Фонтан Биюк-чешме (второе название Коин-чешме) в центре села Кутлак, фото начала ХХ века
Энвер МЕДЖИДОВ, специально для «ГК»
До депортации каждый населенный пункт в Крыму обладал своим неповторимым обликом, который складывался из нашей традиционной архитектуры и других памятников материальной культуры. Сюда можно отнести фонтаны, надмогильные плиты (башташ), мечети и медресе, образцы гражданской архитектуры, общественные сооружения и здания и т.д.
Мы – поколение крымских татар, которое родилось в Крыму уже после возвращения народа на Родину. Не зная, как выглядели населенные пункты до войны, сложно представить масштабы утраты нашей культуры.
Село Ай-Серез (Междуречье), фото 1943 года
Можно найти много статистической информации о количестве памятников крымских татар, которые существовали до депортации. Однако визуальная информация, в отличие от сухих цифр, позволяет пережить совершенно другие эмоции. Ценнейшим источником информации, который дает нам представление о тех городах и селах, являются архивные фотографии, картины художников, литографии и даже кинохроники.
Я часто бываю в разных уголках Крыма, выискиваю архивные фото того или иного села, чтобы на местности сопоставить как было и что осталось. Например, совершенно уникальная гражданская архитектура горных сел Ай-Серез, Ворун, (когда твой двор – это крыша соседа) сохранилась только на фотографиях. Сейчас по старой фотографии опознать село можно разве что по очертаниям гор – они остались неизменными. Вообще Судакский регион довольно сильно пострадал. Совсем утратили свой аутентичный вид такие села, как Къоз, Таракташ, Токлук, Кутлак, Капсихор. Сохранилось совсем немного: фонтаны Кой-кешмеси в Кутлаке, Биюк-кешме и две мечети в Ай-Серезе, мечеть в Таракташе и др., но и эти объекты, к огромному сожалению, в результате «инициативной реставрации» во многом утратили свой первозданный вид.
Дом Ахмеда и Мехмеда в селе Гавр
Да и такого рода «восстановление» характерно для всего Крыма. Становится немного грустно, когда не веет стариной от мечети в Копюрлю-кой, когда о прежней мечети в Янджу напоминают несколько кирпичей, оставленных строителями без штукатурки. Но есть и объекты, которые ждут грамотного, бережного обращения. В Симферопольском районе в селе Шейх-Кой в поле сохранился уникальный михраб мечети ханского периода, в селе Эски-Сарай, что в долине Салгира, стоит мечеть, которая ждет своей реставрации, множество фонтанов по всему полуострову от Отуза до Фоти-Салы, старинные мусульманские кладбища и те остаются без внимания.
Сообщество ученых и исследователей делает попытку систематизировать, собрать и описать важнейшие памятники крымскотатарского народа. Несколько лет назад Крымский научный центр Института истории им. Ш. Марджани АН РТ выпустил 4 тома «Свода памятников крымских татар» (три региона: Симферополь, Бахчисарай и район, Старый Крым). В эти книги вошли сохранившиеся объекты культурного наследия крымских татар. Сохранившиеся – не значит защищенные государством от вандализма и разрушений, большинство памятников не состоит на учете.
Михраб в селе Шейх-кой
Бахчисарайскому району скорее всего повезло из-за своей удаленности от курортных районов, и во многом здесь еще можно проследить крымскотатарский колорит. Узкие улочки, колодцы, старые каменные дома с магазом (цокольным техническим этажом), даже уникальные деревянные постройки «чуйли чатма эв», иногда совершенно уникальные, – и те сохранились. Конечно, в отсутствие охраны объектов, финансирования и должного внимания со стороны общественности, многие вещи утрачены безвозвратно. Например, еще в 1990-е годы, в селе Махульдур Бахчисарайского района можно было увидеть первозданный, довоенный архитектурный ансамбль, аутентичный крымскотатарский вид. Существовали проекты по созданию этнографического центра на базе сохранившихся домов. На сегодня это все утрачено. Несколько лет назад в поисках старины посещали Буюк-Озенбаш. Здесь был осмотрен плаховый дом (чуйли эв) – характерные для данного региона типы домов, сложенных из деревянных плах – срубов. Сохранность дома была удовлетворительной, проживающий здесь старик даже позволил заглянуть внутрь. Старинный дом, который был достоин стать памятником, в 2023 году был снесен.
Есть и положительные примеры: в соседнем селе Гавр по-прежнему стоит, хоть и единственный, дом такого же типа – чуйли эв. В этом же селе прекрасно сохранился особняк неких знатных братьев Ахмеда и Мехмеда, здание сельской кофейни. Рядом в с. Багатыр мы как-то познакомились с владельцами каменного татарского дома с магазом. Они, правда, не знают что с ним делать, но хотелось бы видеть понимание от таких владельцев, какой ценностью они владеют.
Есть замечательный пример осознанного и правильного подхода к объектам старины – это дом-музей Дервиша в Бахчисарае. Конечно, такого рода отношение требует много сил и ресурсов, но если их нет, лучшее что мы могли бы сделать сегодня – законсервировать эти объекты культурного наследия до лучших времен.