Курс валют USD 0 EUR 0

Так ли это или нет?

Комментариев: 0
Просмотров: 490

Статья И. Гаспринского, опубликованная в издании «Тонгуч»

1881, 8 мая

 

(Перевод Л. Джелиловой)

 

Великая Держава наша Россия состоит из двух частей, одна из которых — европейская Россия, другая — Россия азиатская. Европейская Россия вместе с Кавказом и Дагестаном собирает пятнадцать виляетов (губерний), где проживает около пяти миллионов магометан. Многие из них тюрко-татарские племена, язык же у них единый. Более того, в разговорной речи они легко объясняются. И все они с легкостью могут пользоваться одним литературным языком. Бумага, написанная в Казани, понятна в Оренбурге, Шеки и Бахчисарае. Литературный оборот Бахчисарая с тем же изяществом применителен везде. Однако мы ни писать не хотим, ни читать не желаем! Получая образование, мы объехали множество российских губерний и лицезрели быт мусульман России. С великим сожалением отметим, что из пятидесяти наук им знакомы лишь пять — десять школьных дисциплин. В этом они ограничены в знаниях о мире нашем, убоги в незнании. И триста-четыреста лет пребывают в отсталости, не имея реформ и развития в искусствах, экономике, системе и методиках образования. Каждый, видя в народе чужака, а в отчизне придорожную харчевню, трудится старательно на брюхо свое. Что есть Родина и народ, что такое прогресс и реформы, культура и человеческая добродетель — им неведомо! А ведали бы они, мы узрели бы там плоды их сущности. Не умеем сказать скрыто, поскольку думаем, что образ жизни нашей состоит из трех действий: трудиться кое-как, есть не в меру, спать, забывшись напрочь. Только и всего. Жизнь наша недостойна славы быть человеком. Но, ежели мы доказали неверное житие свое, если оговорены пути к исправлению такого положения, для народного развития люди имущие, люди благородного происхождения и благосклонные к народу лица, принимаясь потихоньку за дело, будут стараться во всех сферах для развития народа, думается нам. В России развивается огромная нация. Кто связал нас по рукам, кто опутал наши ноги, кто глаза наши закрыл? Ударяя нас палкой, кто морочил нам голову? На что нам руки, не для труда ли, на что нам головы, не для ума ли? Держава радеет за наше развитие и наше благосостояние; нам, мусульманам, дарены многие права. Сколько (у мусульман) обществ, открыты для них и школы. А что же мы? Много среди нас богачей, благородных, имущих людей. Много и торговцев, владеющих большим капиталом. Так что, стараниями трудиться, есть у нас будто бы все инструменты для этого. Еще пятнадцать-двадцать лет тому назад отсталые (как мы ныне) латыши, армяне, евреи и караимы теперь [выдвинули] из числа своего выдающихся ученых мужей, военных, министров, адвокатов и инженеров. А в чем причина? И мы, подобно им, много должны трудиться. Что [касается] нас, то в первоначальном положении общины таких городов, как Казань, Оренбург, Уфа, Касимовское Ханство, Нижний Саратов, Шеки, Астрахань, Бахчисарай, создав по специальному разрешению благотворительные научные общества, способствовали бы реформированию школ, развитию медресе, созданию и открытию новых школ искусств и библиотек. И здесь, понятно, нашлись бы необходимые к этому суммы. Отцы и деды наши делали столько благотворительных дел. А мы разве не способны создать необходимых в наше время пять-десять школ да с десяток библиотек? Что мы, вовсе истощились? С позволения Правительства да силами общин для науки и просвещения из пятимиллионной массы мусульман соберется сто пятьдесят тысяч рублей раз в году, и благотворительством этим около тысячи молодых людей просветится наукой и учениями. По этому расчету [крымцы], число которых около ста десяти тысяч душ, могут собирать около трех-четырех тысяч рублей и обучать точным наукам, истории и географии более двухсот молодых людей. Описываемые нами примеры и другие мероприятия предоставят денежные средства, собранные в губерниях и жертвуемые богатыми людьми. Иные граждане державы нашей создали множество школ, типографий и другие необходимые народу инструменты. А мы почему не можем так же? Что мы, не люди? Разве не граждане мы России? У мусульман есть необходимое число школ и медресе. Однако метода и порядок преподавания нуждаются в реформе. Ребятишки в школах не проходят письмо и арифметику. А в медресе ученики не обучаются общим основам точных наук. Отроки наши в пору морали и воспитания в целом вне общества. Мы не владеем ни одним инструментом для познания и изучения законов и уклада нашей Родины. Сегодня — время искусства, учения и прогресса. Отстающая в прогрессе от всей Европы Османская Держава и та, изобретя новые методы, упростила обучение и в короткий срок обучает многому. Что плохого в том, чтобы познать эти новые методы? У великих и милостивых наших сограждан русских мы могли бы по-учиться многим наукам и видам искусств. Иные учатся на русском для познания важных государственных законов, а некоторые полезные книги нужно переводить на [разные] языки. Сначала нужно изучить нашу родину и ее славное прошлое, для того чтобы быть верным ей, приносить пользу обществу, жить в благе и почете. Прежде всего пробудиться, оглянуться вокруг и, как иные наши сограждане, трудиться для продвижения во всех сферах.

 

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог