Как бы остро крымский вопрос не стоял в повестке дня международной политики, какие бы баталии в спорах за полуостров не разворачивались в межгосударственных отношениях, ничто не снимает остроту проблемы возвращения соотечественников, непосредственно репрессированных и их потомков, на историческую родину в Крым. Проблем с обустройством уже вернувшихся еще предостаточно, но ждать их окончания — все равно, что искать край света на земном шаре. За последние 30 лет мы достигли главной цели: этническое ядро крымскотатарского народа вновь находится в Крыму. Все остальные — уже диаспора, многочисленная (Турция, Узбекистан, Румыния) и малочисленная (Таджикистан, США, Германия, Литва и др.).
Большие нации, имеющие мощные государственные образования и занимающие ключевые позиции в международной политике, прилагают огромные усилия для поддержания своих диаспор, создания ими в странах проживания собственного мира. Некоторые ставят целью возвращение соотечественников на родину, создавая под это целевые программы. У нас же, крымских татар, ввиду наличия объективных и субъективных причин, такая целевая программа сегодня отсутствует, хотя давно требует разработки и адаптации к законодательству с использованием возможностей, предлагаемых государством.
На общественно-политическом горизонте не обозначились личности, компетентно излагающие современные тенденции в среде крымскотатарских соотечественников, проживающих за пределами Крыма, — насколько укрепляется и консолидируется этот мир, повышается или уменьшается их интерес к крымскотатарской культуре, языку, сохраняется ли стремление к сохранению этнокультурной самобытности. На сегодняшний день никто не сможет назвать общее число крымскотатарских соотечественников, в скольких странах мира они проживают.
Крымскотатарские диаспоры в разных странах заметно отличаются друг от друга в зависимости от истории, то есть причин их появления и отношения государственной власти к этим людям. Даже поверхностный взгляд способен определить их особенности. Соотечественники в республиках Центральной Азии – это ссыльные крымские татары и их потомки, не по своей воле оказавшиеся там, но уже полностью адаптированные к местным условиям и интегрировавшиеся в существующие сообщества. Это те, кто не смог или не захотел вернуться в Крым, где их ожидали мучительные проблемы, связанные с обустройством. Но именно эта диаспора поддается воздействию и способна возвращаться на историческую родину, для чего необходимо создание условий.
Крымские татары, проживающие в Турции и Румынии, – потомки эмигрантов конца XVIII – середины XX веков (за исключением мигрантов последних трех десятилетий). Составление социально-статистического портрета этих двух крупнейших диаспор – тема будущих исследований, однако следует признать, что рассматривать возвращение данной категории соотечественников в Крым, тем более, опираясь на опыт последних десятилетий, пока дело бесперспективное.
Все остальные диаспоры, в основном в благополучных странах, малочисленны. Эти общины разрастаются за счет лиц, пытающихся найти лучшую долю и покидающих Крым.
Одна из ключевых проблем диаспоры – ее ассимиляция. Тем, кто стремится сохранить свою идентичность, важно поддерживать национально-культурные и духовные основы. Но приоритетной задачей у народа должно стоять возвращение крымских татар в Крым, его практическая коренизация на полуострове. Для нас в одинаковой степени важны политические, экономические, демографические и другие цели. Общественно-политическая мысль и реальные дела могли бы быть направлены на создание преференций на региональном уровне, такие как ускоренное получение гражданства, компенсация за проезд к месту жительства, выделение земли для строительства индивидуального жилья, «подъемные», выдача беспроцентных кредитов на организацию собственного дела, снижение налоговых ставок или временное освобождение от уплаты налогов и т.д.
Только жизнь в Крыму обеспечит жизнеспособность крымскотатарской нации.
comments powered by HyperComments