Курс валют USD 0 EUR 0

В прошлое Буюк-Ламбата через рассказы стариков

Комментариев: 0
Просмотров: 1 426

Гирей БАИРОВ

 

Алуштинский регион меня всегда особо интересовал. Я искал старожилов из окрестных деревень Алушты. Одним из ярчайших представителей этого села являлся Эскендер-ага Чолах. Высокого роста, крепкого телосложения, худощавый, жилистый, с прекрасной памятью, отзывчивый, добрый, готовый всегда прийти на помощь, он стал поистине моим другом, несмотря на большую разницу в возрасте.

SP_A6579 биюк ламбат

13 января 2010 года меня познакомил с Эскендером-хартбаба уроженец села Камышлы Сеидмемет Мамудов, молла села Доброе-3. Я несколько раз был в гостях у Эскендера-хартбаба в с. Доброе-3, его всегда интересовала общественная жизнь нашего народа, он выписывал почти все крымскотатарские газеты, был в курсе происходящих событий. Итак, начну свой рассказ.

Эскендер Чолах Сейдали родился в 1928 году в селе Буюк-Ламбат, в квартале Пугача (Бугача) маалле.

За год до его рождения, в 1927-м, было землетрясение. Люди какое-то время жили под открытым небом, боясь повторных толчков. Колыбельные люльки (бешик) привязывали на ветви деревьев.

После выселения крымскотатарского народа 18 мая 1944 года власти переименовали Буюк-Ламбат в Малый Маяк, хотя буквальный перевод означает Большой Маяк. В Буюк-Ламбате до 1944-го было 350 домов.

На побережье моря возле Буюк-Ламбата находятся такие села: Кучук-Ламбат, Карабах (Карабагъ), Карасан, Партенит, а также гора Аю-Даг и пионерский лагерь «Артек». Параллельно селу Буюк-Ламбат в сторону Ялты, если ехать по современной дороге, находятся села Кучук-Кой, Хызыл-Кой (старое название — Бозана, по версии Энвера Озенбашлы, от слова «бузахане»), Дерменкой (правее от трассы), Куркулет на Аю-Даге (левее от трассы).

Названия маалле (кварталов) в Буюк-Ламбате: Пугача-маалле (Бугача-маалле) – в этом квартале было Пугача кешме, источник высох и разрушился после выселения крымскотатарского народа; Настра-маалле – там находился Настра кешме, существует до сих пор, там стирали белье, вода в этом источнике не иссякала даже в самые засушливые годы; Юхары-маалле; Харши-маалле; Орта-маалле — считался самым большим кварталом, сейчас там сельский совет.

До революции 1917 года все побережье возле Буюк-Ламбата было сосредоточено в руках богатых людей Российской империи – там были дачи Голубева (старожилы говорили Голбу), Келлера (в Карабахе), Вимберга и др.

В селе еще были общественные краны — Шошаим кешмеси и Сарай кешмеси – эти источники высохли и были разрушены после выселения крымских татар. «Вода в Крыму всегда была, просто нужно ею правильно пользоваться и распоряжаться», – говорит Эскендер-хартбаба. Воду набирали в чилек (ведро), гугум (бронзовый кувшин), бахрач, асмахазан.

 

Названия гор, скал, ущелий, рек в округе Буюк-Ламбата

Парегмен (на картах это гора именуется как Парагильмен). Параллельно Парегмену в сторону Алушты есть скала Хуш-Хая, на ее вершине — яйля.

Кастель — рядом с селом в сторону Алушты. В той стороне находился табаксовхоз, виноградники, а родной брат Эскендера-хартбаба, Эмирсале, на Кастеле пас зимой овец.

Бабугъан яйла. На яйле летом паслись стада овец.

Ораман-Хош – (Роман-Хош) – высшая точка Крыма.

Шарха – сейчас там карьер.

Ущелья: Чимирчи дере, Халики дереси.

Кара (каранын) озени – черная речка, находилась возле винподвала, недалеко от Буюк-Ламбата, в сторону Алушты. Во время войны подвал сожгли румыны. На Каран-озени сажали ялтинский лук.

Осман Эбасанов, географ, уже живя в ссылке в Средней Азии, собирал у старожилов микротопонимические названия сел горного и южнобережного Крыма. Эта информация нужна была также специалисту по топонимике Александре Васильевне Суперанской, изучавшей топонимию Крыма.

 

В селе есть такие местности:

Хая-буруны (хаянынъ буруны) – рядом была школа, сейчас там построили стадион.

Хыз мезары – место в лесу, не доходя до табаксовхоза. Это место считалось святым.

Хош – кошары, у каждого села были свои места ночевки стад овец и пастбища. В частности, Эскендер-хартбаба вспомнил, Сары-хош на яйле, а также Диплернин-хош – этот хош принадлежал селу Буюк-Ламбат.

Барлах – это место там, где сейчас остановка.

Узлоус багъчалары, Галапери юзюм багълары, Панаёт – ровное место.

Аркача – там сажали лук, рядом был винподвал.

Балготур – на вершине села, у подножия Парегмена.

 

Кладбища в Буюк-Ламбате

Ныне на мусульманском кладбище стоит пятиэтажное общежитие.

В начале села тоже было кладбище, сейчас оно заросло деревьями.

По словам Эскендера-ага, ранее в Буюк-Ламбате над могилой устанавливали небольшой камень, и каждый знал, где похоронен его родственник. Хотя в Алуште на кладбищах мастера изготовляли надмогильные камни (башташ). Над могилами мужчин, совершивших хадж, устанавливали камни в виде сарых (мужской головной убор), камни в виде феса — у женщин.

В Буюк-Ламбате было два мусульманских кладбища.

На кладбищах не сажали деревья или цветы, не устанавливали оградок.

Сохранилось здание мечети в Буюк-Ламбате без крыши. В годы атеизма большевики в джами организовали клуб, где проводили театральные представления. Людей заставляли отречься от ислама. Сейчас мечеть в плачевном состоянии, канализационные стоки из окрестных домов стекаются прямо в мечеть. Здание мечети разбирают по камням. А ведь камни эти были в цене, их специально привозили из Керчи.

До 1944 года

Отец Эскендера-хартбаба, Сейдали, работал в колхозе.

В школьные годы Эскендер-ага уже помогал родителям. После школы шел к отцу и помогал — приносил дрова, траву или сено для коровы. В 1933 году от голода умер его брат Джелиль.

Дома находились близко друг к другу, но отдельно, огородов возле дома почти не было, дворы были маленькие. В те времена можно было держать одну корову. Теленка полугодовалого нужно было отдать в колхоз либо зарезать. Молоко и яйца нужно было сдавать по норме.

Эмирвели Джетере был председателем колхоза в Буюк-Ламбате. Почти все сельчане работали в колхозе за трудодни. Транспортных средств в колхозе почти не было, все делали вручную.

В 1929 г. раскулачили многих зажиточных крестьян. Среди них Казак Усеин, Атаман Сетмер-оглу Рустем — потом работал парикмахером в Янгиюле в Узбекистане. В Партените был раскулачен Абдураман Тантана, он попал сначала на Урал, потом жил в Янгиюле в Узбекистане. В селе было развито табаководство, виноградарство, а также было много садов.

Зимой вскапывали землю между рядами виноградника.

Весной сажали картошку.

В мае начинает поспевать черешня – кирез. Колхоз все фрукты отправлял в Москву, буюкламбатцы почти не видели и не пробовали первые созревшие фрукты.

В Буюк-Ламбате было парниковое хозяйство. Там сажали саженцы табака. Саженцы табака сажали с помощью палочки — чув, делая отверстия в земле для саженца. Табак был разного сорта. Высший сорт —  дюбек — производился из верхних листьев табака, потом по качеству шли средние листья, нижние листочки — низшего качества.

Листья табака срывали (хырмах), прокалывали листочки иглой и нанизывали на нитку (дюзмек), оставляли сушить в аранах, а не на солнце, потом делали из листьев пачки — демет, потом пучки – тай и отправляли на фабрику.

Лагъаплар (прозвища) в Буюк-Ламбате:

Джетере (Джетере Хадыр, Джетере Эскендер с Харши-маалле), Оджа (Оджамет Осман – работал кузнецом в табаксовхозе), Джин (Джинали Сервер с Харши-маале, Джинали Мидат), Табах (Табах Сеитасан был имамом в селе, его посадили в советский период, в период оккупации вернулся в село и вскоре умер), Трубач (Трубач Амит), Планджи (Планджи Шабан, Планджи Хатидже), Табак (Табаков Рустем – ровесник Эскендера-хартбаба), Топуз (Топуз Мерьем), Катяр (Катяр Эскендер). Чакал (Чакал Эмир-Усеин-ака, тюкянджи, работал в магазине), Чакир, Плигозь, Сефер (Энвер Сеферов — известный активист национального движения крымских татар), Салюста (Салюста Рамазан – дядя (дайи) Эскендера хартбаба), Гайбушка (Гайбушка Ариф), Шлак (Шлак Мустафа), Калатуш (Калтауш Хурсеит).

Приметы и традиции буюкламбатцев

Новорожденным надевали назар боюнджах от сглаза. При виде новорожденного нужно говорить «Машалла», чтобы не сглазить.

Если идешь в гости, то обязательно нужно что-то взять в подарок. Если в семье родился ребенок, то обязательно варили куриный рисовый суп – пирнич шорбасы.

У семьи Эскендера-хартбаба в Буюк-Ламбате был двухэтажный дом. Дома стояли отдельно друг от друга, а не один над другим, как в Ускуте. Крыши домов были из железа (тенеке), но были и земляные крыши. В крыше дома в закрытом помещении сушили виноградные кисти, завязывая их на веревке. Цемента тогда не было, вместо этого использовали известковый раствор.

Эскендер-хартбаба показал реликвии, которые они успели взять при выселении из Крыма – шал и пешкир.

Свадьбы проходили дома. Старики ходили на дуа, молодежь — на свадьбу.

Еще тогда сохранялась традиция бритья жениха – траш этмек. Парикмахер (бербер) брил жениха, и при этом музыканты играли музыку по просьбе друзей. Если парикмахер на какое-то время прекращал бритье, прекращалась и музыка. Потом заказывали другую музыку.

Руки невесты красили хной. Была традиция выкупа (допустим, могли выкрасть подушку жениха, на которой он сидел, а потом ее выкупали).

Традиции похищать невесту (келини алып хачмах) не было.

Отец Эскендера-хартбаба увидел свою будущую супругу возле родника и послал к ней сватов.  Богатые в основном женились на богатых, бедные — на бедных.

Богатых в селе было мало. Их репрессировали в 1920-1930 гг.

В период войны и оккупации (1941 г.)

К моменту оккупации Крыма фашистами Эскендер-ага окончил 4 класса крымскотатарской сельской школы, как только пошел в 5 класс, уже через 2 месяца пришли фашисты (еще не начинался сбор винограда). В селе была школа-десятилетка. Во время оккупации Эскендер-хартбаба не учился в школе.

Фашисты вошли в село в полночь. Они выпустили ракету и заночевали в селе. С утра начали ходить по домам в поисках красноармейцев (солдаты РККА). Ночью нельзя было зажигать свечи (или идаречик — смоченная в керосине тряпочка, как фитилек).

Румыны были на береговой охране в Карабахе. В окрестных горах Буюк-Ламбата скрывались партизанские отряды. Продовольствием их обеспечивало крымскотатарское население. В горах также были партизаны-крымские татары из Буюк-Ламбата.

Брата Эскендера-хартбаба, Эмирсале, за помощь партизанам арестовали, отвезли в Алушту, через неделю в местечке Тикташ расстреляли. Его сына, родившегося чуть позже, назвали Сейтхали.

Еще один брат Эскендера-ага, Рустем, служил в рядах РККА.

Выселение 18 мая 1944 года

Накануне Эскендер-хартбаба видел колонну грузовых машин, движущуюся по дороге в Карабах. Новые ЗИС-5, грузовые машины, уже на рассвете ждали выселенных испуганных людей. Семья Эскендера-ага успела взять немного муки и казан, в котором были семена перца, помидоров, фасоли (эти семена они посадили, находясь уже в ссылке).

Собрали людей в центре села,  погрузили в грузовые машины, повезли через Алушту в Симферополь к  железнодорожному вокзалу.

Затолкали в скотские вагоны, закрыли двери и повезли на восток в неизвестность.

Буюкламбатцы попали в основном в Бекабад. Там люди стали умирать. Умерли дядя Юнус Чолах, его жена и дочь. Осталась одна дочка Айше. Сначала Эскендер-хартбаба попал на 55-й разъезд, с помощью парома переправились через реку в Чирчике, потом на арбах добрались в совхоз «Пятилетка» (Солдатский район Ташкентской области).

К сожалению, уроженец Буюк-Ламбата Эскендер-хартбаба не успел получить кусочек родной земли в Буюк-Ламбате, так и умер, не добившись справедливости.

 

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог