Курс валют USD 0 EUR 0

ТРУД И ПРОГРЕСС

Комментариев: 0
Просмотров: 31

1883. — 8 сентября, №15

Очерк И. Гаспринского, опубликованный в газете «Переводчик-Терджиман» за 1883 г.

 

Работа — обязанность человека. Прогресс — необходимость природы человека. Не забывая, что каждый день нас может постигнуть кончина, надо работать, не рассчитывая вовсе умирать; это правило, создающее наше нравственное и материальное богатство.

Правда, человек не долговечен, он нечто преходящее, но народ, человечество не умирает; оно будет, пока существует мир.

Подумаем: есть ли что-либо более слабое, чем новорожденный младенец? Он является в свой бренный мир с множеством потребностей, имея уже столь сильных врагов, как холод, жар и прочее… для удовлетворения потребностей; для защиты себя он не имеет ничего, кроме весьма слабых своих ручек… Однако же для него готово все, что ему надо; его охраняют от всего, что ему [не] надо; его охраняют от всего, что ему вредно! Несомненно, что это есть последствие трудов и работы предшествовавших [поколений]. Не обязаны ли мы прямо позаботиться о будущих поколениях? Не обязаны ли мы платить свой долг?

Не должно [соотносить] свою работу с собственной краткой жизнью и потребностями, надо работать в пользу человечества, иначе оно будет падать, а без человечества немыслимо существование отдельных людей.

Люди, не знающие жизнь и плохо воспитанные, скажут: «Какое мне дело до других? Я не обязан устраивать мир…» Да, но если каждый человек в отдельности позаботится как следует о себе и о своей нравственности, то тем самым в силу вещей устроится хорошо все человечество.

«В течение краткой человеческой жизни ничего путного не успеет сделать».

Напротив, можно сделать очень многое. Не все люди могут работать одинаково, но есть такие, труды коих будут служить с пользою до кончины мира.

«К чему мне, смертному, слишком усердно работать и трудиться?»

Правда, умереть мы должны, но едва [ли] мы родились только для того, чтобы умереть… будь это так, то мы из утробы матери переходили бы прямо в могилу! Несомненно, что в период, протекающий обыкновенно между рождением и смертью, человек имеет обязанности в отношении жизни… говорю, что «обязанность» эта есть труд на пользу себе подобных!

Кто не трудится, тот идет к бедности, к нужде, граничащей близко с преступлением, как указал пророк наш в своем известном изречении. Не следует ли путем труда избегать этого падения?

Нет. Высокий Коран приказывает нам после необходимости молитвы трудиться и искать даров, созданных благодатью Аллаха для наших потребностей! Словом, надо трудиться, иначе жизнь немыслима. Если бы все бросили труд, кто бы остался в мире, кроме мертвых? Если все будут лишь терять, уничтожать, что имеют, то мир обратится в пустыню…

Всякий человек должен работать, и должен работать как следует, т. е. умеючи. Для работы необходимы орудия; для производства и пользования ими нужны науки и знания — без всего этого труд человека сам по себе будет менее значителен, чем труд лошади или вола!

Как для жизни необходима «работа», так и для работы нужны знания и науки, чтобы получились надлежащие результаты…

Останавливаясь на сем относительно «труда», обратимся к «прогрессу» как к его следствию.

Каждый из нас по месту жительства более или менее знаком с состоянием торговли и ремесел, каждый знает «ученость» наших ученых, обороты наших коммерсантов, состояние наших школ, достоинства разводимых нами животных, состояние дорог, по коим мы ездим, степень грамотности нашего народа и даже обстоятельства газеты «Переводчик»!..

Если так, то будьте любезны последовать за нами мысленно в какую-либо страну, где умеют и любят трудиться, где ценят знание и науки… Например, вообразите, что вы приехали в столицу Англии Лондон… Войдемте в какое-либо училище. Десяти-двенадцатилетние дети уже знают столь много, воспитаны настолько, что могут размышлять, как сорокапятилетние между нами! Они изучают несколько языков и семь-восемь разных наук!

В программу школ ни начальное чтение и письмо, ни начальная арифметика не входят: пяти-шестилетние дети выучиваются всему этому от матерей. В училище преподаются науки!

Выйдя на базары, увидим приказчиков и служителей, рассуждающих о вопросах права, философии и мироздания!

Если зайдем в зоологический сад, в богатейших клетках, в постройках, стоящих жилищ ханов, в мраморных бассейнах увидим всех зверей, птиц и животных сего мира!

В библиотеках найдем миллионы книг на всех языках!

Зайдя посмотреть на какое-либо зрелище, где показывают искусство и фокусы, мы послушаем наглядную лекцию по химии и физике!

В университеты и академии заглядывать не будем: там мы с вами ничего не поймем.

Если зайдем на фабрики, увидим целое светопреставление! Железо, толщиною в пятивековой дуб, режут как бумагу, молот в тысячу пудов растягивает, как воск, целую гору железа… из куска железа в десять коп[еек] производят вещи на десять руб[лей]!

Мы будем поражены операциями банков и компаний, где при помощи клочка бумаги с подписью принимают и отпускают миллионы!

Улицы и базары — это картина страшного суда: народ день и ночь льется как поток!

В городе имеется сорок тысяч хозяйственных, тридцать пять тысяч наемных экипажей, кроме множества омнибусов, конных и железных дорог!

Есть бульвары, парки для народа, где иногда циркулируют до пятидесяти тысяч экипажей и верховых!

Зайдя в большой магазин, можно подумать, что [здесь собраны] богатства всего света; в типографиях встретим тысячи рабочих и машины, печатающие по нескольку тысяч книжек в час. Узнаем о газетах, имеющих сотни тысяч подписчиков!

В лавках готового платья увидим столько материала, что смело можно одеть сразу все население города Казани! Есть магазины, где служат до восьмисот мужчин и несколько сот женщин, показывая покупателям товар!

Можем сказать без ошибки, что здесь труд и знание, наука и искусство обращают железо в золото, уголь в серебро!

Жизнь здесь течет столь беспечно и весело, что наша жизнь вовсе не выдерживает сравнения.

Воспитывают таких детей, что размеры и сила однолетка поражают своим развитием. Разводят такой скот, что один вол весит до сорока пудов, одна коза — до десяти пудов! Выращивают деревья, приносящие яблоки величиной с наш арбуз! [Из] одного зерна получают пятьдесят; разводят леса [в таком] же в порядке, как и фруктовые сады. Здесь нет речки, канавы без моста, нет деревни без шоссейной [дороги] и города без железной дороги!

Довольно и этого, что мы видели; скажем лишь, что разные преувеличения в сказах и былях далеко отстают от действительности Лондона.

Этого великого состояния англичане достигли постепенно, путем труда и знаний… Таким образом, заключительное наше нравоучение то, что «труд» — обязанность человека, и «прогресс» есть его следствие.

 

(Из полного собрания сочинений Исмаила Гаспринского, т. 2)

 

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог


Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /home/users/a/awebo/domains/goloskrimanew.ru/wp-content/themes/gk/sidebar-single_npaper.php on line 65