Осман АКЧОКРАКЛЫ
(Перевод с крымскотатарского языка Гульнары УСЕИНОВОЙ)
В №108 газеты «Миллет» была опубликована моя статья по поводу публикации А.Баттала к вопросу о «Знамени» в газете «Курултай» №26, поскольку, как только возникает вопрос знамени и символов на нем, то в первую очередь в центр выдвигается вопрос «Полумесяца». Я, как и обещал, представляю вам собранные мной по этому поводу сведения.
Одновременно в последнем номере «Шура» был опубликован материал Нуширвана эфенди Явуша о «Полумесяце» и «Звезде» и перепечатан «Миллетом», и спрошено мое мнение по этому поводу.
Моего личного мнения на этот счет быть не может. Ответ на эту проблему даст история. Если сегодня выдвинуть в центр вопрос флага и символов, то не только я — каждый начнет высказываться по этому поводу. Поскольку вопрос совершенно определенный, его нужно обговаривать, нужно проводить исторические исследования.
По мнению Нуширвана эфенди, поскольку «Полумесяц» — один из национальных символов тюрко-татар, то он является подтверждением величия и высоты нации. «Звезда» рядом с «Полумесяцем» возносит к Божественному. Украшенный «Полумесяцем» и «Звездой» красный флаг является своеобразным оберегом, приглашает нацию на правильный путь совести, к идее, к высотам…
Живущие в России тюрко-татары испокон веков имели свое знамя.
«Полумесяц», красовавшийся на вершине исторического священного памятника татарского народа — башни «Джувим Йиге» (Сююм Бике), был заменен другим символом…
Развернутый на башне Сююм Бике вместе с лозунгом автономии алый флаг с «Полумесяцем» и «Звездой» воззовет нас к высотам, величию, к правде».
Если кратко: по мнению Нуширвана эфенди, «Полумесяц» является национальным символом тюрко-татар. На вершине башни Сююм Бике был «Полумесяц». Алое знамя с «Полумесяцем» и «Звездой» — национальное знамя татар.
Газета «Миллет» известила, что не полностью поддерживает мнение Нуширвана эфенди. Мне неизвестно, высказался ли в этой связи журнал «Шура».
Во 2-м номере «Шура» 1910 года в статье «Символ «Полумесяца» у мусульман» о «Полумесяце» говорится следующее: «У христиан известен обычай перенять у мусульман знак «Полумесяца» с изменением его смысла».
Слабы аргументы тех, кто мало зная ислам, ссылается на изображения «Полумесяца» на верхушках минаретов мечетей, на знаменах знатных священнослужителей, поддакивает европейским ученым и делает выводы о том, что знак «Полумесяца» — священный мусульманский символ. «Полумесяц» на самом деле не является мусульманским символом и с религиозной точки зрения не является священным.
Среди исламских родов только в государстве Турция этот знак стал официальным символом и, возможно, выходцы из Турции привнесли этот официальный знак в Египет и Тунис.
После этого журнал «Шура» высказал по поводу знака «Полумесяца» несколько мыслей. Одна из них такая, что во времена огнепоклонничества древние тюрки поклонялись «Звезде» и «Полумесяцу». Впоследствии изображение «Полумесяца» у тюрков перестало быть религиозным и перешло в разряд официальных символов. Даже сменив религию на исламскую, тюрки сохранили изображение «Полумесяца».
Даже в столице Дешт-и-Кипчака, городе Сарай, на дворце Хан-сарай было большое изображение «Полумесяца».
«Шура» считает слабым доводом, что турецкие султаны признавали своим официальный символ крымских тюрков «Полумесяц», и в доказательство приводит информацию о том, что у турецких султанов знак «Полумесяца» вошел в обиход с правления Мехмета Фатиха.
Я читал у генерала Эюпа Сабри эфенди в его произведении «Мурат-меке» на 913 странице с названием «Хабер-и-мутебер»: «В исламе не было обязательным водружение на минареты знака «Полумесяца», этот обычай остался с доисламских времен».
Когда войско отца Александра Македонского — Филиппа напало на Византий (Стамбул) и в результате потерпело поражение, это событие случайно совпало с зарождением нового месяца, и прятавшиеся от боев жители Византия (Стамбула) узрели в этом новом месяце счастливый знак и с тех пор приняли за правило помещать на своих знаменах изображения полумесяца.
Потом этот обычай перешел и в исламские обряды, султанские власти постановили изображать на турецких знаменах и на верхушках минаретов мечетей символ «Полумесяца». Постепенно этот обычай переняли другие страны, он стал общим для всех мусульманских стран.
Журнал «Шура» также опубликовал эту версию.
Как становится ясно, символ «Полумесяца» бытовал в Стамбуле со времен греков, после завоевания Стамбула Мехмет Фатих, с целью уважить греческое население, признал этот символ официально.
«Шура» считает все эти версии возможными.
Был ли «Полумесяц» на вершине минарета мечети башни «Сююм Бике»? По этому поводу Нуширван эфенди не приводит никаких сведений. Сегодня вопрос существования минарета мечети сомнителен, как утверждать:был на нем знак «Полумесяца» или нет?
Башня Сююм Бике была сооружена в Казани во времена ханства Балукале, возможно от имени Сапыоглу Токтамыша. Однако архитектура башни не схожа с архитектурой минаретов Казани, Булгара, Туркестана. Она, возможно, построена по типу военных сторожевых башен в стиле крепостных кремлей того века. Мечети Нур Али внутри башни и минарета, возможно, не было. Если быть внимательнее, башня Сююм Бике значительно больше башен московского Кремля.
Нуширван эфенди утверждает, что алое знамя с символами «Полумесяца» и «Звезды» — это национальное знамя тюрко-татар. Доказательств нет.
Единственное, приводится, что среди наших казанских братьев был очень популярен символ «Полумесяца». Все более-менее видное и значительное они украшали «Полумесяцем». Особенно были переполнены изображениями полумесяцев минареты, минберы, михрабы мечетей. Даже решетки оград, перегородки в мечетях. Возможно, они вынуждены были это делать в ответ христианским миссионерам, которые заполняли пространство новых церквей крестами. В ответ на мероприятия по воздвижению крестов на вновь сооруженные церкви, в Казани практиковалось мероприятие воздвижения символа «Полумесяца» на минарет.
На Петроградской мечети Джами-и-Кебир, построенной в самаркандском архитектурном стиле, ни на куполе, ни на минарете не было «Полумесяца», это свидетельство того, что на Туркистанских мечетях не было «Полумесяца».
На минаретах Арабистана, Египта, Туркестана символа «Полумесяца» не было.
Символ «Полумесяца» был исламизирован, у османских турок был признан официальным. Сейчас его хотят признать общетюркским символом.
Конечно, это дело народа. Он может принять тот символ, который захочет, который ему близок. Но должно ли так быть с исторической и религиозной точек зрения, становится ясно из вышеприведенных исследований.
Символ орла
Как мы упоминали, символ «Полумесяца» перешел от греков к тюркам, а символ «Птица орел» напротив перешел от древних татар к грекам и затем к немцам и русским. В этом плане имеются такие сведения.
3-4 тысячи лет назад между Евфратом и Сирией жило племя «хит» или «хет». Со своей культурой, со своей государственностью. С письменностью, похожей на иероглифы. Здесь было развито искусство резьбы по камню. По сохранившимся изображениям и рисункам на камнях ученые сделали вывод, что племя принадлежало к монголам и туранам. Собственно говоря, в «Торе» сказано, что данный народ пришел из Азии. Они жили на северной стороне гор Западного Тавра.
В этом плане вокруг Керкюка и Богаз-Коя от них осталось много изображений и надписей, высеченных на камне. Среди них есть изображение двуглавого орла.
Символ двуглавого орла властители хеттских татар поместили на дворцовых дверях. Этот символ означал хищную готовность хеттов выступить против врагов, посмевших напасть на них. Впоследствии этот символ перешел к римлянам, между VIII-IX веками христиане, побывавшие в тех местах, по возвращении в Европе и Греции стали использовать этот символ.
Двуглавый орел также служил символом сельджуков и несомненно был перенят ими от хеттов, которые и создали этот символ.
К русским символ орла перешел во времена правления Ивана III. Когда он женился на дочери византийского императора Палеолога — Софье, к изображенному на русском гербе всаднику Георгию добавил изображение орла. В конечном счете всадник Георгий стал изображаться на груди орла, на щите.
Во времена империи на головах орла красовались короны.
Сейчас в демократической России двуглавый орел изображен без корон.
Подробные сведения о том, что пришедшие из Азии и обосновавшиеся на землях нынешней Сирии носители самобытной культуры хеттские монголы создали и использовали символ двуглавого орла, приведены в 1 томе работы Ахмета Рефика «Тарих-и-умумие» и в переведенном исследовании известного французского историка Жан Элизе Реклю (1830-1905) «Инсан ве куре-и-арз» («Земля и люди. Всеобщая география») (Том II).
«Миллет». — 1917. — №114. — ноябрь 26.
comments powered by HyperComments