Сотня Амет-Хана
(Продолжение. Начало в №37)
Владимир ПОЛЯКОВ, доктор исторических наук, профессор КИПУ им. Ф. Якубова
Формально о вкладе тюркских народов в победу над фашизмом можно судить по тому, сколько золотых звезд Героев Советского Союза с 1941 по 1946 годы включительно получили их представители. Как показал проведенный автором анализ, число героев-авиаторов у тюркских народов очень неравномерно. С одной стороны оно было предопределено наличием на территории компактного проживания того или иного тюркского народа количества аэроклубов и военных авиационных училищ, так же как и их отсутствием. С другой стороны тюркские народы Российской империи, а затем и СССР были вечными заложниками отношений с Турцией. В предвоенный и весь военный период СССР находился в готовности возможной войны с этим государством, так как имел целый ряд нереализованных территориальных претензий. Все это самым негативным образом сказывалось и в наградной политике относительно тюркских народов. Своего рода «девятым валом» тюркофобии в СССР стала депортация балкарцев, карачаевцев, крымских татар.
Также требует пояснения использование в данной статье, казалось бы, обычных этнонимов: азербайджанцы, балкарцы, башкиры… Совершенно искренне считаю, что «растаскивание» победы советского народа по национальным квартирам, подсчет числа героев и жонглирование цифрами — сколько героев было у русских, украинцев… и почему их мало у «абвгдейского народа» — безнравственно, но после того как даже в школьных учебниках стали писать о «20 тысячах крымских татарах предателях», волей-неволей приходится рассказывать о том, как в действительности воевали эти «народы-предатели».
Второй аспект проблемы — это зыбкость отнесения того или иного героя к той или иной конкретной нации. Один дважды Герой Советского Союза этнический казах, но его детство и юность прошли в Киргизии. Теперь два государства считают его своим. Безусловно, это их право, но в данном исследовании мы будем его учитывать не по месту проживания, а по этнической составляющей. Другой русский парень родился в Ташкенте. Когда в 1944 году, став Героем Советского Союза, он приехал домой в отпуск, то первый секретарь Узбекистана пригласил его на беседу. Это был жест вежливости, на который безмерно занятый делами глава республики запланировал всего 5 минут.
После того, когда на его вопросы последовали развернутые ответы на чистом узбекском языке, беседа продлилась почти час, а на следующий день на центральной улице Ташкента был вывешен плакат о славном сыне узбекского народа Владимире Карпове. Десятки русских ребят родились в национальных окраинах, и узбекский, казахский, крымскотатарский… были их родными языками, но учитывать их мы будем все же как русских.
Амет-хан Султан — истребитель, 603 боевых вылета, 30 сбитых лично, 19 в группе
Муса Гареев — штурмовик, 207 боевых вылетов
Талгат Бегельдинов — штурмовик, 305 боевых вылетов, 7 сбитых
В пантеоне героев Советского Союза тюркские народы-авиаторы представлены следующим образом: башкиры — 7; казахи — 4; татары — 4; крымские татары — 3; чуваши — 2; азербайджанцы, балкарцы, кумыки, узбеки — по 1.
Если пересчитать с учетом численности каждого этноса, то количество звезд на 100 тысяч будет следующим: балкарцы — 23,2; крымские татары — 13,8; башкиры — 8,8; кумыки — 8,9; чуваши — 1,5; казахи —1,3; татары — 0,9; азербайджанцы — 0,4; узбеки — 0,2.
Примечательно, что с обретением бывшими советскими союзными и автономными республиками суверенитета, авиаторы карачаевцы Солтан-Хамит Биджиев и Джанибек Голаев, а также казашка Хиуаз Доспанова получили соответственно звания героев России и Казахстана.
В Крыму в силу целого комплекса причин, и прежде всего отказа от возрождения национальной автономии, ничего подобного в отношении авиаторов не предпринималось.