Курс валют USD 0 EUR 0

Важный вопрос

Комментариев: 0
Просмотров: 400

Статья И. Гаспринского, впервые опубликованная в газете «Переводчик-Терджиман» в 1887 году, 30 июня, №19.

 

В прошлом году турецкий султан1 послал в Тегеран чрезвычайного уполномоченного Нусрета-Пашу. По сведениям газет, писавших об этом в то время, на Нусрета-Пашу была положена чрезвычайная комиссия подготовить почву тесного союза двух сильнейших мусульманских держав. Позднейшие вести, идущие из Константинополя, об отношениях Турции и Персии указывают, что султан Абдул-Гамид питает более глубокие замыслы, чем обыкновенный политический союз. По-видимому, как в прошлом году, так и теперь дело идет о выработке оснований и мер к религиозному единению суннитов и шиитов, в видах прекращения резни и вражды между турецким и персидским элементами.

Действительно, религиозная рознь персов и турок уже целые столетия поддерживает взаимную вражду, почти ненависть, нередко приводя к кровавым столкновениям и войне. Конечно, единение двух важнейших сект ислама благодетельно отозвалось бы на всех народностях, исповедующих эти секты.

Стамбульский падишах, по-видимому, серьезно занят этой идеей. Недавно в Константинополе гостил некто Рейс-Шейх, один из важнейших духовных представителей Персии, родственник шаха Наср-Эддина2. Султан оказал этому лицу особенное внимание и считал его все время своим гостем. Во время пребывания его в Стамбуле падишах вел с ним беседы и переговоры по вопросу об уничтожении розни между шиитами и суннитами. Султан и персидский духовник совсем было сошлись и уговорились о проведении в жизнь этого важного дела. Но возникшие тут политические соображения несколько запутали и замедлили дальнейший ход интересного дела.

Персидский посол в Константинополе мирза Мохсин Хан, опасаясь, что единение шиитов и суннитов распространит влияние султана и на Персию, что может, мол, привести к падению царствующей там ныне династии Коджаров3, донес шаху, что следует вызвать из Константинополя Рейс-Шейха и положить предел этим переговорам.

Наср-Эддин шах, внимая своему послу, приказал Рейс-Шейху немедленно вернуться в Тегеран. Султан посоветовал ему последовать приказу шаха и снабдил собственноручным письмом к тегеранскому брату.

В письме этом султан Абдуль-Гамид хан, между прочим, говорит, что «религиозное единение не может грозить никакими политическими затруднениями», и ссылается на пример истории, когда не было еще ни шиитов, в Испании правили исламом Омеяды4, а на востоке, в Багдаде, Аббасиды5.

Письмо это произвело на шаха отличное впечатление, и обсуждение вопроса будет продолжаться.

Известно, что единение — сила, а рознь — гибель людей вообще и во всех сферах жизни. С этой точки зрения нельзя не сочувствовать идее Абдуль-Гамид хана. Но вопрос этот имеет для нас еще частный интерес. Оставляя разрешение его на совести улемов и шейхов ислама, мы обращаем внимание на то, что дело это имеет практическое значение среди закавказского мусульманства. Известно, что татары, живущие у пределов Персии и когда-то подчиненные ей, следуют шиитскому, а население, живущее в местностях, удаленных от Персии или близких к османским границам, следует главным образом суннитскому учению.

Религиозная, и в сущности не особенно значительная, рознь яркой, кровавой лентой идет через всю историю единокровного адербийджанского народа, до сих пор отзываясь вредно в гражданской и социальной жизни.

Не вдаваясь в глубокую, религиозную сторону вопроса, это дело совести, мы не можем не сочувствовать вообще идее, цель коей умаление вражды и недоверия и распространение любви и единства людей. Мы думаем, что каждый мусульманин высшего и духовного класса посмотрит на дело так же сочувственно.

 

  1. Абдул-Хамид II (1842 — 1918) — султан (1876 — 1909), последний правитель Османской империи. В 1909 г. был свергнут младотурецким либеральным светским движением.
  2. Насер ад-Дин шах Каджар (1831 – 1896) – четвертый шах Ирана из династии Каджаров. Был реформатором, старался приобщить Иран к европейской цивилизации, из-за чего заслужил ненависть консервативно настроенных мулл.
  3. Каджары (1795 — 1925) — тюркская династия, правившая Ираном.
  4. Омейяды — династия арабских халифов (661 — 750), происходившая из рода омейя арабского мекканского племени курейш. Основатель Муавия I. В 750 г. в результате восстания Абу Муслима династия была свергнута Аббасидами.
  5. Аббасиды — династия арабских халифов (750 — 1258), происходившая от Аббаса ибн Абд аль-Мутталиба, дяди пророка Мухаммада (с. а. с.). В 750 г. Аббасиды свергли Омейядов на всей территории халифата, кроме Аль-Андалуса. Эпоха Аббасидов — период расцвета исламской государственности и культуры.
comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог