В традициях у крымских татар всегда почитались семейные отношения, строго подчиняющиеся определенным иерархическим внутриродовым законам. В одном из номеров «ГК» публиковал отрывок из работы Ф. Хартахая, где, в частности, отмечалось, что взрослые дети и внуки, создавшие свои семьи, находились в полном распоряжении деда, главы рода, но имели свою долю в его имуществе. Дочери покидали отчий дом, уходя в семью мужа, а сыновья приводили жен на свою половину родительского имения. Авторитет главы большого семейства был высок. Все возникающие в быту споры разрешал именно он, и его слово было последним и непререкаемым. В местах спецпоселений в депортации эту традицию наш народ чтил и старался сохранить. Престарелые родители жили в кругу семьи сына или дочери (за неимением сына). Появлявшиеся внуки росли в окружении заботы не только родителей, но и стариков. Картана или картбаба рассказывали внукам о родном селении, истории, сказки и легенды своего детства, пели народные песни. В таких семьях, как правило, внуки знали родной язык, обычаи предков и ценили родственные узы. Атмосфера, царившая в семье из трех поколений, где прислушивались к опыту мудрости, ценили разум зрелости и воодушевлялись стремлениями юности, способствовала сохранению родовых устоев. Старики никогда не оставались брошенными и одинокими, доживали свой век в кругу детей, внуков и правнуков.
С годами нравы общества изменились. Впрочем, как в известном булгаковском романе «Мастер и Маргарита»: «Люди как люди только… Ну, легкомысленны…ну, что ж… и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди…в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их…» Молодые, создав семьи, предпочли самостоятельную жизнь, категорически отвергнув совместное проживание с родителями. Ссылаясь на аргумент: две хозяйки (две семьи) в одном доме или на одной кухне не уживутся, не только разделили казаны, но и жилплощади. Звучат различные мнения относительно отдельного или совместного проживания отцов и создавших уже свои семьи детей. Попробуем услышать их из первых уст.
Энвер МУСАЕВ:
Надежный тыл – шаг к успешному будущему
У нас молодых впереди года
И дней золотых много для труда…
И не только. Для любви, карьеры и т.д. А также для более земных дел: строительства дома, семьи, воспитания детей. И кажется, ты молодой, успешный и самостоятельный. Или наоборот: «ботаник» и мамсик или хулиган. Все эти категории людей тянутся к одному общему объединяющему смыслу человеческой жизни – семейному очагу и любви к родителям.
Семейный очаг формирует человеческую личность и моральные устои молодого индивидуума. А значит, отвечает за правильное мировоззрение и социальное поведение общества в целом. Создает здоровое психологическое и нравственное общество!!!
Оставшись в раннем возрасте без отца (он умер, когда мне было 14 лет), в условиях переезда в Крым, заброшенные судьбой в далекую от цивилизации среду, без средств к существованию семья моя, казалось, была обречена на серое существование. Но не такова была моя мать, взявшая бразды правления семьей, ее содержание и воспитание двух детей школьного возраста в свои руки, а также возведение небольшого дома. Прошли годы, десятилетия. Благодаря титаническому труду и упорству матери мы, дети, получили высшее образование, сыграли свадьбы, стали нужными членами общества. У нас появились свои семьи, дети. Все это благодаря родительской любви, ее поддержке и ощущению надежного тыла за спиной. Мама – ангел-хранитель наших семей. Мы получили все, что не каждая полная семья, где есть оба родителя, может дать своим детям. Спасибо за все женщине, которая дала мне жизнь, полную радостей и печалей. Сегодня моя мама воспитывает моих детей и готовит их к будущим взлетам и падениям. Теперь о сути вопроса: что дает нам, молодым семьям, жизнь в родительском доме с отцом и матерью?
Родители поддержат дельным советом благодаря накопленному жизненному опыту, окажут моральную и психологическую поддержку в трудную минуту жизни, помогут с воспитанием детей, пережить финансовые трудности и многое другое.
Но, как говорил римский консул Марк Лициний Красс, «Это все поэзия». Главное, что дают, на мой взгляд, родители, — это ощущение того, что ты не один в этом мире. И у тебя есть надежный тыл, и ты можешь идти вперед.
Что можно сказать человеку, который в любое время дня и ночи встретит, накормит тебя, выслушает, найдет нужное слово, способное окрылить в любой ситуации?
Здравствуй, МАМА!
Февзие А.:
— Каждая семья, считаю, должна жить отдельно. Это учит молодых самостоятельности и ответственности. Мне не хочется, чтобы в доме меня что-то ограничивало в моей свободе, например, в выборе штор на окна, приготовлении блюд на мое усмотрение, даже способе застилания постельного белья. Свекровь часто диктовала свои условия жизни, что приводило к различного рода обидам и недомолвкам. Мы с мужем четыре года как снимаем жилье в городе. Во-первых, это ближе к работе, во-вторых, укрепило нашу семью. Родителей (и моих и мужа) мы навещаем и со свекровью отношения наладились. Она любит нашего сына, а ему нравится ездить в гости к бабушке с дедушкой.
Тимур К.:
— Я сторонник традиционной крымскотатарской семьи, где совместно проживают три поколения. Это, конечно, в идеале. Но в жизни не всегда возможно соблюсти эту гармонию. У меня, к примеру, очень своенравный отец, с тяжелым и требовательным характером. Мы с братом и сестрой в детстве сами с трудом находили с ним общий язык. Только благодаря терпению и мягкости мамы удается сохранять в доме мир. Она может закрывать на многое глаза, пропускать его ворчание и назидания. Поэтому мы с женой строимся отдельно. Старики устают от шума детей, их непоседливости и неаккуратности. Их терпения хватает на воскресные дни, когда мы остаемся у них. Отец, провожая, всегда говорит: «Келип къувандырдынъыз, энди кетип къувандырасынъыз» (Придя обрадовали, теперь уходом радуете).
Эльмаз С.:
— На никях (обряд бракосочетания у мусульман.— Ред.), когда мулла спросил о моей просьбе к супругу, моим пожеланием было сделать отдельный вход на нашу с мужем половину дома, в котором проживали и его родители. Это правильное решение, которое, кстати, поддержали и муж, и свекор со свекровью. Мы живем дружно, бываем в гостях на половинке друг у друга, угощаем блюдами своего приготовления. Вот это осознание того, что у тебя есть свой уголок, где ты полноправный хозяин, помогает сохранить душевное равновесие и дружеский микроклимат между тремя поколениями. В случае необходимости мы всегда рядом и готовы помочь престарелым родителям, я медсестра, когда надо, и укол сделаю, и давление померю. Осенью свекор серьезно поранил ногу в саду — я обработала рану, несколько дней делала перевязки. Когда нам бывает нужна их помощь: посидеть с детьми, выручить с деньгами, дать дельный совет – они с радостью откликаются.
Эльдар СЕИТБЕКИРОВ:
— Я бесконечно благодарен своим родителям за те счастливые годы детства и юности, за то, что они дали мне возможность постоянного общения с бабушками и дедом. Не познав этих теплых рук и любящих глаз, считал бы себя обделенным в жизни, не осознавшим предназначения старших для младших. Не ищите причин отсутствия любви к Родине и народу, не прививая ребенку любви к ближнему. Старики – украшение большой семьи, ее фундамент. Детских воспоминаний у каждого множество, значительное место среди моих занимают люди старших поколений, чьей заботой и любовью я был окружен. Увиденное в детстве продолжено во взрослой жизни. С родителями мы живем в одном дворе, но каждый в своем доме. Атмосфера доброты, взаимопонимания и взаимопомощи служит хорошим примером для моих троих детей. Повседневные заботы, пребывание большей части времени на работе ограничивают возможность в должной степени уделять внимание детям. И только присутствие дедушки и бабушки компенсирует этот недостаток. Старшее поколение – носители традиций, требующие бережного отношения, заботы и почитания.
***
В старые добрые времена и старики, и молодые умели ладить между собой. В этом была особая мудрость и философия жизни. Сегодня не всегда бывает возможна семейная идиллия трех поколений. В те годы родилась и была популярна шуточная народная песня «Къайнана» с такими словами:
Къайнананынъ неси вар,
Зурна киби сеси вар.
Къырмызы бибер киби
Тильден гъайры неси вар?
Чуллы баш, суфлю келин,
Эв-баркъынъ куфлю, келин.
Огълум сени ташлайджакъ,
Улпакъ баш суфлю келин.
Мабет олунъ, мабет олунъ, келинлер,
Къайнаналар келинлерни северлер!
Общеизвестна истина: крепкая семья — основа, фундамент нации, возможность передачи обычаев, обрядов из поколения в поколение, сохранение языка и истории народа. Наше поколение не должно стать слабым звеном, разорвавшим связь истории, времени и народа. В качестве закрепления этой истины стоит всегда помнить приведенную ниже притчу.
ПРИТЧА О РОДИТЕЛЯХ И ДЕТЯХ
Один старый мужчина переехал жить к своему сыну, невестке и четырехлетнему внуку. Его руки дрожали, глаза плохо видели, походка была ковыляющей. Семья ела вместе за одним столом, но старые, трясущиеся дедушкины руки и слабое зрение затрудняли этот процесс. Горошины сыпались с ложки на пол, когда он зажимал в руках стакан, молоко проливалось на скатерть.
Сын и невестка стали все больше раздражаться из-за этого.
Подумав, они решили поставить отдельный столик в углу комнаты. Там дедушка стал есть в одиночестве, в то время как остальные члены семьи наслаждались обедом. После того как дедушка дважды разбил тарелки, ему стали подавать еду в деревянной миске. Когда кто-то из семьи мельком поглядывал на дедушку, то видел слезы у него в глазах, потому что он был совсем один. С тех пор единственными словами, которые он слышал в свой адрес, были колкие замечания, когда он ронял вилку или рассыпал пищу.
Четырехлетний мальчик наблюдал за всем молча. Однажды вечером, перед ужином, отец заметил его играющим с деревянной щепкой на полу. Он ласково спросил малыша:
— Чем ты занимаешься?
Мальчик с гордостью ответил:
— Я делаю маленькую миску для тебя и мамы, из которой вы будете кушать, когда я вырасту.
Малыш улыбнулся и продолжил работать. Эти слова так ошеломили родителей, что они потеряли дар речи. Потом на их лицах заструились слезы. И хотя ни одного слова не было произнесено, оба знали, что надо сделать.
В тот вечер муж подошел к дедушке, взял за руку и нежно проводил его обратно к семейному столу. Все оставшиеся дни он ел вместе с семьей. И почему-то ни муж, ни жена больше не беспокоились, когда падала вилка, разливалось молоко или пачкалась скатерть.
comments powered by HyperComments