Курс валют USD 0 EUR 0

Верхняя и Нижняя мечети Корбека

Комментариев: 0
Просмотров: 1 183

Аджи Ислям Девлет с женой Шакире, сыновьями Акки, Асимом, Сабри и дочерью Сидикой

 

Гульджан РЕЙЗОВА

 

18 октября 1921 года был издан Декрет об образовании Крымской АССР. 11 ноября 1921 года в Симферополе проходил первый Всекрымский учредительный съезд Советов рабочих, крестьянских, красноармейских и краснофлотских депутатов. Съезд избрал Крымский Центральный исполнительный комитет (КрымЦИК).

Одним из важных направлений в деятельности центральных и местных органов государственной власти в Крыму являлось осуществление комплекса мероприятий, связанных с претворением в жизнь декрета СНК РСФСР от 23 января 1918 года «Об отделении церкви от государства и школы от церкви».

В связи с организацией госорганов государственного управления постановлением КрымЦИКа от 12 января 1924 года было создано Центральное Административное управление, в состав которого включен был Церковный стол.

Обязанности Церковных столов при исполкомах РИКов, горсоветов сводились к передаче верующим храмов, наблюдению за сохранностью переданного им культового движимого и недвижимого имущества, проведению работ по ликвидации храмов. С установлением Советской власти в Крыму начинаются гонения на церковнослужителей.

Одним из последних имамов Верхней мечети Корбека был аджи Ислям Девлет. Получив образование в Турции, он вернулся в родное село, где обучал арабскому языку и чтению Корана детей и взрослых.

С 1919 по 1927 годы он провел часть жизни в тюрьме или прячась в лесах, – вспоминает дочь. Советская власть лишила его «избирательных прав», дети не имели права посещать школу. Семья вынуждена была вернуться в Турцию.

Вдалеке Верхняя мечеть Корбека

 

Обе мечети, Верхняя и Нижняя, были закрыты для богослужений и отданы жителям деревни. 17 июня 1922 года был подписан Договор о передаче мусульманской Верхней мечети в бесплатное пользование группе верующих дер. Корбек Ялтинского района. (Архив. Фонд Р663, опись 10, дело 62).

23 января 1931 года жители Корбека обращаются с заявлением в Алуштинский районный исполнительный Комитет.

«Для совместного удовлетворения религиозных потребностей мы, граждане, в числе 20 человек, принадлежащие к мусульманскому вероисповеданию, решили образовать религиозное общество. Район деятельности объединения будет распространяться на дер. Корбек».

Договор подписала «двадцатка», общество верующих из двадцати человек, которое избиралось вместо бывших имамов: Али Асан, М.Гита, Д.М.Баев, Аджи Асан Абдулькерим, Ягъя Осман, Мустафа Бекир, Межит Куртмолла, Курт Умер Осман, Бахшиш Усеин, Азамат Эреджеп, Вельша Сетар, Нафе Асан, Сейдали Асан, С.Умер, С.Мемет, Осман Абла, Асан Аблаев, С.А.Амза, Сеит Асан Аджи Муедин, Якуб Аджи Муедин

Муллой Верхней мечети в 1929 году был Рефат Афуз Абдураман, Нижней мечети — Сейдали Сейт Билял. Зарплата для имама составляла 3 рубля с каждого двора. 16 февраля 1929 года они подают 2 заявления в Крымский Центральный Исполнительный комитет с просьбой к Церковному столу о ходатайстве разрешить нанять нового служащего, так как прежний имам отстранен от должности как принадлежащий к иностранному подданству. В апреле 1929 года оба имама под давлением отказываются от сана священнослужителей.

«В ЦАУ. От гр. Рефата Афуз Абдурамана, жителя дер. Корбек.

Приблизительно 12 февраля с. г. я был вызван в сельсовет деревни Корбек для опроса, на каком основании занимал должность муллы и имею ли я на это соответствующее разрешение церковного стола. Так как я такого разрешения не имел, то меня сельсовет направил в Церковный стол Ялты.

Со мной вместе пошел и мулла Нижней мечети деревни Корбек Сейдали Сейт Билял. Когда мы явились туда, то заведующий Церковным столом вместе с начальником милиции начали мне указывать: как тебе не стыдно, ты молодой парень и идешь на такой путь обманывать народ, и беседа со мной продолжалась около полутора часов, и наконец у меня спросили, согласен ли я отказаться от сана муллы и, написав заявление об отказе, дали мне подписать. Заявление это я подписал, так как боялся закона, по которому, я думал, должен отказаться.

Поэтому прошу не принимать во внимание мое заявление об отказе от сана, подписанное в Ялте, и не препятствовать мне быть муллой. Такое заявление (или другое, точно не знаю) было предложено подписать и Сейдали Сейт Билялу, который тоже подписал. (Причем Сейт Билялу не разрешали находиться на службе в Нижней мечети дер. Корбек на тех условиях, за которые он нанялся; а именно по 3 рубля в год с каждого двора. При наличии ста пятидесяти дворов).

18 февраля 1929 г. Р.Афузов Абдураман».

В соответствии с постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 8 апреля 1929 года «О религиозных объединениях», С.У, 1929 г. №35, ст. 353, и инструкцией НКВД от 1 октября 1929 года за №328 «О правах и обязанностях религиозных объединений», бюллетень НКВД, 1929 г. №37, просим зарегистрировать мусульманское религиозное общество под названием «Общество верующих Нижней мечети д. Корбек».

После неоднократных запугиваний председателя и членов религиозного общества Осман Юваш 22 мая 1934 года пишет заявление, что отказывается от выполнения обязанностей председателя религиозной двадцатки Корбеклинской Нижней мечети и просит исключить его из списка верующих мусульман д.Корбек.

Список членов религиозной «двадцатки» до 1935 года менялся. Но новой власти религиозное общество было неугодно, и 15 января 1935 года председатель Алуштинского райисполкома Бекиров А.В., председатель Корбеклинского сельсовета Гдан Аким, зав. райфинотделом Эбуасанов и житель д. Корбек Мустафа Абдураман проводят проверку имущества Нижней мечети и составляют акт, по которому по списку 1931 года не хватает вещей. Считают необходимым предать суду председателя религиозной двадцатки Османа Юваша с остальными членами двадцатки. А уже 27 января 1935 года корбеклинский сельский совет на своем сходе постановляет ввиду отказа членов двадцатки мечеть закрыть. В табаководческих бригадах провести разъяснительную работу и принять письменное решение. Для этого направлены тов. Гдан, Халилов, Измайлов, Усеин Месут, Мемет Кобик, Бекир Дагджи, М. Теке, Асан Нурфа, Керимов, Мустафаев.

27 марта 1935 года член комиссии, представитель НКФ Крыма тов. Гордон пишет в комиссию по делам культов при КрымЦИКе: «Будучи 26 марта с. г. в дер. Корбек Алуштинского района, мною путем опросов установлено в части закрытия мечети следующее: Сельский Совет, совместно с представителями РИКа и РАЙФО, проверяя в январе с.г. имущество мечети, установил хищение такового, составил соответствующий акт и передал дело в суд для привлечения двадцатки к ответственности.

Однако, в связи с тем, что двадцатка частично самоликвидировалась и в составе этой двадцатки осталось лишь 14 человек, сельский совет предложил последним доизбрать членов таковой. На совещании в сельсовете по этому вопросу дело приняло другой оборот и не только не были доизбраны члены двадцатки, но и оставшиеся отказались от пользования мечетью.

Сельский Совет, исходя из отказа членов двадцатки, на бригадных совещаниях проработал вопрос о дальнейшем использовании мечети, вынесли решение о закрытии мечети.

На общем собрании колхозников села в присутствии представителей РИКа, Райкома ВКП(б), Табаксырье — тов. Мешиди и Союзэкспорт — тов. Босси, собранием было утверждено решение бригадных совещаний о закрытии мечети и переоборудовании таковой под клуб» (ф. Р 663 оп.10. дело №342).

Выступавшие на сходе сельского совета Мешеди Ибраим, Рамазан Тархан, Мемет Кобик, Абдурефи Оказ, Осман Джангери (который внес предложение, чтобы в мечети была школа), Мустафа Баев, Мустафа Теке (сказал, что в его бригаде 19 человек подписались за закрытие мечети), Арсланбек, Усеин Месут (высказал, что мечеть характеризует старое время, а мы должны идти к социализму). В колхозе им. Сталина было 12 бригад. Зам. Председателя колхоза — Ибрам Сальме.

В сходе приняли участие 370 человек. В президиум были избраны Аким Гдан, Умеров, Ибрагимов, Умер Халилов, Ибрам Мешеди, Босси, Р.Измайлов, Рамазан Тархан, Гулизар Пори. Председатель Аким Гдан, секретарь Гафур Керимов.

Так были закрыты мечети Корбека. В Нижней мечети в разное время затем размещались электростанция, баня. В годы оккупации был возведен минарет мечети и шло богослужение. К моменту возвращения крымских татар в Крым мечеть сгорела. На месте прежней мечети была построена новая, одна из самых красивых мечетей Крыма. Построена на средства внука одного из последних имамов мечети аджи Исляма Девлета.

 

Приложение. Список учредителей по установленной форме

 

 

 

 

 

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог