Гостем редакции «ГК» недавно стал известный татарский ученый-археолог и востоковед Альберт Бурханов. На протяжении нескольких десятилетий Альберт Ахметжанович занимается изучением памятников Средней Азии и Волго-Уралья, историей Золотой Орды и постордынских татарских государств. Кроме того, А.Бурханов активно занимается развитием краеведческих исследований в Татарстане и населенных татарами регионах России, возглавляя Комитет по работе с татарскими краеведами во Всемирном конгрессе татар.
Изучение истории родного края имеет важное значение, ведь любознательный человек не может не интересоваться прошлым того места, где живет он сам, где жили его предки. Без знания истории родного края, малой родины, вряд ли можно сформировать и целостное представление об истории всей страны. О том, каким должно быть татарское краеведение, мы и говорили с А.Бурхановым.
— Альберт-бей, насколько нам известно, вы прибыли в Крым для участия в научной конференции.
— Да, я был приглашен на Всероссийскую научную конференцию, приуроченную к 80-летию известного историка, востоковеда Эдуарда Кульпина-Губайдуллина (1939 — 2015). Кстати, в 2022 году исполнится 135 лет со дня рождения его деда — известного татарского историка, писателя и общественного деятеля Газиза Салиховича Губайдуллина (Г.Газиза). Он в свое время много лет работал в Баку, сотрудничал с Бекиром Чобан-заде, они оба (как и многие тюркологи) стали жертвами сталинских репрессий.
На конференции мной был представлен доклад «Крым и крымские татары в трудах Газиза Губайдуллина и Эдуарда Кульпина-Губайдуллина». Нужно отметить, что в свое время у Э.Кульпина в соавторстве с А.Вяткиным вышла замечательная работа «Крымские татары: проблемы репатриации».
— Сегодня ваша деятельность направлена на развитие краеведения в Татарстане. Какое значение краеведение имеет для общества, имеет ли оно какие-то корни у татар?
— Краеведение в какой-то степени является показателем уровня демократии в государстве. Только в демократических государствах проявляется возможность для такого порыва снизу.
Интерес к истории татар, в том числе и крымских татар, возник еще в XIX веке. Вопросами татарской истории занимались специалисты разных национальностей. Но именно тогда, в конце XIX – начале ХХ веков, активно разворачивается деятельность татарских просветителей, интересовавшихся и историей своего народа. Это продолжалось и позднее, в 20 — 30-е годы ХХ века. В Крыму также велась очень активная работа в 20-е годы, в том числе и такими известными крымскотатарскими исследователями, как У.Боданинский и О.Акчокраклы.
Подъем краеведения в татарских регионах в тот период был показателем растущего интереса к истории своего народа и родного края. Затем, в связи со сталинскими репрессиями, развитие краеведения практически прекратилось.
Позднее, в 1950 — 1960-е годы, по инициативе ученых и отдельных краеведов, в вузах и школах Татарстана стали формироваться краеведческие клубы. Мощный рывок в краеведческой деятельности произошел в 1990-е годы. Многих тогда охватило желание изучать историю. Активно перепечатывались старые книги по истории татар. У вас, в Крыму, в те годы тоже выходило много работ.
Сейчас у нас в Татарстане создано Общество татарских краеведов, председателем которого избрали меня. Официально оно зарегистрировано в прошлом году, но практически мы работаем с 2015 года.
— Кем являются краеведы, с которыми вы работаете? Какие направления в своей деятельности ваше общество считает приоритетными?
— Краеведы — это зачастую люди, живущие в этом конкретном месте с детства. Это, в основном, учителя, музейные работники и просто любители, занимающиеся историей своего села, города, микрорайона. Краеведом может быть и профессиональный историк, если он занимается краеведческим материалом.
Важным направлением является изучение истории татарских сел. В Крыму это, может, делать сложнее, в связи с тем, что крымские татары подверглись выселению. Но для Татарстана и других регионов РФ, где живут татары, это весьма актуально и реально. Ведь татары, в основном, сохранялись в сельской местности, в то время как в городах они были более подвержены ассимиляции. Поэтому самосознание и культура народа базируются на населении сельской местности.
Сейчас перед нами стоит задача написания истории всех населенных пунктов. Это касается как уже исчезнувших сел, так и тех, что находятся на грани исчезновения. Каждое село в Татарстане и татарское село в регионах России должно иметь свою историю, как паспорт у человека. При этом нужно не только изучить историю конкретного села, но и разработать перспективу его развития на 50 — 100 лет. И в этом должны участвовать как собственно ученые и специалисты (архитекторы, например), так и краеведы, общественные и религиозные деятели, представители СМИ и, естественно, представители государственных структур и местной власти.
— История сел — это действительно очень важно. А история городов входит в сферу ваших интересов?
— Мы недавно, в сентябре, проводили в Томске Всероссийский форум татарских краеведов, посвященный теме сохранения татарских городских слобод. Вообще, если разобраться, татары имели огромную городскую культуру еще со средневековья. Если взять Золотую Орду, а также Крымское, Казанское, Сибирское ханства, там города процветали как центры ремесел и торговли. Фактически русские города формировались на базе этих городских центров.
Позднее, в XVIII-XIX веках, татарская городская культура получила развитие на территории Сибири, Урала и Поволжья, в связи с разрешением Екатериной II официального исповедования ислама, строительства мечетей. Следующий этап ее развития связан с образованием в 20-е годы ХХ века советских структур с татарским языком, культурой, школами и т. д.
— Чему следует уделять внимание краеведам во время своей работы?
— В первую очередь, при изучении истории населенных пунктов и написании их истории необходимо изучение археологических памятников. Объекты археологии показывают основу проживания татар на этой территории, углубляют историю.
Для Крыма очень важна Золотая Орда, которой раньше крымские археологи не уделяли особого внимания, увлекшись Крымским ханством. Это тоже важно, но основа-то была заложена там. И нам стараются все время говорить, что в Крыму жили разные народы, татары очень поздно пришли и т. д. Это несправедливо и искажает реальные исторические факты. В формировании крымскотатарского народа участвовали как коренное население Крыма, которое вошло в состав татарского этноса, так и пришлое тюркское. Подобные процессы происходили и на территории Поволжья, Урала и Сибири. Поэтому очень важно изучать археологические памятники.
Второй пункт — это намогильные плиты. К сожалению, в Крыму большинство кладбищ было целенаправленно уничтожено после депортации. У нас, в Татарстане, происходило подобное, но намного раньше, и после Петра I прекратилось. Многих сел татарских уже нет, но намогильные плиты остались. Их исследование весьма интересно. Кроме религиозных текстов, на них есть имена людей, указывается сколько у них было жен, детей, чем они занимались, когда умерли. Эта информация дополняется архивными материалами, которые касаются XVIII — XIX веков.
Чтобы сохранить оставшиеся в крымских селах намогильные плиты, было бы хорошо собрать их в одном месте, в музее под открытым небом. Кстати, в Старом Крыму намогильные плиты сохранились в хорошем состоянии и их можно изучать. Часть их в свое время увезли в Эрмитаж. Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы археологические и эпиграфические памятники уезжали за пределы Крыма. Ведь, как показывает история, если какой-либо памятник уезжает в центральный музей или за рубеж, то обычно его трудно вернуть назад. Большое значение имеет и эпиграфика (вспомогательная историческая дисциплина, изучающая содержание и формы надписей на твердых материалах — камне, керамике и пр.). Потому что она дает богатейший материал для изучения истории региона, жизни и деятельности выдающихся личностей.
Третий объект — это памятники архитектуры: мечети, мавзолеи, светские здания. Все сохранившиеся архитектурные памятники, а также выявленные в ходе раскопок, надо реставрировать, изучать и сохранять. Это очень важная и нужная работа.
К архитектурным памятникам, естественно, относятся и крепости. При этом, даже памятники генуэзской и венецианской культуры (возьмите, например, Судак) — они ведь тоже имеют отношение к периоду Золотой Орды, потому что они находились под влиянием золотоордынских ханов, правителей Крымского улуса. В каком-то плане это и наши памятники. Когда говорят о генуэзцах, то как раз XIII — XIV века — это время, когда Крым входил в состав Золотой Орды, а позже в Крымское ханство. Хотя и турки здесь строили, это тоже интересные объекты.
Наконец, это промышленные объекты. Это могут быть и кирпичные заводы, и старые рудники. Такие объекты тоже важны и нуждаются в изучении. Нам по опыту Татарстана, территорий Сибири и Урала известно, что они могут представлять большой интерес. Например, в Сармановском районе Татарстана рудники, которые создавали пленные шведы после Полтавской битвы, сейчас являются объектами туризма. А медные и железные рудники, которые разрабатывали татары распространены широко по территории Поволжья и Урала.
Помимо вышеперечисленного, нужно хорошо знать и архивные материалы, особенно метрические книги. Они дают целый пласт данных о нашей истории, в частности, о наших земляках. Их нужно детально изучать, восстанавливать и публиковать.
Наконец, что очень важно для всех татар, мы все должны знать семь поколений своих предков, то есть родословные — шежире. Исследование родословных дает очень многое. Этим могут заняться и взрослые и школьники. Конечно, крымские татары в результате депортации оказались разбросаны по Узбекистану, Марий Эл, Уралу, что затрудняет генеалогические исследования, но проводить их нужно в любом случае.
— В чем должна заключаться помощь краеведам со стороны профессиональных ученых?
— Краеведческие книги и статьи — это ценный источник информации. Но проблема в том, что краеведы у себя на местах собирают очень хороший материал, но им его сложно анализировать. Поэтому, с точки зрения методологии, надо проводить какие-то учебные занятия для краеведов, чаще собирать их. Мы уже провели три больших форума татарских краеведов, а вообще их было пять. Представители Крыма тоже участвовали, но, к сожалению, из Крыма приезжали не краеведы, а ученые. Мы также проводим и зональные форумы.
Сейчас у нас пошла новая традиция — краеведческие конференции в сельских регионах проводить накануне проведения сабантуев. Обязательно приглашаем краеведов, ученых, общественных и религиозных деятелей, представителей СМИ и органов местной власти. К примеру, стало традицией подготовка и проведение научно-практической конференции по истории бассейна реки Ик и Сабантуя на реке Ик с участием представителей Татарстана, Башкортостана, Оренбургской области и сопредельных регионов Волго-Уралья. В целом полагаю, что краеведение имеет большие перспективы. Мы издаем сборники и журнал «Туган жир — Родной край» на татарском и русском языках.
По разным регионам ситуация может сильно различаться. В Татарстане есть, например, Черемшанский район, где 42 села, а книг о них написано уже 84. А есть Свердловская область, где 42 татарских села, но вышли всего две книги. Мы недавно побывали в Екатеринбурге, на базе Постоянного представительства Татарстана в Уральском регионе собрали активистов-краеведов региона. Здесь они ведут большую работу: это сохранение и реставрация старинных зданий татарских купцов, благоустройство кладбищ и др.
В Крыму тоже очень много направлений для краеведческой деятельности. Надеюсь, что у крымских татар тоже будет происходить подъем в направлении изучения истории и культуры населенных пунктов. Сейчас важно ученым (они делают много для изучения историко-культурного наследия крымских татар) и краеведам Крыма объединиться, создать свои организационные структуры и активизировать краеведческое движение. А работы предстоит еще очень много! Всем хватит поля деятельности!
comments powered by HyperComments