14 февраля в Симферополе (Акмесджиде) состоялось собрание представителей старинных крымскотатарских мурзацких родов – Эмировых, Карамановых, Эдилерских, Кайтазовых и многих др. В ходе обсуждения участники собрания приняли решение поддержать инициативу Алишера Эдилерского и создать Татарское дворянское собрание (Татар мурзаларынъ топлашувы).
— Последние 12 лет я проживал в Республике Татарстан, в городе Набережные Челны. Там я узнал о существовании Меджлиса татарских мурз, то есть татарского дворянского собрания, — рассказывает инициатор создания собрания Алишер Эдилерский. — Оно носило общий характер, то есть не было конкретизировано, что это дворянское собрание только казанских татар. В него принимали и сибирских, и астраханских, и крымских татар, причем независимо от того, проживаешь ты на территории Российской Федерации или нет. Главное – надо было доказать свои корни до седьмого колена. Но до седьмого колена обычно доказывали те, у кого фамилия в процессе нашей бурной политической истории терялась.
Так у меня возникло намерение организовать подобное собрание и в Крыму. Наша организация, которую мы собираемся зарегистрировать, это общественная организация, она носит название – Татарское дворянское собрание (Топлашув).
— Чем будет заниматься организация?
— Наша главная задача – это просветительская деятельность, популяризация истории и привлечение к этой деятельности лиц, имеющих дворянские корни. Нужно, чтобы коренные жители полуострова – крымские татары знали свои корни. Потому что, если не знаешь корней, то нация просто теряется.
— Создание Татарского дворянского собрания направлено на воссоздание традиций крымскотатарского дворянского сообщества, а также на поддержание контактов между потомками мурз. Представители одной семьи вследствие процессов, происходивших в течение ХХ века, могли быть разбросаны по различным регионам бывшего СССР, — говорит историк, сотрудник Крымскотатарского музея культурно-исторического наследия (бывший Крымскотатарский музей искусств) Гульнара Сичаева, принимавшая активное участие в подготовке собрания.
— Что сегодня делается для изучения истории татарских мурз?
— Сбор материалов и информации, посвященных крымскотатарскому дворянству, входит в одно из направлений работы Крымскотатарского музея историко-культурного наследия. Эти исследования начались достаточно давно и продолжаются не один год. Ведется работа по сбору документального материала, по исследованию архивных дел в Государственном архиве Республики Крым.
Как вы знаете, крымскотатарская знать существует не одно столетие и имеет глубокие древние корни, уходящие в период Крымского ханства и Золотой Орды. Сейчас, основываясь на документы, на имеющемся материале мы пытаемся изучить вклад крымскотатарской знати не только в политико-экономическую судьбу Крыма, но и в социально-культурную.
— Как происходил процесс перехода крымскотатарской знати в российское дворянство?
— После событий 1783 года начался процесс инкорпорации крымскотатарской знати в состав российского дворянства. В частности, Екатериной II был издан указ о том, что все крымскотатарские мурзы приравниваются к правам российского дворянства. Потом был издан указ герольдии о том, какие документы требуются для подтверждения дворянского статуса. Это был сложный процесс, он шел на протяжении всего ХIХ века и с каждым десятилетием все более усложнялся. Если поначалу для подтверждения дворянства требовалось всего лишь свидетельство 12 мурз, то потом к этому списку добавились копии ханских ярлыков и султанских фирманов, другие какие-либо свидетельства. То есть все, что можно было, крымская знать приносила в качестве подтверждения своего дворянства.
Но следует отметить, что в Крымском ханстве не существовало традиции письменного подтверждения дворянства. То есть это был негласный закон, устная традиция, что среди всего крымского общества, что те или иные представители являются мурзами и в крайних случаях (это не было распространено) султан или хан мог выдать фирман или ярлык с подтверждением, что этот человек является дворянином и ему выделен земельный удел.
— Основная деятельность дворянства в этот период была связана с военной службой?
— Основное направление деятельности крымской знати – это военная служба. Например, тот же генерал-майор Кая-бей Балатуков – герой войны 1812 года.
И еще одно направление деятельности мурз — меценатство и благотворительность. На свои средства они строили мектебы, медресе, брали на содержание учеников, отправляли их учиться за границу, в частности в Турцию, выплачивали им стипендии, снабжали всем необходимым для учебы. Например, знаменитая семья Муфтий-заде, которая создала мусульманское благотворительное общество. Супруга Исмаила-мурзы, Сайде-ханум Муфтий-заде, которая серьезно занималась благотворительностью и построила за свои собственные средства больницу.
— Эмигрировали ли мурзы из Крыма?
— При своем материальном благосостоянии они могли себе позволить уехать, но остались здесь, в Крыму. В большинстве своем они не подались в эмиграцию, а остались в Крыму со своим народом и работали на сохранение его культуры.
Есть сведения о том, что род Барын покинул Крым. Но опять-таки это один род и это еще до конца не доказано. В архиве встречаются документы о том, что значительная часть рода Барын покинула Крым в ходе эмиграции после Крымской войны. И после этого нет никаких сведений об этом роде, то есть история обрывается. Возможно, они действительно уехали.
С другой стороны, в конце ХVIII – начале XIX века в Крым переселялись многие кавказские дворяне. Впоследствии они ассимилировались и стали крымскотатарскими дворянами. Это, к примеру, Балатуковы, Узденниковы, Абдураманчиковы.
Некоторые крымскотатарские дворянские фамилии происходили из къапы-кулу (служилого дворянства времен Крымского ханства). Штат къапы-кулу учредил хан Сахиб-Герай в 30-х годах ХVI века по образцу турецких янычаров и сейменов. Сахиб-Герай до восшествия на ханский престол некоторое время жил в Турции, и многое из увиденного там хотел перенести в Крымское ханство. Проведя военную реформу, он учредил этот штат и набрал туда людей. Из древних родов, которые входили в штат къапы-кулу, – это Урие, Къая, Собол. Это были выходцы в основном из черкесов. Они здесь осели, ассимилировались, стали впоследствии крымскими татарами.
— Каковы предварительные результаты вашей работы по исследованию истории родов крымскотатарских мурз?
— В ходе изучения архивных дел, связанных с прошениями мурз о принятии их в дворянское сословие Российской империи, выявляются замечательные документы – копии, снятые с ханских ярлыков, султанских фирманов, всевозможные свидетельства с печатями, туграми, печатками с арабской вязью. Сейчас идет подготовка этих документов к выставке, которая скоро откроется в Крымскотатарском музее. Выставка обещает быть интересной.
Поиск и изучение этих документов требуют много времени и сил. Иногда просматриваешь одно дело, состоящее из трехсот листов, в котором максимум ты можешь найти для себя два листа полезной информации, а иногда попадется дело на пятнадцать листов, но которое будет очень важным. Поэтому многое зависит от случая и удачи. Когда перед тобой разворачивается огромнейший фирман, написанный золотом с красной тугрой наверху, испытываешь огромное восхищение и радость от находки. Читаешь перевод о том, что этот фирман был выдан такому-то мурзе в такой-то период султаном Ибрагимом. Таких документов встречается достаточно. Это часть того, что удалось выявить, будем работать и искать дальше. Этому придется посвятить еще не один месяц, а может быть, и не один год. На сегодняшний день нам известно о 68 крымскотатарских дворянских родах, утвержденных в дворянском сословии Российской империи. Возможно, их еще больше.
comments powered by HyperComments