, к «Глории», съезжались его любители.
Успешно работали 6 консервных фабрик — продукция отменная!
В 1919 году в Симферополе к уже имеющимся 2 макаронным фабрикам (одна на углу Грузового и Багажного переулков, другая (братьев Шаповаловых) находилась на углу Вокзальной улицы и Вокзального переулка) добавились остальные.
1917 — 1920 годы. В Симферополе 2 товарищества – «Крымско-Бельгийская табачная фабрика» и «Табачная фабрика «Босфор» (со штемпелем «Таврида») — для покупки, переработки и продажи табака и табачных изделий. А также еще более 10 табачных фабрик.
Главная контора фирмы «Крымское кожевенное производство» находилась по Феодосийскому шоссе, 29. И еще 7 симферопольских кожевенных заводов производили кожу, хром, шевро лучшего качества.
Товарищество «Крымско-Бельгийский гвоздильный завод» (сокращенно «Крымгвоздь») располагалось на улице Гоголевской.
На Мильгаузенской (по проекту — 2 павильона на ул. Малобазарной) был такой завод «Кость» — фабрика для выделки из вываренной и вполне готовой кости пуговиц, гребней и других костяных изделий.
Симферопольский кооператив «Новогородское мыловаренное дело» вырабатывал чистое мыло, каустическую соду, нашатырный спирт.
Привлек Симферополь и сицилийца А. Анатру. Его заводы – моторный и аэропланный необходимы были «для целей особенно важных в деле государственной обороны». Кстати, была в городе (в 1917-м) и военная авиационная школа.
Металлообрабатывающие заводы, утилизационные, заводы минеральных вод, фруктовых вод, гвоздильные, черепично-кирпичный, химический, крахмальный, машиностроительный, коньячный, пробковый, завод «Углелед», механический и чугунно-литейный, стекольный, пивоваренные, мыловарные, лесопильный… Фабрики гильзовые, кофе и чая, мебели… Симферополь – город промышленный!
Вода – подарок
К воде в Симферополе относились аккуратно, экономно. И, возможно, в награду за это свыше получили еще один родник (в 1887 г.) (за новым татарским кладбищем, в балке), он образовался от вырытой для выделки кирпича глины.
Родник с чистой пресной водой, не уступающей по вкусу воде Петровского фонтана. Уровень воды в сделанном углублении при максимальном пользовании не понижался.
«К охранению этого источника следует принять необходимые меры, — решили власти города, — чтобы потом при нужде в воде для населения, особенно во время засухи, провести воду в ближайшие части города посредством технических сооружений». Что ж, похвально.
comments powered by HyperComments