Курс валют USD 0 EUR 0

Виноградный рай в Крыму создавался трудом и потом

Комментариев: 0
Просмотров: 579

Подготовил ДЖИХАНГИР, по дореволюционным изданиям

 

Виноградарство и виноделие неразрывно связаны между собой. Успешная реализация товара давала дальнейший стимул для развития этих отраслей. Как сообщают печатные издания середины XIX — начала XX веков, виноградные плантации Крыма по качеству добытого вина могут быть разделены на три главные категории: 1) плантации, находящиеся вдоль берегов реки Альмы, Качи и Бельбека; 2) виноградники в приморских долинах Алуштинской, Судакской, Ускутской, Отузской и других, а также в окрестностях города Феодосии; 3) плантации Южного берега Крыма.

виноград

Первая категория виноградных плантаций производит вина самого низшего качества. Недостаточная жгучесть солнечных лучей, при совершенно плоской местности, не дает винограду совершенно вызреть, а близость воды и беспрестанная поливка плантаций делают вино слабым и водянистым. Огромное количество добываемого в этой местности вина отправляется внутрь России и сбывается там, а потребители, которым не случалось пробовать южнобережных вин, составляли себе весьма невыгодное понятие о том, что называется крымским вином.

Вина, добываемые в приморских долинах, в особенности Алуштинской и Судакской, по качеству своему значительно выше альминских, качинских и бельбекских вин. И если данное вино качеством уступает вину Южного берега, то только потому, что большая часть плантаций находится на низинных местах.

Виноградники плантаций Южного берега Крыма, бесспорно, производят лучшее вино, и как по местоположению своему, так и по грунту земли, климату и обработке находятся в тех же условиях, что и виноградники южной Франции.

История виноградарства в Крыму до сих пор не нашла глубокого и полного изучения. Крым, принимая в различные исторические периоды все новые народы, становился ареной их культурного влияния и способов хозяйствования. Несомненно, прибытие сюда античных греков сопровождалось и развитием виноградарства в крае, т.е. того, чем они занимались у себя на родине. Не случайно при рытье плантаций находили под землей огромных размеров глиняные кувшины. По преданиям, жители зарывали эти кувшины в землю, наполняли вином, заливая поверхность, вместо пробки, растопленным козьим жиром, и затем, прикрыв досками, засыпали их землею. Каждый владелец, при рождении ребенка, наполнял подобный кувшин вином, и вино это распивалось на свадьбе того, при рождении которого оно было зарыто.

По мнению отдельных авторов, после распространения ислама в Крыму и формирования крымскотатарской нации местным жителям религия запрещала не только употребление, но и выделку вина. Поэтому виноградники преимущественно содержали для ягод и варки бекмеза.

К концу  XIX века виноградное хозяйство на ЮБК делало успехи. Все удобные для винограда склоны, бывшие под кустарником и табачными плантациями, а также сенокосные поляны обращены в виноградники. Наметилась тенденция ограничения числа разводимых сортов винограда в целях осмысленного выбора их. В старых виноградниках могли встречаться чуть ли не все известные в Крыму сорта: всякий желал иметь лозу, наиболее обильно плодоносящую, а так как мнения на этот счет были весьма различны, то и приходилось сажать всего понемножку. Особенное разнообразие сортов замечалось у крымскотатарских хозяев, но потом облюбовывались немногие дающие и урожай хороший, и вино ценное. Количество  виноградных хозяйств увеличивалось, но все они были небольшие, доходили лишь до одного гектара, редко 2-3-х. Работы в них производились всей семьей, любящей свой виноградник и отлично знающей, как важен для ее благосостояния тщательный за ним уход. Всякий заболевший куст своевременно отмечался, чтобы затем обильно удобрить под ним почву, обрезать покороче, а если надобно, то и заменить его другим с помощью отводки. Все это делалось и в других виноградниках, но далеко не так, как у крымского татарина, живущего настоящими интересами виноградаря.

Для развития виноделия на полуостров завозили саженцы винограда лучших европейских сортов. Наравне с этим широко были распространены местные столовые сорта – Шашла, Маделен, Рояль, Чауш, Шабаш, Асма, Ташлы, Альбурла и др. Составивший в 1891 году описание винограда Алма-изюм Н. Орленко сообщает следующие сведения: «Это — местный крымский сорт, на что указывает и его название, происшедшее от татарских слов «алма» (яблоко) и «изюм» (виноград). Назван так этот сорт, вероятно, потому, что ягода его вкусом своим напоминает татарское яблоко «Челеби» — кисло-сладкое, безо всякого аромата. Гроздь неправильная, большая, плотная. Ягода круглая, иногда окрашенная в легкий розовый цвет, иногда совершенно зеленая. Кожица тонкая, но плотная. Алма-изюм — очень урожайный сорт; по крайней мере, судя по 5-летнему опыту с 3-мя имеющимися в Магараче кустами этого винограда, средняя урожайность 1 куста равняется 5,5 ф., что по расчету на 1 десятину (с 9,600 кустами) составляет свыше 1000 пудов».

В целях развития виноградарства и виноделия, обмена опытом, преодоления трудностей и т. д. проводились специализированные съезды, один из которых состоялся 15-18 ноября 1901 года в Крыму. Работал ряд комиссий, одна из которых по столовому винограду. В ходе работы комиссия пришла к заключению: «признать вполне целесообразным ходатайство Феодосийского Уездного земства об учреждении практической школы виноградарства при Отузском казенном саде, как в местности наибольшего распространения культуры столового винограда среди татарского населения…»

Большую дискуссию на съезде вызвал проект А.Волженинова об организации винодельческих станций (изложен в его брошюре «Положение мусульманского населения в Крыму», занимающегося культурой винных сортов винограда и организации винодельческих станций, как меры помощи для сбыта урожая поселян). По мнению автора, необходимо было строительство общественных подвалов и складов в районе татарского виноделия. Князь Л. Галицын высказал мнение, что винный кризис совсем уже не в такой сильной степени отозвался на экономическом положении татар-виноградовладельцев, как об этом говорится. Напротив, татары находятся в лучшем положении, чем другие хозяева-виноделы. Он хорошо знает Судакский район  и находит, что тамошние татары, владельцы виноградников, сбывающие свои произведения не в виде сусла или вина, а в виде винограда, получают нередко до 1000 пудов (1600 кг) его с десятины, отлично живут и никакого кризиса не испытывают.

Если татары по своим верованиям не имеют права заниматься выделкой вина, то им незачем разводить винные сорта, а лучше производить столовые, которым есть обеспеченный сбыт. Вообще же говоря, князь Л. Галицын находит более целесообразным отвлечь татар от занятия виноделием и стремиться к тому, чтобы они культивировали только столовые сорта. Для этого не требуется много времени и больших затрат со стороны виноградовладельцев-татар, так как посредством перепрививки и так называемых катавлаков можно винные и неподходящие для столового употребления сорта в виноградниках заменить другими – столовыми, имеющими сбыт для экспорта. Чем скорее это будет сделано татарами, тем лучше.

Устройство же общественных подвалов для татарского вина будет лишь внушать татарам желание заниматься виноградарством для виноделия.

В дальнейших прениях было высказано, что татары, ввиду религиозных верований, не имея права заниматься виноделием,  то есть держать перебродившее вино, не могут также быть и его собственниками, если бы даже это вино находилось в чьих-либо других подвалах или хранилось под надзором других лиц. Вследствие этого они лишены будут возможности считаться владельцами вина, находящегося в общественных подвалах. При таких условиях общественные подвалы должны будут не принимать на комиссию от татар виноград или сусло, а покупать то и другое в полную собственность. Ввиду этого являются вопросы: где взять нужные для таких закупок средства? что делать с находящимся в общественных погребах вином, если оно не найдет сбыта? и на чью долю упадут могущие явиться при этом убытки?

К.  Тархов, ссылаясь на свои наблюдения на Южном берегу, указывает, что далеко не все татары строго придерживаются правил не иметь у себя вина. Они не сдают его на комиссию не из боязни нарушить религиозные законоположения, а потому, что не знают, сколько придется получить за вино денег и когда их получат. Помочь татарам виноградарям в сбыте их продукции возможно лишь, закупая их за наличные деньги.

После долгих дискуссий съезд пришел к выводу, что для устранения кризиса в татарском виноделии меру, предложенную князем Л. Галицыным, то есть постепенный переход татар виноградовладельцев от культуры винных сортов винограда к столовым, как соответствующим правилам шариата, считать самой приемлемой. В виде временной меры до перехода татар к культуре столового винограда ходатайствовать о выдаче беспроцентной ссуды сроком до одного года частным лицам под обеспечение достаточным залогом для скупки винограда у татар под контролем земства или правительства при условии установления цены на виноград не ниже цен удельного ведомства за последний операционный год.

Виноградный рай в Крыму создавался трудом и потом его жителей. Веками культивируемая на полуострове сельскохозяйственная культура превратила его коренной народ в искусных виноградарей. Депортированные в Центральную Азию крымские татары на своих небольших приусадебных участках обязательно культивировали виноград разных сортов, вызывающий восхищение у окружающих. Уже в нынешнее время наши соотечественники начали практиковать выращивание винограда в теплицах, что дает гарантированный и более ранний урожай.

 

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог