Курс валют USD 0 EUR 0

СОВЕСТЬ НАЦИИ

Комментариев: 0
Просмотров: 647

К 170-летию И. Гаспринского

Великий интеллектуал и просветитель, педагог-новатор и издатель газет и журналов, городской голова и публицист, общественный деятель и политик — все это разные грани одной личности, размах устремлений которой выходил далеко за пределы маленького Крымского полуострова. Его идеи оказали огромное влияние на современников, а дела при жизни снискали ему признание со стороны всего мусульманского населения огромной Российской империи и принесли известность далеко за ее пределами.

Об Исмаиле Гаспринском (1851—1914) сегодня отзываются исключительно высоко. Светлая память, которую он оставил о себе, пережила многие десятилетия, в течение которых из-за политической конъюнктуры его имя считалось нецелесообразным упоминать. Сегодня же в честь великого просветителя названы улицы крымских городов, установлены памятники, а крымский парламент даже учредил медаль его имени.

Ежегодно на памятных мероприятиях произносится много речей, посвященных И.Гаспринскому. Однако, насколько хорошо сегодня, за рядами высокопарных слов и ставших расхожими цитат, мы представляем себе истинное значение идей Исмаила Гаспринского и масштаб его деятельности?

На этой неделе исполняется 170 лет с того момента, как в небольшом селении Авджикой (исчезнувшее село, находившееся на территории современного Бахчисарайского района) в семье военного офицера Мустафы Гаспринского и его жены Фатмы-Султан (из рода мурз Кантакузовых) родился мальчик, которого назвали Исмаилом. Будущий просветитель появился на свет 20 марта (8 марта по старому стилю) 1851 года.

В преддверии этой юбилейной даты мы побеседовали с известным исследователем газеты «Терджиман» и культурно-просветительской деятельности И.Гаспринского профессором крымского инженерно-педагогического университета Исмаилом Керимовым об исторической роли великого просветителя.

Исмаилом Керимовым

 

«Усул-и-джедид» — новый метод

— Прошло уже более ста лет со времени смерти Гаспринского, сейчас исполняется 170 лет с момента его рождения. Глядя с высоты сегодняшнего дня, чем на ваш взгляд определяется величие фигуры Исмаила Гаспринского?

— Его величие определил французский журнал «Revue du monde musulman», выдвинувший в 1910 году Гаспринского на Нобелевскую премию. С этим выдвижением были солидарны определенные западноевропейские и российские газеты того времени.

Об этом пишет Люциан Ипполитович Климович в своей статье, которая была опубликована в журнале «Звезда востока» в 1987 году. Впоследствии я сам нашел этот французский журнал с огромной статьей о Гаспринском.

Как они обосновывают это выдвижение? Гаспринский стремился к объединению миллионов людей в тюрко-мусульманском мире на основе нравственности и культуры. Вот в чем его сила с точки зрения международного сообщества.

Его деятельность надо, естественно, разбирать по частям. Допустим, педагогическая деятельность. Нужно, естественно, начинать с «усул-и-джедид» — нового метода обучения.

Он приехал из Франции насыщенный новыми идеями. Гаспринский старался внедрить их, и когда стал преподавать русский и татарский языки в Зынджырлы медресе, то разделил занятия по времени. Когда Гаспринский использовал звонок в виде колокольчика для объявления перемены, ему стали предъявлять претензии, и он, естественно, понял проблему. Люди не привыкли к такому распорядку. Но разрешить эту проблему, разрубив ее как гордиев узел одним ударом, нельзя.

 

— Какой же путь нашел Гаспринский?

— Начав издание газеты, он постепенно подготавливает общественное мнение. Надо сказать несколько слов о том, как в то время велось обучение в мусульманских учебных заведениях. Изучается, допустим, алфавит: сначала учат названия букв, потом звуки этих букв, потом начинают читать. Среднее время обучения алфавиту и чтению Корана в школах в 1880-х годах до внедрения «усул-и-джедид» составляло 4 года. Теперь же Гаспринский внедрил следующее: если буква «алиф» имеет звук «а», «дааль» имеет звук «д», то ребенка прежде всего нужно учить звуку. Поэтому этот метод называется звуковым.

Успехи в педагогике, достигнутые Гаспринским, показали, что чтению и письму можно обучить за полгода. И люди сразу поняли, что он прав. Он устраивал публичные экзамены, чтобы все могли видеть преимущества нового метода обучения. Гаспринский был великолепным менеджером. Он постоянно приходил в школу и смотрел, как работает обучение по новому методу, ему было важно, чтобы нигде не было сбоев.

Как-то в Симферополе в одном из кафе внимание Гаспринского привлекли орнаменты, украшавшие интерьер, и ему показали молодого человека Бекира Эмекдара, который окончил обучение каллиграфии в Турции. Гаспринский, побеседовав с ним, взял его к себе помощником. Обучил звуковому методу обучения и поручил продолжать преподавание. И Бекир Эмекдар с 1884 года преподавал по новому методу. Он оказался способным человеком, развился, стал популярным, его приглашали преподавать в другие регионы. Впоследствии его выбрали шейх-уль-муаллимом. Таких людей было очень мало. Шейх-уль-муаллим — это учитель учителей. Это звание присуждалось весьма редко.

И. Гаспринский же, когда дело с преподаванием по новому методу пошло, решил заняться и другими важными вещами. Он начинает писать об этом в газете, чтобы распространить информацию о новом методе и его успехах в других регионах. Гаспринский выступает со следующим предложением: если где-то есть потребность в открытии новометодной школы, то направлять туда преподавателя, который будет работать один месяц бесплатно, обучит местного учителя новому методу, проверит, как это работает на деле, и потом вернется в Бахчисарай. Также предоставлялась возможность учителю из какого-то региона приехать в Бахчисарай в школу Кайтаза-ага (основная школа, где Гаспринский испытывал новый метод).

Это вроде простое действие, которое он начал с алфавита,  преподавания, потом со временем превращается в целую философию развития мусульманского мира, его раскрепощения и открытости.

 

Газетная фотография и окно в новый мир

— То есть внедрение «усул-и-джедид» и начало издания газеты «Терджиман» должны были, так или иначе, затронуть различные сферы жизни мусульманского населения России?

— Когда он стал издавать газету, встала, например, проблема публикации фотографий. Можно ли выставлять изображения людей? Естественно, Гаспринский советуется с религиозными деятелями. Эту дискуссию выносит на страницы газеты. Кстати, когда открывали газету, Гаспринский среди своих друзей, которые содействовали ее созданию, называет нескольких имамов.

Гаспринский предварительно пишет статьи, подготавливает общественное мнение. Ведь если вы думаете, что человеческий образ нельзя изображать, вы ошибаетесь. Вы же раньше думали, что в школе нужно сначала преподавать название букв. Теперь вы понимаете, что нет. И это крючок, с помощью которого он начинает менять сознание тех людей, что брали первую газету рукавом одежды, боясь нарушить абдест. Своими статьями Гаспринский открывает им другой мир. Пропагандирует мировую культуру, выдающихся людей, талантливых исследователей.

Представьте себе тогдашнее положение вещей. Вы окончили крымскотатарскую школу, обучение в которой продолжалось 4 года. Из ста человек, закончивших эту школу, лишь трое-четверо поступают в медресе. Значит, остальные девяносто с лишним человек завершили на этом свое образование. А ведь было еще много людей, которые вообще нигде не учились.

В мусульманских школах были запрещены светские науки. В то время было как? Научился читать и писать, можешь читать Коран — значит машалла! Образованный человек! И это в тот момент, когда в мире происходит научно-технический прогресс. А здесь настолько отстали, и главное — масса людей считает, что так и должно быть. Гаспринский понимал трагизм этого положения.

Немногие поступившие в медресе получают то же религиозное образование, светские предметы в медресе отсутствуют. Гаспринский видел, как в Зынджырлы медресе некоторые ученики только через 18—20 лет заканчивали обучение. Общаясь с ними, он понимал, что человеку это образование ничего не дает, кроме механического чтения Корана и толкования сур.

 

Реформы в Зынджырлы медресе

— Как Гаспринскому удалось провести реформы в главном мусульманском учебном заведении Крыма – Зынджырлы медресе?

— Как менеджеру Гаспринскому по жизни везло. До встречи с Аджи Абибуллой-эфенди Гаспринский знал многих крымских имамов. Но им с их исключительно религиозным образованием было трудно перейти на другие нравственные, этические нормы.

Как он его нашел? Аджи Абибулла-эфенди был выходцем из Дерекоя. Оттуда же была родом первая жена Гаспринского — Самур-ханум. Там произошел такой случай. На местного имама Аджи Абибуллу поступила жалоба, я ее нашел в архиве. Один местный житель, желающий поехать в хадж, просит имама Аджи Абибуллу прочитать молитву, чтобы его дорога была успешной. Тот, не знаю по каким причинам, отказывается — в жалобе, по крайне мере, утверждается так. Мало того, что он отказался, так возле кофейни устроили игру в домино, и он сидел и смотрел на игру и еще подсказывал игрокам как играть. И вот полиция разбирается, Аджи Абибулла объясняет, что был в отпуске, что с такого-то числа переходит на другую работу. Думаю, если И. Гаспринский обратил на эту ситуацию внимание, он тогда мог понять, что этот имам не фанатик. И он стал его продвигать, для того чтобы его выбрали мудеррисом Зынджырлы медресе и он стал проводить реформы.

Когда Аджи Абибуллу выбрали мудеррисом и когда он стал проводить реформы, никто не стал возмущаться, потому что люди к этому уже были подготовлены. Впервые в истории мусульманского мира в Зынджырлы медресе вводятся должности садовника, прачечника, повара, библиотекаря и т. д. Утверждается расписание занятий. Вплоть до того, что они расписывают, чем будут кормить студентов в течение недели. В четверг плов, в остальные дни утром чай и лепешка, в обед  фрукты, мясо и суп, вечером чай и лепешка.

Примечательно, что в самом мощном медресе мусульманского мира Аль-Азхар в Каире в 1917 году на студента от имени медресе выделялась одна лепешка в день. А здесь мало того, что тебя кормят, за тобой стирают, дают книги.

Для того чтобы студенты-сохты были знающими и образованными, Аджи Абибулла решил создать при медресе библиотеку. И для начала подарил из своей домашней библиотеки тысячу книг. Гаспринский начинает пропагандировать этот пример. Списки дарителей публиковались в газете. Кто подарил и сколько. Гаспринский лично сразу 25 книг подарил. И библиотека стала пополняться.

Анализируя по описи книги, находившиеся в этой библиотеке, нужно отметить, что там собирались разные книги, не только религиозные. Среди светских книг аж 22 были посвящены теме театра.

Можно сказать, что Зынджырлы медресе было в 1890-х годах одним из лучших медресе в мире. Педагогическая деятельность Гаспринского, начавшаяся с малого, заканчивается таким глобальным переворотом в процессе обучения.

К сожалению, однако, его начинания не всегда имели продолжение. После смерти Аджи Абибуллы пришел новый мудеррис Абдулла. Но, во всяком случае, эта пропаганда знаний, в том числе и светских, привела к тому, что в 1909 году было построено новое большое здание Зынджырлы медресе, на которое было потрачено немало денег.

В 1910-х годах по всему Крыму строятся сотни новых школ. Гаспринский добился того, что муфтият (в то время он назывался Таврическим магометанским духовным правлением) выделял в каждое село, где начинали строить школу, 900 рублей (для того времени большие деньги, корова стоила 3 рубля). Типичное здание школы, построенной в то время, сохранилось, например, в селе Коклуз (ныне Богатое ущелье Бахчисарайского района). Оно и ныне используется по назначению.

 

— В чем заключается жизнеспособность идей Гаспринского?

— Именно в том, что они жизненны. Они были материально выгодны людям. Когда родителям было выгодно обучить за полгода своего ребенка чтению и письму, чем за четыре года. Потом эти ученики стали поступать в гимназии, университеты. Раньше это было редкостью. Гаспринский окончил гимназию, но таких среди крымских татар можно было пересчитать по пальцам. Теперь это стало уже не модой, а серьезной потребностью общества. В конце XIX — начале ХХ веков целый ряд молодых крымских татар учатся в университетах, среди них и Усеин Боданинский. И все они обучились при помощи «Джемиет хайрие», созданного Исмаилом Муфти-заде при содействии Гаспринского.

(Продолжение следует).

 

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог