Курс валют USD 0 EUR 0

Святые места Крыма и тени забытых предков

Комментариев: 0
Просмотров: 88

Азиз Умер Девлетли баба. Фото А.Аникина

 

ТАРИХЧИ

Крымская земля прекрасна. В любое время года она открывает взору путника свои просторы, ­изобилующие красивыми пейзажами, разнообразными памятниками природы, истории, культуры и архитектуры. Каждый год миллионы людей приезжают в Крым, чтобы отдохнуть на берегу Черного моря и познакомиться с наиболее известными местными достопримечательностями. Но сами крымчане, поглощенные водоворотом повседневных дел и житейских хлопот, часто проявляют мало интереса к природе и истории родного края. Меж тем много интересных мест, находящихся вдали от больших автострад и проторенных туристами троп, раскрывают свои тайны только взгляду опытного путешественника и землепроходца.

Экскурсия по святым местам

Солнечным осенним утром экскурсионный автобус выезжает за пределы Симферополя. Поездка, организованная общественной организацией «Ираде», посвящена знакомству с интересными местами юго-западного Крыма. Новый экскурсионный маршрут разработан так, чтобы показать жителю крымской столицы и видовые площадки с пейзажами Крымских гор и Южного берега, и познакомить его с замечательными памятниками местной природы и истории. В ходе поездки ее участники смогли увидеть 250-летний ­огромный платан в селе Терновка (историческое название Старые Шули), посаженный по преданию в конце XVIII века академиком П.Палласом; грот Коба Чаир и водопад Мердвен Тюбю в селе Родное (истори­ческое название Уппа); памятник средневековой крымской истории — Чоргунскую башню в селе Черноречье (Чоргун), и целый ряд других достопримечательностей. И не только увидеть, но и послушать интересный рассказ краеведа и путешественника Александра Аникина об истории как самих памятников истории и культуры, так и окружающих их населенных пунктов.

Чоргунская башня

Обширные познания Александра Павловича в местной топонимике и истории производят большое впечатление на слушателей. Любимая тема А.Аникина, о которой он, пожалуй, может говорить часами, — это крымские азизы (места, почитавшиеся крымскими татарами как захоронения святых людей). В издательстве республиканского Медиацентра им.И.Гаспринского издана его книга, посвященная азизам в Крыму.

Пока в Байдарской долине автобус стоит у Скельской пещеры, а экскурсанты знакомятся с этим замечательным природным ­объектом, мы, воспользовавшись удобным моментом, попросили А.Аникина подробнее рассказать о новом издании и предмете его исследования.

 

Новая книга

— Александр Павлович, ваша книга посвящена теме крымских азизов. Расскажите, хотя бы в общих чертах, о ее содержании.

— Книга будет называться «Крымские азизы. Тени забытых предков». В ней более четырехсот страниц. Во вступительной части представлена информация о том, что такое азизы и как они появились. Приводятся связанные с азизами всевозможные истории, предания от наших современников и авторов дореволюционного времени — Никандра Маркса, Василия Кондараки и др.

В основной части книги приводятся сведения о каждом из порядка 330 азизов, информацию о которых мне удалось собрать. Указывается название азиза (в том случае, если оно известно), его локация — прежнее и нынешнее названия села, где он находился, приводятся точные либо примерные координаты его местоположения на карте. Отмечается также, был ли рядом водный источник (как правило, наличие азиза предполагало присутствие рядом источника воды, но такое могло быть не всегда). Приводятся фотографии азизов, подавляющее большинство из них сделаны мною. В тех же случаях, когда по какой-либо причине мне не удавалось самому побывать на месте, то на странице оставляется свободное место для фотографии. Если кто-либо из читателей, заинтересовавшийся темой, побывает в том месте и сделает собственный снимок, то сможет вклеить его туда.

— Давно ли вы занимаетесь темой азизов?

— Более четырех лет. Сам я путешественник. С женой мы много путешествуем по Крыму. И часто, сидя над картой, я искал новые места, которые было бы интересно посетить. Как-то, познакомившись со списком азизов, опубликованным Нариманом Абдульваповым, я сразу прикинул для себя, что в том месте был, а в этом не был. Так у меня родилась идея посещения и изучения крымских азизов. Таким образом, я совмещаю приятное с полезным, путешествия с исследовательской деятельностью.

Первоначально в поле моего зрения попал известный многим Кырк Азизлер, который находится в Белогорском районе. Первый наш поход как к азизу был именно к нему. Потом были походы к Газы Мансуру и другим местам.

Традиции и современность

— Вы собрали сведения о более чем 300 азизах. Неужели их было в Крыму так много?

— В свое время это было очень распространенное явление. Сколько всего их было на полуострове — сегодня сказать тяжело. Предполагаю, что больше тысячи. Потому что почти каждое крымскотатарское село имело своего азиза, а то и несколько.

После установления советской власти в Крыму, тема религии стала запретной и табуированной. Постепенно традиции, связанные с азизами, стали теряться и забываться. Большую роль в этом сыграло и выселение крымских татар из Крыма. Если старые люди еще что-то знали и помнили, то следующим поколениям эта информация передавалась далеко не в полной мере. Если среди людей моего возраста (50 с лишним лет) большинство еще знает что такое азизы, то уже молодому поколению крымских татар о них мало что известно.

— Почитание азизов не было ведь исключительно крымской традицией?

— Такие места, считающиеся святыми, встречаются по всей территории мусульманского мира. Что касается крымских азизов, то это несколько своеобразное явление. Изначально в мусульманской традиции азиз (святой) — это шехид, как правило, павший за веру воин или проповедник. Но в Крыму к азизам причисляли и людей со сверхъестественными способностями, целителей и людей, над могилами которых замечали явление «нур» (свечение). Сейчас наукой доказано, что это биологическое явление. Из-за гниения органики может выделяться газ, который при выходе из могилы имеет зеленоватое или белое свечение. Но в то время люди не могли объяснить этого, и, видя зеленоватое свечение над могилой, решали, что это особенный, святой человек.

Памятник на месте бывшего крымскотатарского кладбища в д. Уппа

Святыми местами в Крыму могли считаться родники, имевшие воду с целебными свойствами. Бывало и так, что шейх мог увидеть сон, считающийся вещим, и на этом основании объявить какое-то место азизом. Такие азизы есть в степной части Крыма. Сохранилось предание, как пастух увидел во сне ангела, который сказал ему, что он должен учиться читать, чтобы чтением Корана исцелять людей. Пастух так и сделал и, став известным целителем, обозначил место, где увидел видение. И люди стали чтить это место как святое, хотя там захоронений никаких не было.

— Места азизов как-то ­особо обозначались?

— Могилу святого огораживали (чтобы, как писал В.Кондараки, нога грешного человека и животного не топтала эту могилу), втыкали шест, вешали зеленый или белый флажок. И все знали, что там похоронен азиз.

Когда паломник приходил к азизу, то читал молитву. Если рядом был источник, то пил воду, которая считалась целебной. Затем отрывал от своей одежды лоскут и завязывал ленточку, веря, что таким образом он все свои несчастья и болезни оставляет на этом месте.

Часто на могилах азизов выстраивали дюрбе. Самые известные азизы, над которыми находятся дюрбе, — Кыз-азиз, или дюрбе Джанике-ханым на территории Чуфут-кале, Уч азизлер в Эфендикое (сейчас село Айвовое Бахчисарайского района), где похоронены три шейха. Вообще, дюрбе строили на месте захоронения известных людей. В том числе и азизов (святых).

— Сейчас на местах азизов в основном пустыри?

— Есть разные места. В своей книге я указываю азизы, которые еще возможно восстановить. Но это дело местного джемаата. Сейчас стоит вопрос о восстановлении азиза Салгир-баба в Симферополе, его территорию передали Духовному управлению мусульман Крыма.

 

Есть азизы, которые уже восстановлены. Но, насколько я знаю, за исключением Девлет-баба под Алуштой и Газы Мансура под Бахчисараем, практически ни один из них не внесен в реестр памятников культурного и исторического наследия. Мною в сентябре 2024 года в Министерство культуры Республики Крым направлено порядка 20-ти заявлений о включении существующих азизов в единый Государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации как объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия.

Есть и те места, которые уже перестали существовать как азизы. То есть место, где такой азиз находился, известно, но паломники туда уже не приходят. Сюда можно отнести всем известный дуб Дёрт Кардаш в Белогорском районе, источник Савлук Су на территории Косьмо-Дамиановского мужского монастыря, источник Азиз Су, который больше известен как фонтан Савопуло, находящийся на территории Центрального парка в Симферополе, и др.

 

Старинное предание

— Какой из крымских азизов заинтересовал вас больше всего? Есть ли у вас любимая легенда?

— История каждого азиза уникальна и интересна, но, к сожалению, таких историй­ сохранилось очень мало. Больше всего мне нравится история об азизе Умер Девлетли баба, который находится на территории Белогорского района, возле несуществующего ныне села Бешуй (не путать с одноименным селом, находившимся в Симферопольском районе). После выселения крымских татар, оно было переименовано в Черносливку и где-то в 1950-е годы исчезло с карты Крыма. Существует легенда о нем. Звучит она так:

«Один юноша решил совершить хадж. Совершив в Мекке все положенные ритуалы и молитвы, он собирался уже возвращаться домой в Крым. Но, выходя из мечети, он обнаружил, что пропала его обувь. ­Юноша сильно опечалился и не знал что делать, поскольку путь в Крым был неблизкий.

Но ему подсказали, что в ту же мечеть каждую пятницу приходит человек из Крыма. Следуя советам, ­юноша дождался его прихода на молитву и спрятал его обувь. Когда этот человек, выйдя из мечети, стал искать свою обувь, то юноша принес ее ему и попросил помочь с возвращением в Крым.

Незнакомец сначала ответил отказом, но затем ­окликнул юношу и сказал, что поможет ему, но при одном условии: никогда и никому не рассказывать как возвратился в Крым. После того как юноша дал согласие, неизвестный сказал ­ему, чтобы он сел ему на спину, обхватил руками шею­, закрыл свои глаза и не открывал их до тех пор, пока тот не скажет ему сделать это. Юноша так и сделал, но успел заметить, что они начали подниматься вверх в воздух. Неизвестно, сколько времени провели ­они в полете, но когда незнакомец разрешил юноше открыть глаза, они оказались рядом с селом Бешуй на холме Джау-тепе (не путать с одноименным холмом на Керченском полуострове). Незнакомец сказал, что доставил его в Крым, и дальше тот может идти сам, и исчез.

Прошло какое-то время. ­Юноша, желая отблагодарить того человека за свое чудесное возвращение, начал его искать. Ходил из села в село, спрашивал о нем людей. Ну и, естественно, проговорился о том, как попал в Крым…

Как нетрудно догадаться, того человека, который помог бедному юноше, звали Умер Девлетли баба. Когда пришло его время, Умера Девлетли баба похоронили там же, в селе Бешуй, и стали почитать его могилу как азиз. Она была восстановлена в начале 2000-х годов потомками выходцев из тех краев. Азиз стоит на территории бывшего кладбища села Бешуй, огороженный по всем правилам.

— Эту легенду вы взяли из старых книг или ее вам рассказывали старожилы?

— Ее мне рассказала женщина по имени Зера-ханум, которая, в свою очередь, слышала ее от матери, корни которой происходили из тех мест. Она рассказывала и другие интересные легенды. Все они есть в моей книге.

 

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог