Курс валют USD 0 EUR 0

Тамга и знамя

Комментариев: 0
Просмотров: 315

Современная реконструкция бунчуков Чингизхана

ТАРИХЧИ

Начиная с 2010 года, 26 июня отмечается крымскими татарами как день национального флага. Эта традиция, возникшая в Крыму по историческим меркам совсем недавно, тем не менее уже достаточно прочно закрепилась в народном сознании. В чем значение этого дня? Национальный флаг — кок байрак (голубое полотно с изображением в верхнем углу у древка золотой тарак-тамги) — это простой и легко узнаваемый, но вместе с тем наполненный глубоким историческим и культурным смыслом символ, объединяющий всех крымских татар, в какой бы стране мира они ни находились.

Французский роман и древние тюрки

Кок байрак стал национальным знаменем крымских татар в революционные 1917—1920 годы. Национальному движению крымских татар, выступившему в годы революции на путь активной борьбы за восстановление прав народа и предоставление Крыму статуса автономии, нужен был символ, объединяющий народ и отражающий его историю и культуру.
В ноябре 1917 года известный крымскотатарский ученый-историк Осман Акчокраклы опубликовал в газете «Миллет» статью, посвященную вопросу о том, каким должен быть национальный символ крымских татар.
«В последнее время вошел в обычай татарский национальный голубой цвет, голубое знамя», — писал ученый, признавая вместе с тем, что ему неизвестны точные причины этого явления. О.Акчокраклы считал, что определенное влияние здесь мог оказать исторический роман французского писателя Ленуана Кахуна «Голубое знамя» («Кок санджак»), посвященный эпохе Чингизхана. Это литературное произведение, переведенное на турецкий язык османским писателем Неджипом Асимом, очевидно, было известно и тогдашним крымскотатарским читателям.
Однако роман французского литератора сам по себе не мог определить народные предпочтения. И, продолжая рассматривать вопрос, О.Акчокраклы обращал внимание читателей газеты на то, какое место занимал голубой цвет в культуре тюркских народов и насколько он популярен у современных ему крымских татар.

«Очевидно, что голубой цвет — цвет древних монголов. Поскольку в древности тюрко-татары поклонялись голубому небу, луне, солнцу, считали голубой цвет священным. В связи с этим хочу еще отметить. В нашем Бахчисарае, как можно заметить, если кто-то строит новый дом, то часто деревянные детали дома окрашивает в голубой цвет. Со словами: «Мавы боячыкъ не гузель яраша!» («Как красива голубая красочка!»), — татары красят окна, балюстрады, двери. Кто-то потолки красит синькой. Очевидно, что в крови татарской с древности осталось что-то, влекущее к голубому цвету», — полагал О.Акчокраклы. «Во всяком случае, крымцы сегодня признают голубое знамя своим национальным знаменем», — заключал он.
Начало ХХ века было временем, когда у тюркских народов начинал пробуждаться интерес к своим древним корням. В связи с тем голубой цвет стал приобретать большую популярность. Неслучайно сегодня полотнища голубого и синего цветов служат основой национального флага уйгуров и ногайцев, государственного флага Казахстана и флага Организации тюркских государств.

Символы власти и воинской доблести

Понятия государственного флага как такового в древности не существовало. Но знамена тем не менее имели большое значение. Они помогали воинам ориентироваться на полях сражения. По флагам военачальники могли издалека определять местоположение своих отрядов и войск противника на поле боя и, ориентируясь на них, управлять ходом битвы. Падение флага могло спровоцировать панику и означать конец организованного сопротивления. Поэтому от знаменосцев требовалось большое мужество и храбрость.

Флаг Золотой орды из Каталонского атласа 1375 г.

У тюркских народов в древности большое значение, в частности, придавалось черному, красному, белому и желтому цветам. Но голубой цвет как символ вечного неба почитался древними тюрками особо. Тем не менее средневековые тюркские правители использовали знамена разных цветов. В империи Чингизхана главным было знамя белого цвета. При этом в ордынскую эпоху как символ ханской власти активно используется бунчук — древко с привязанными к нему конскими хвостами. В Османской империи этот атрибут власти был известен под названием туг. Бунчуки могли иметь навершие с трезубцем.
Европейские карты XIV века позволяют узнать о том, каким было знамя Золотой Орды. Так, в Каталонском атласе, составленном в 1375 году на острове Мальорка Авраамом Крескесом и его сыном Иегудой, можно увидеть ряд золотоордынских городов с флагами над ними. Этот флаг представляет собой белое полотнище с ханской тамгой и полумесяцем. Последний был символом ислама как государственной религии. Эта карта, составленная по заказу короля Арагона, была впоследствии подарена королю Франции и сегодня хранится в национальной библиотеке в Париже.

Ханская тамга

Изначально тамги были знаками, печатями, которые ставили на скот или другое имущество, для того чтобы отметить его принадлежность тому или иному племени. Тамги использовали многие тюркские народы. В средние века каждый житель Великой степи должен был знать тамгу своего рода или племени и его боевой клич — уран.
Символом династии Гераев, утвердившейся у власти в Крымском ханстве в XV веке, была тарак-тамга. Тарак-тамгу в качестве своего символа использовали и правители Казахского ханства, которые, как и Гераи, вели свое происхождение от Чингизхана. В Казахстане тарак-тамгу часто называют торе-тамга (Торе — род потомков Чингизхана, составлявших высшую аристократию в казахском обществе).
Известно, что многие ханские и аристократические рода изображали тамги своего племени на своих знаменах. Так поступали Ширинские, Яшлавские и Аргинские беи.
С развитием государственных институтов правители средневековых тюркских государств стали помещать изображение своих родовых тамг на монеты. Начиная с Хаджи-Герая, крымские ханы чеканили изображение тарак-тамги на своих монетах. Неудивительно, что даже в начале ХХ века это был очень узнаваемый в Крыму символ.

Монета Менгли-Герая

«В тот момент, когда в Крыму решается вопрос, какой символ выбрать для голубого знамени, бесспорно, нужно выбирать тарак тамга. Это родовая тамга правителей Крымского ханства, династии Гераев. В самом ханском дворце, в мечети, на старинных герайских монетах изображена эта тамга», — писал в 1917 году Осман Акчокраклы.
Таким образом, неудивительно, что золотая тамга, символизирующая трехвековую историю Крымского ханства, заняла свое место на голубом полотнище национального флага крымских татар.
После установления в Крыму советской власти в 1920 году, кок-байрак на долгие десятилетия оказался в забвении. Вновь на историческую арену он вышел в 1991 году, когда крымские татары активно возвращались в Крым после многих лет, проведенных на чужбине. Кок байрак, таким образом, стал неотъемлемым символом национального возрождения.

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог