Курс валют USD 0 EUR 0

Вечная молодость Амди Гирайбая

Комментариев: 0
Просмотров: 586

Татар ичюн дерьяларны тыярман,

Бир иненинъ тешигине сыярман,

Татар ичюн инджерермен, азарман,

Татар сёзюн башташыма язарман!

 

Татар ичюн дарагъачкъа асылсам,

Топракъ болып аякъларман басылсам,

Джер астында кене де шай айтарман:

Татарман деп, мен ахретке къайтарман!

«Татар ичюн», Амди Гирайбай, 1921 г.

 

В это воскресенье исполнится 120 лет со дня рождения одного из самых талантливых и ярких крымскотатарских поэтов — Амди Гирайбая. Без его стихотворений, как и без произведений таких выдающихся мастеров поэтического слова, как Бекир Чобан-заде и Эшреф Шемьи-заде, невозможно представить развитие крымскотатарской литературы в ХХ веке.

Писать стихи он начинает в двенадцать лет, в двадцать один год уже издает сборник своих произведений и трагически погибает, не успев перешагнуть рубеж тридцатилетия… Уже при жизни Амди Гирайбая его произведения изучались в крымских школах, а затем на долгие десятилетия его имя будет под запретом. Однако память о поэте, чьи произведения затронули душу народа, переживет века.

Малая родина

14 февраля 1901 года в селе Енисала Феодосийского уезда (современное село Красноселовка Белогорского района) появился на свет мальчик Абдулафат Лятифов. Так звали при рождении будущего поэта, который изберет своим литературным псевдонимом имя Амди Гирайбай.  Под этим именем он и войдет в историю.

Родственник поэта писатель Решид Мурад, впрочем, называет местом его рождения село Ханлык, также находившееся на территории современного Белогорского района и исчезнувшее после Великой Отечественной войны.

Как бы то ни было, семья будущего поэта вскоре перебралась в Карасубазар. Именно с этим крымским городом было связано его детство. Впоследствии в своем произведении, посвященном Карасубазару, поэт так выразит свои чувства к малой родине:

Пешман эттим мен сенден кеткениме,

Айланаджакъ мен сагъа къайтаджакъман,

Танърым шахид шай емин эткениме,

Дертлеримни тек сагъа айтаджакъман.

Отец Абдулафата — Абдуллятиф эфенди — принадлежал к духовному сословию и работал преподавателем в медресе. Однако он умер, когда будущий поэт был еще маленьким мальчиком.

В 1910 году Абдулафат, будучи одним из лучших учеников, окончил начальную школу в Карасубазаре. Стремление к знаниям было чертой, отличавшей его на протяжении всей недолгой жизни. Но семья будущего поэта, по всей видимости, из-за материальных затруднений, не могла позволить себе продолжения его дальнейшего обучения. Овдовевшая мать Абдулафата — Ава одна растила четырех сыновей.

Уже в 1920-е годы орган крымского обкома комсомола газета «Яш къувет» опубликует балладу Амди Гирайбая «Татар къызынынъ къара бахты». В ней описывается тяжелая судьба многодетной матери. В детстве ей пришлось познать горькую участь сиротства, а теперь, потеряв мужа, который умер еще далеко не старым человеком, она и ее дети живут в бедности. Женщина страшится того, что будет теперь с детьми, если жизненные силы оставят и ее. Повествование ведется от лица ребенка. Опечаленные горькой исповедью матери, ребята бегут на кладбище к могиле отца, но воскресить его не в их силах…

Художественная сила этого произведения не осталась незамеченной современниками. В январе 1927 года известный крымскотатарский общественный и политический деятель Амет Озенбашлы опубликовал в газете «Яш къувет» свой положительный отзыв на него. Кто знает, быть может, Амди Гирайбай, работая над этим стихотворением, основывался на воспоминаниях о своем детстве.

Юноша и революция

В истории не только Крыма, но и всего мира, немало талантов наверняка было бесследно потеряно по причине того, что человек, несмотря на природные задатки и дарования, по материальным причинам не мог получить в молодости должного образования. Неизвестно, как сложилась бы судьба Абдулафата Лятифова, однако наступил революционный 1917-й год.

Созданный после Февральской революции Временный крымский мусульманский исполнительный комитет во главе с Номаном Челебиджиханом, взяв в свои руки все национальные дела крымских татар, предпринял значительные усилия для развития народного образования. Одним из шагов в этом направлении стало открытие в Симферополе татарского мектебе-рушдие, закрытого царскими властями в 1910 году.

16-летний Абдулафат приезжает в Симферополь и первым подает заявление на поступление во вновь открытое мектебе-рушдие. Талантливого юношу первым и принимают на обучение. Молодой человек проявляет себя активным организатором, создавая в школе по обычаю того революционного времени объединение учащихся, организует комнату для чтения. Однако вспыхнувшая вскоре Гражданская война нарушает образовательный процесс.

Революция и последовавшее за ней невиданное оживление политической, социально-экономической и культурной жизни крымских татар оказало на Абдулафата и его сверстников неизгладимое влияние. В эти годы самым ярким образом проявляется его литературный талант, представляя общественности поэта Амди Гирайбая. Проникнутая искренними патриотическими чувствами лирика Амди Гирайбая становится своеобразным поэтическим голосом молодого поколения крымских татар.

В своих произведениях Амди Гирайбай говорит о важности образования, открытия новых школ, задается вопросами о роли молодежи в новой эпохе. Поэт живо откликается на происходящие в Крыму события, описывая произвол и террор, чинимые со стороны белогвардейских войск в отношении крымскотатарского населения («Кадет къача», «Тинтюв»).

В стихотворении «Хош кельдинъиз», написанном 27 ноября 1920  года, поэт с энтузиазмом приветствует приход в Крым Красной Армии, знаменовавший победу большевиков в Гражданской войне. Обращая свой голос к «красным друзьям», он высказывает надежды, связанные с приходом новой власти:

Эгер бизим акъкъымызны берсенъиз,

Бизлерни де озинъиздай корьсенъиз,

Татар сизмен къол тутушып кетеджек,

Керек болгъан эр эрликни этеджек.

Амди Гирайбай призывает оставить в прошлом все разногласия, которые были между крымскими татарами и партией большевиков. Но вместе с тем считает своим долгом предостеречь красную власть от ошибок своих предшественников:

Деникиндай къынасанъыз, сыкъсанъыз,

Джанъы тиккен темелимизни джыкъсанъыз,

Эбет, бизлер «хас миллетчи» болурмыз,

Иш башында сизден айры къалырмыз.

Вместе с тем для поэта важна память о трагически погибшем национальном лидере Номане Челебиджихане, которому он посвящает такие стихи, как «Ант эткенмен айтаман», «Акъяр ялысында». Это было весьма смело с его стороны, ведь упоминание имени Челебиджихана не приветствовалось в годы советской власти. Исследовательница творчества А.Гирайбая Пирае Кадри-заде в свою очередь высказывает мнение, что в первые годы после своего окончательного утверждения в Крыму большевики еще слабо цензурировали крымскотатарскую печать, и потому такие вольности еще были возможны.

С налаживанием в Крыму мирной жизни, Амди Гирайбай получает возможность вернуться к учебе. Поэт поступает на рабфак, затем на восточный факультет крымского университета.

А.Гирайбай активно участвует в общественной жизни, возглавляет объединение студентов восточного факультета, создает кооператив татар-студентов. Первый биограф Амди Гирайбая — Джафер Сейдамет, описывая тот период его жизни, указывает, что в 1921 году поэт  участвовал в съезде, объявившем о создании Крымской АССР, будучи делегатом от беспартийной молодежи.

В 1921 году Крым охватывает страшный голод. Это событие так же находит отражение в творчестве поэта. Некоторое время А.Гирайбай работает в комиссариате по делам национальностей, объезжает значительную часть Крыма, бывает во многих селах.

Однако в 1923 году Амди Гирайбай кардинальным образом меняет всю свою жизнь. На одном из кораблей он покинул Крым и отправился в Турцию, чтобы продолжить свое обучение в Стамбуле.

(Продолжение следует)

 

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог