Курс валют USD 0 EUR 0

Тюп-Кенегез

Комментариев: 0
Просмотров: 563

Из истории и этнографии исчезнувших деревень Перекопского уезда

(Окончание. Начало в №42)

 

Энвер АБДУЛХАИРОВ, преподаватель Калиновского филиала Джанкойского профессионального техникума

18 мая 1944 г. крымские татары были депортированы в Центральную Азию. В своих воспоминаниях уроженка Тюп-Кенегеза Гульнара  Абибулаева отмечает:

«Рано утром 18 мая 1944 года к нам в дверь сильно постучали, мама не успела открыть, как в комнату ворвались солдаты. Они стали что-то говорить, но мы не понимали русского языка. Солдаты поняли это и стали объяснять маме языком глухонемых, стали махать руками, мол, поднимайте детей и выходите из комнаты. Нас у мамы было 7 детей: 5 девочек и 2 мальчика. Самой старшей было 11 лет, а мне 9 лет. Когда мама поняла ситуацию, она стала плакать навзрыд, вместе с ней плакали мы. Мы все переболели тифом, еще толком не пришли в себя от высокой температуры, были очень слабыми. Видимо, солдаты поняли, что маме нужна их помощь, так как она была в шоке, и вынесли из дома большое теплое одеяло, постелили на борту грузовой машины, стоящей недалеко от нашего дома, и нас, детей, посадили на это одеяло. Мама взяла с собой ещё одно одеяло, чтобы накрыть нас, так как было очень холодно. Каких-либо продуктов питания мама взять не догадалась. Она не знала, куда нас везут и зачем. Она думала, что нас, наверное, везут на расстрел.

В деревне в тот момент оставались одни старики и женщины с детьми. Все мужчины были на фронте, в том числе и наш отец. Привезли нас из деревни на станцию Джанкой, где погрузили в товарные вагоны. Шум, крики, плач людей. Солдаты вталкивали людей в вагоны прикладами винтовок. В этой суматохе мама потеряла младшую дочь, которой было 4 годика. Время от времени, при остановке состава в степных и лесных местах, солдаты собирали умерших и скидывали из вагона. Ни туалета, ни воды, ни медобслуживания в вагонах не было. В пути нас подкармливали наши односельчане. Сколько были в пути, я не помню.

Нас привезли в Узбекистан, Бухарскую область, Карманинский район. За несколько часов до приезда к месту прибытия в вагоне умер мой младший брат, ему было 3 года. Нас повели пешком до совхоза Нарпай, где-то 6-7 км от вокзала. Маму нашу с первых дней прибытия погнали на работу на хлопковые поля. Работали при 45 — 50-градусной жаре. Люди сильно голодали. От малярии и дизентерии вымирали семьями. Через 10-12 дней умер еще один братик, ему было 7 лет. А из 11 детей моего дяди остались в живых только двое. В 1945 году я пошла в первый класс в районную русскую школу. В 1951 году мне вручили паспорт и ознакомили с инструкцией спецкомендатуры о ежемесячном обязательстве в строго определенные числа ходить на подписку и о запрете выезда с территории района».

Указом президиума Верховного Совета СССР от  21 августа 1945 года  Тюп-Кенегез был переименован в Калиновский сельсовет, который позже упразднили, и к 1968 году на картах Крыма мы уже не находим Калиновки (Тюп-Кенегеза) в Присивашье (на полуострове Тюп-Тархан).

В 20-30-е годы прошлого столетия Крым был полигоном для научных экспедиций, прежде всего этнографических, в том числе и профессоров из Москвы и Ленинграда. В 1925 году Бахчисарайский Дворец-музей совместно с КрымЦИКом СНК по изучению крымскотатарской культуры провели длительную экспедицию во главе с директором музея Усеином Боданинским. Сбором рукописного материала  (коранов, толкований к корану, дестанов, поэтических сборников)  занимался Осман Акчокраклы. Композитор Асан  Рефатов был ответственен за  фольклорный материал — изучал и собирал устное народное творчество. В журнале «Qasevet» (2011 год, №38) есть замечательная статья Рустема Эмина по истории Бахчисарайского Дворца-музея и научных экспедиций, в том числе и 1925 года, с уникальными фото участников. Вероятно, к 100-летию этого события можно ожидать выпуска широкоформатного альбома. Ведь в этнографическом отделе Бахчисарайского Музея-заповедника хранятся сотни негативов с тех экспедиций.

Города, деревни, как и люди, рождаются, переживают различные периоды истории и… умирают. Тема «Исчезнувшие деревни» очень давно и широко разработана в Российской федерации, как и «сожженных во время войны». Подготовлены различные проекты: от «Книги памяти  исчезнувших сел конкретного региона, района» до «Народных музеев исчезнувших деревень». Есть различные фонды, ассоциации поддержки исследований в этой области.  Чего не сказать о Крыме. До сих пор нет подобной общественно-научной структуры. Хотя эта тема актуальна и на полуострове.

Усеин Боданинский и его коллеги преодолели 600 км в течение 45 дней. Они посетили 64 населенных места, в том числе деревни Северного Крыма. Вот как описывает и объясняет причину научных изысканий музея, этнографического «похода»  его руководитель У. Боданинский: «Народный эпос прекрасно сохранился в Северной степи и Присивашской частях – по старому татарскому делению Крыма: Тархан, Мангыт, Чонгар…  В последнем, полуострове, в одноименной деревне Чонгаре Асан Рефатов записал голос и песни кедая Сеид-Мамбет-Акая-Саади.

Рядом, восточнее, на полуострове Тюп-Тархан, в Тюп-Кенегезе,  участники экспедиции записали две свадьбы, и главное – голос Курт-Мамбет-Акая. Популярность этого ашуга выходила за пределы Крыма. Кедай был уже в те годы глубоким старцем, но с феноменальной памятью (своих снимков от фотографов научной этнографической экспедиции он не дождался, так как  умер в начале 1926 года). Не дождался народный поэт от нас с вами и памятника в Джанкое. Впитал в себя всю народную мудрость, остроумие, способность быстро и очень хорошо импровизировать. Знал наизусть весь исторический эпос: «Эдиге», «Чора-Батыр» и другие.

Степной край Крыма — родина 200 поэтов и писателей. Позже в эту часть Присивашья прибывали и другие научные экспедиции, в том числе сотрудники НИИ языка, культуры, истории, литературы крымских татар в 30-е годы прошлого столетия. Поэты-сказители, кедаи исполняли песни собственного сочинения под собственный аккомпанемент на даре, сазе, кемане. Без ашугов не обходились свадьбы, праздники, правители приглашали их во дворцы как дорогих гостей. Нередко они были видными военачальниками, политическими деятелями, советниками ханов, главами родов. К примеру, в Ногайском улусе родился в низовьях Едиля в 20-х годах ХV в. Казтуган Суюншиулы.  Позже он стал известным акыном-импровизатором и полководцем. Другой не менее известный жырау в Центральной Азии, Казахстане – Доспанбет. Родился в 90-х  годах ХV в. в городе Азау. Его песни рассказывают нам о походах и подвигах, чести и долге воина. Он побывал в Бахчисарае, где состязался в искусстве импровизации с крымскими кедаями. Доспанбет-жырау погиб в бою под Астраханью. В архивном отделе Республиканской библиотеки им. И.Гаспринского есть личный фонд знатока истории и литературы Крыма Б.Гафарова. В нем фотокопии публикаций различных авторов по этнографии коренного народа. В одном из них (статья «Кара-кедай») есть описание состязания народных поэтов-сказителей на полуострове. Крымские ханы ежегодно устраивали большой праздник, состязание ашугов в искусстве поэтической импровизации. Самых прославленных —  из степи и из южнобережья. Традиция продолжалась и позже.

И даже в советский довоенный период уделялось большое внимание со стороны правительства этому виду искусства. В Государственном архиве РК сохранилось дело о совещании чиновников, проведенном 15 апреля 1937 года, посвященном изучению и собиранию фольклора. На первой странице документа список прибывших кедаев в Малый зал СНК к вечеру 15 апреля 1937 года (поселены были в лучшую гостиницу столицы). Были приглашены 16 самых популярных кедаев республики.

И в наше время необходимо такое внимание к проблемам культуры. Правда, кедаев как-то не осталось после возвращения из депортации. Собственно с целью возрождения жанра народной поэтической импровизации (в КИПУ на факультете искусств) и был задуман международный фестиваль «Тюп-Кенегез» и предложен много лет назад Минкультуры Крыма. Но может фестиваль ашугов в рамках регионов России в Крыму был бы реалистичен в наше время?

На примере изучения истории небольшой деревни у самого северного краешка полуострова, в  Присивашье, мы видим, какая она многовековая и познавательная. Она наглядно демонстрирует насколько затянулась реабилитация исторических названий Крыма. Необходимо в скором времени вернуть населенным пунктам и географическим объектам региона  названия, измененные в послевоенные годы. В том числе и деревням из сохранившегося ряда Кенегез.

Поездка в деревню — одно из серьезных направлений развития туризма.  Интерес к данной проблеме  в мире очень большой. Не только море и побережье привлекают туриста. 35% горожан в ЕС отдают преимущество отдыху в сельской местности. Вся Европа охвачена системой организаций и фирм, заинтересованных в развитии сельского туризма. Он способствует занятости сельского населения, росту дохода жителей деревень, развитию инфраструктуры села, развитию народных промыслов, популяризации местных достопримечательностей, развивает музейное дело.

Развитие сельского туризма способствовало  бы сохранению на карте населенных пунктов. В 2007 году был предложен проект «Этнографическая деревня «Тюп-Кенегез» в селе Калиновка Джанкойского района на базе достройки незавершенного жилья. Руководство Рескомнаца поддержало идею. Исполком Изумрудновского сельсовета принял соответствующее решение на проведение проектно-изыскательских работ по организации этнодеревни и разрешению УКСу… Позже у Рескомнаца не оказалось финансов. Два недостроенных коттеджа для учителей так и «высятся». А предполагалось, что объекты завершат по проектам «Укрпроекта» в виде дома степняка-сельчанина. Ведь после депортации, прежних жилищ крымских татар  в ковыльном краю просто не осталось. Была задумана в одном из домов организация музея кедаев Крыма.  Тема народной поэзии должна изучаться нами  с большим вниманием, ведь наступающий год – год кедаев-ашугов  (в 1621 году родился великий певец любви Ашик Умер!).

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог