Курс валют USD 0 EUR 0

Цивилизация ислама(1)

Комментариев: 0
Просмотров: 353

Статья И. Гаспринского, опубликованная в газете «Терджиман-Переводчик», 1888, 11 октября. — №34

Перевод Г. У. Зайидовой

 

Правители некоторых стран при содействии и совместно со своими священнослужителями, более известными нам как служители красного креста, преследуя цель захватить все хорошее и священное, имеющееся в исламе, начали военные действия и стали знамениты под названием «крестоносцы» — они привели исламские страны в очень разрушительное состояние и стали причиной исчезновения различных наук, образования и стремлений к исследованиям. Становится легко понятно, что среди такого количества опасности и страха будет причинен большой вред получению образования и изучению наук.

Нападения монголов и гражданские войны, которые продолжались более ста лет, причинили большой вред исламской культуре и развитию, но, слава Аллаху, свет науки и просвещения не угас, а наоборот, этот луч осветил и сделал врагов просвещенными.

Многие из неверующих монголов приняли ислам, и тем самым приняли и исламскую культуру. Европейцы же за сто лет войн с мусульманами, переняв и научившись у них многим специальностям [наукам] и искусствам, вернулись домой.

Очагами, центрами [средоточиями] исламской культуры были не только Багдад, Шираз, Нишапур в Иране, Самарканд, но и Египет, Магриб, Испания, которые никак не отставали от вышеназванных стран и городов в науках, в жизни, в просвещенности.

[Большое количество мусульманских ученых] появилось в Испании и Африке. Их исследования и открытия составляют сотни сборников, и если в нашей маленькой книжке будут написаны только их названия, то количество томов этой книги увеличится до двадцати.

Хасан ибн Хашим2, египетский ученый, который жил при правителях из рода Фатимидов3, написал восемьдесят книг. Аз-Заркали4, ученый из Магриба и Андалусии, магрибский ученый ибн Хальдун5, Якуб ибн Тарик6, ибн Рашид7 и многие другие ученые, которые в тех краях подняли мусульманскую науку и культуру до больших высот.

Написанный на популярном в Европе латинском языке перевод произведений был взят у мусульман Магриба. Среди мусульман Андалусии много ученых, которые написали более чем по тридцать — сорок книг. У уважаемого шейха из Мурсии Абу Абдуллах Мухаммад Мухйиддина (имеется в виду Ибн Араби)8 было девяносто три произведения, посвященных различным наукам.

Аль Усман Саладдин9 и великий хан, сын Тимура10, всю свою жизнь занимались попечительством и оказывали большую помощь образованию и развитию науки. Один ученый мог изучать совсем противоположные науки, и делал он это, находя между ними взаимосвязь. Великий хан и сам написал книгу касательно астрономии.

«Возникновение науки»

Среди исламских ученых-математиков есть не только такие, которые сослужили большую службу в изучении сопредельных дисциплин, таких как астрономия, звезды, физика, механика, оптика, география, но и правовых наук, в них они сделали большие и весомые открытия, опередив при этом греков, считавшихся учителями всех наук.

Мусульманские ученые сделали большие открытия в химии. Мусульмане-химики, раскрыв состав и секрет металлов и других веществ, внесли весомый вклад в изучение химии. Доказательством этому служат имена таких ученых, как Джабр Абу Муси (Аль Хорезми)11 и Джафар Куфи (возможно, Джабир ибн Хайан Куфи)12, жившие в третьем веке Хиджры, или же написавший в начале четвертого века Хиджры свое произведение ученый Абу Бакр Аль Рази (Абу Бакр Мухаммад ар-Рази)13, они дали начало распространению химии в мусульманском мире и в среде мусульманских ученых. В их книгах были раскрыты такие химические элементы, как сера, фосфор, азот, был исследован их состав, изучены газы и спирты и многое другое.

Мусульмане, расселившись во все стороны света, увидев растительный мир этих стран, стали изучать растения, которые до сих пор не были известны грекам, и тем самым, открыв две тысячи новых видов, внесли весомый вклад в такую науку, как ботаника. Известный ученый Абу ибн Сина14 в своей книге про медицину описал очень много растений, которые до этого времени не были известны. Один из правителей Андалусии Абд ар-Рахман I15, возле города Кордова разбив большой парк, стал там высаживать различные растения и деревья из различных уголков мира и для этих целей стал отправлять в разные стороны Азии и Африки специально отобранных людей.

Для изготовления пряностей (снадобий, зубных паст) из таких очень полезных трав, как ревень, корица, манна, камфора, вика желтая и многих других, использование вместо меда сахара — это одно из открытий, которое было предложено мусульманскими учеными миру. Хранение нужных лекарств и других препаратов посредством кипячения с добавлением сахара или же открытие в городах лекарственных лавок (т.е. аптек) — все это являлось предприятием, которое было придумано мусульманскими учеными и правительством мусульманских стран. Ученые ислама являются теми, кто первыми подробно изучили растения и их виды, а также первыми, кто придумал инструменты, необходимые для посадочных или посевных работ.

О том, что распространение знаний о земле, природе берет свое начало у мусульманских ученых, написано и в книге английского ученого, которая носит название «Ляиль». На сегодняшний день в Европе все известные, подробно изученные и описанные во многих книгах растения, деревья, цветы были взяты у мусульман Андалусии (Испания).

«Медицина»

В такой науке, как медицина, у мусульман было много разработок. Лекарь халифа Харуна Ар Рашида16 Яхъя бин Мескъавие17 написал около тридцати книг про изготовление лекарств, про различные виды головной боли и другие болезни. Когда эти книги попали в руки к европейцам, то стало известно, что некоторые из них были написаны на арабском языке, некоторые же на иврите. Во времена Аббасидского халифата18 появилось очень много ученых-медиков, самые известные среди них это Абу Бакр Аль Рази (вероятно, имеется в виду Абу Бакр Мухаммад ар-Рази) и Абу Али ибн Сина. Известно, что написанные ими книги изучались и использовались не только в мусульманской среде, но и долгое время были настольными книгами среди европейских докторов.

Абу Бакр Рази, собрав и прочитав все книги по медицине, которые были написаны до него, стал работать в больницах Багдада и Нешабура (город в Иране), там написал медицинскую книгу под названием «Хави — Всеохватывающий»19, в которой описал такие болезни, как ветрянка и корь. Кроме того, написал еще десять томов книг, эти книги в шестнадцатом веке (от рождества Христова) были переведены и напечатаны в Италии. Они получили большое распространение в некоторых европейских странах, а некоторые им же написанные книги включают в себя более двухсот томов.

Через пятьдесят лет после Аль Разида в Иране появился еще один врач по имени Али ибн Аббас20, который, раскрыв большое количество ошибок греческих знахарей, написал двадцатитомную совершенную книгу по медицине. Эта книга была переведена на европейские языки и принесла много пользы медицинской науке.

И опять в это же время, то есть в конце четвертого века по Хиджре, родился многоуважаемый Хусени ибн Сина, который стал изучать медицину и науки в Бухаре и к десяти годам уже снискал себе имя.

Султаном Махмудом Газневи21 Ибн Сина был приглашен на государственную службу, там он стал заниматься вопросами политики и имущества, но медицину и смежные, связанные с ней науки не забросил, писал по ним как можно больше произведений («Къанун», скорее всего, имеется в виду книга под названием «Канон врачебной науки»). Его знаменитой книгой по медицине шестьсот лет пользуются во всех уголках мира, ее перевели на европейские языки, и эта книга изучается во французских и итальянских школах22.

В шестом и седьмом веках Хиджры в Андалусии снискали себе имя как мусульманские врачи следующие ученые: Абу аль Къасым бин Аббас (Абу-ль-Касим аз-3ахрави)23/Абу Мерван ибн Абдулмалик24, Абу аль Валид ибн Абу аль Рашид, Абдуллах бин Ахмад бин Али аль Битар25 и другие, они своими изысканиями и некоторыми произведениями в области медицины были известны и в среде европейских ученых.

«Метафизика»

Метафизика как наука не осталась без внимания в среде мусульманских ученых. Во времена Аббасидов мусульмане, смотря на изучение метафизики греками, не стали принимать эту науку. По исследованиям греков, мусульмане делали вывод, что метафизика не стоящая внимания мусульман наука.

То, что мусульмане боялись метафизики больше, чем такой болезни, как холера, и то, что европейцы очень долгое время были убеждены в том, что наука метафизика не вяжется со священным Кораном, является безосновательным.

Европейцы, увидев написанные книги ученых ислама по метафизике, поняли, что священный Коран не противоречит этой науке, и если бы наше население начало читать эти книги, то оно бы тоже не так боялось темы метафизики.

Из мусульманских ученых книги по метафизике писали такие авторы, как Мухаммад бин Мусад11, Абу Тамим Нешабури, ибн Сахил Балхи26 (возможно, имеется в виду Абу Зайд аль-Балхи), Фараби, ибн Сина и появившийся после них ибн Байие (возможно, Абу Хамид аль-Газали)27, ибн Рашид и Насир ад-Дин Туси28, их имена мало-мальски, но известны и сейчас в среде мусульманских ученых, исходя из мыслей ученых, которые разделились по таким отличиям, как (натуралистов), (атеистов), (мутезилитов)29, (суфиев), (ораторов), и смешались метафизика и откровения Корана, и появилась такая наука, как исламская доктрина, Имам Газали написал около ста книг, связанных с метафизикой и религией. В суфизме стали известны имена таких великих ученых, как Мухйиддин Араби (Ибн Араби), Джунайд Багдади (Аль-Джунайд аль-Багдади)30, Мевляна (Джалаладин Руми)31. Они являются противоположностью европейской (философско-мистической) науке.

Примечания

  1. Впервые опубликовано в 1888 г. в Бахчисарае в типографии газеты «Переводчик-Терджиман» (Гаспринский И. Медениет ислямие. — Багъчасарай: «Терджиман» газетеси басмаханесинде басылды. — 1889. — 20 с.) — Текст близок к содержанию очерка «Мусульманская цивилизация», опубликованного ранее в газете «Переводчик-Терджиман» в 1884 — 1885 гг. (1884. — 17 июня, №22; 25 июня, №23; 1 июля, №24; 30 июля, №27; 17 сентября, №32; 16 октября, №35; 11 ноября, №40; 19 декабря, №45; 8 января, №1). Несмотря на сходство, в арабографичном тексте «Цивилизация ислама» есть расхождения с текстом русскоязычной версии.
  2. Ибн аль-Хайсам / Альгазен (965 — 1039) — арабский ученый, работал в Каире. Автор более 80-ти трудов по физиологической и геометрической оптике, математике, астрономии, медицине.
  3. Фатимиды – династия мусульманских халифов, правившая в Фатимидском халифате (909 – 1171), обосновывали свое право на власть в халифате родством с дочерью пророка Мухаммеда (с. а. с.) Фатимой.
  4. Аз-Заркали / Арзахель / Эйзарахель (1029 — 1087) — арабский астроном и математик, автор ряда трудов об астрономических инструментах.
  5. Ибн Хальдун / Ибн Халдун (1332 — 1406) — арабский философ, историк, государственный деятель.
  6. Якуб ибн Тарик (ум. ок. 796) — арабский математик и астроном, работал в Багдаде.
  7. Ибн-Рушд / Аверроэс (1126 — 1198) — арабский философ, ученый, медик.
  8. Ибн Араби (1165 — 1240) — арабский богослов, теоретик суфизма.
  9. Салах ад-Дин (1138 — 1193) – правитель Египта с 1171 г., основатель династии Айюбидов.
  10. Тимур / Тамерлан (1336 – 1405) – один из величайших мировых завоевателей, полководец, эмир с 1370 г. Создатель государства со столицей в Самарканде. Разгромил Золотую Орду. Совершал завоевательные походы в Иран, Закавказье, Индию, Малую Азию и др.
  11. Аль-Хорезми (ок. 783 — ок. 850) — хорезмийскии ученый, автор основополагающих трактатов по арифметике и алгебре, астроном, географ и историк.
  12. Джабир ибн Хайан/Гебер (721 — 815) — арабский врач, математик и астроном.
  13. Абу Бакр Мухаммад ар-Рази / Разес (ок. 865 — ок. 925) — персидский ученый, врач и философ.
  14. Ибн Сина / Авиценна (980 — 1037) — персидский ученый, философ и врач, представитель восточного аристотелизма.
  15. Абд ар-Рахман I (731 — 788) — основоположник династии кордовских Омейядов.
  16. Харун ар-Рашид (766/763 — 809) – политический деятель, халиф из династии Аббасидов (786 – 809).
  17. Возможно Джабраил ибн Бахтиша — придворный лекарь Харуна ар-Рашида.
  18. Аббасиды – династия арабских халифов (750 – 1258), происходившая от Аббаса ибн аль-Мутталиба, дяди пророка Мухаммеда (с. а. с.). В 750 г. Аббасиды свергли Омейядов на всей территории халифата, кроме Аль-Андалуса. Эпоха Аббасидов – период расцвета исламской государственности и культуры.
  19. «Аль-хави» (Всеобъемлющая книга по медицине) — арабская медицинская энциклопедия авторства Абу Бакра Мухаммада ар-Рази.
  20. Али ибн Аббас ал-Маджуси (ум. 994) — персидский врач, придворный лекарь Адуд ад-Даула, автор книги «Совершенное искусство медицины» (Ал-Куннаш ал-Малаки), которая была одной из первых переведена на латынь и завоевала широкую известность в Европе как «Lider regius».
  21. Махмуд Газневи (971 — 1030) — правитель государства Газневидов с 998 г. При нем государство достигло наибольшего могущества.
  22. «Канон врачебной науки» — наиболее знаменитая книга авторства Ибн Сины, которая более 600 лет была главным учебником по медицине во всех учебных заведениях мира.
  23. Абу-ль-Касим аз-Захрави (936 — 1013) — арабский врач, придворный лекарь халифа Кордовы Аль-Хакама II.
  24. Абу Марван Абд аль-Малик ибн Зухр / Авензоар / Абу Марван Ибн Зухр (1072/1094 — 1162) — арабский медик из Севильи, врач в третьем поколении, первооткрыватель во многих областях медицины.
  25. Ибн аль-Байтар (1197 — 1248) — арабский ученый-ботаник, лекарь-травник при правителе Египта Аль-Камиле Мухаммад ибн Ахмаде.
  26. Абу Зайд Ахмед ибн Сахл аль-Балхи (850 — 934) — мусульманский ученый, математик, астроном, врач, географ.
  27. Абу Хамид аль-Газали (1058 — 1111) — мусульманский богослов, правовед, философ, один из основателей суфизма.
  28. Насир ад-Дин ат-Туси (1201 — 1274) — персидский математик, астроном, автор сочинений по философии, географии, музыке, оптике, медицине, минералогии.
  29. Мутазилиты — (от араб, «обособившиеся») — представители одного из направлений калама, первыми попытавшиеся обосновать мусульманское вероучение логико-философскими доводами. Основоположниками считаются Василь ибн Ата и Амр ибн Убайд; в законченном виде учение мутазилитов сложилось в IХ — Х вв. Мутазилиты оспаривали ряд положений правоверного ислама. Оказали влияние на многие еретические философские течения Ближнего Востока.
  30. Аль-Джунайд аль-Багдади (816 — 826 / — 909) – мусульманский богослов, родоначальник рационалистического течения суфизма — «учения о трезвости» и полном самоконтроле.
  31. Джалаладдин Руми / Мевляна (1207 — 1273) — персидский поэт-суфий, родоначальник одного из самых влиятельных в Турции тарикатов.
(Продолжение следует.)

 

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог