Исмет ЗААТОВ, кандидат искусствоведения
На пятый день после захвата немецкими войсками Симферополя, седьмого ноября — в день двадцать четвертой годовщины Великой Октябрьской революции, фашисты при помощи директора Крымского государственного русского драматического театра Станислава Адамовича Томского собрали в здании театра всех оставшихся в городе актеров, режиссеров, музыкантов театров и артистов других творческих объединений. Им объявили, что тот, кто будет уклоняться от работы и саботировать работу русского и крымскотатарского театров, будут караться оккупационными властями по законам военного времени, потребовав при этом незамедлительного возобновления деятельности обоих театров.
Тогда немецкое оккупационное командование Крыма приказало открыть не только драматические театры, но и все кинотеатры города.
По приказу немецкой администрации в декабре 1941 года на улице Кантарной (ныне улица Чехова. — И. 3.) в здание бывшего крымскотатарского клуба явились артисты и работники Крымскотатарского драматического театра, а затем, выйдя оттуда и пройдя через Базарную площадь на улицу Пушкинскую в фойе кинотеатра «Спартак», они приняли участие здесь в организационном собрании крымскотатарской театральной труппы, в котором также участвовали чиновники из отдела культуры вновь созданного городского управления Симферополя, представители отдела культуры штаба пропаганды «Крым» и руководства Мусульманского комитета.
Мусульманским комитетом были назначены: художественным руководителем и директором Крымскотатарского драматического театра — незадолго до начала войны вернувшийся из сталинских лагерей известный драматический актер и режиссер Ибадулла Грабов, куратором — Муртаза Велиджанов, главным режиссером — Гумар Исмагилов, главным балетмейстером — Усеин Баккал, заведующим музыкальной частью — композитор Ильяс Бахшиш, заместителем заведующего музыкальной частью — Абибулла Каври. Следует оговориться, что А. Каври был специально оставлен для подпольной работы в городе, где он сразу же возглавил подпольную группу Крымскотатарского театра.
Таким образом, осенью 1941 года — зимой 1942 года Русский и Крымскотатарский театры возобновили свою деятельность в условиях оккупационного режима. Первые серьезные постановки в Крымскотатарском театре, судя по газетным хроникам, осуществились лишь в начале лета следующего года. По требованию оккупационных властей из репертуара труппы были исключены пьесы политического и социального характера, пропагандировавшие межклассовый антагонизм и классовую борьбу, а также прославлявшие большевизм и коммунистический строй. В основном на симферопольской сцене продолжала ставиться русская и частично европейская классика, музыкальные спектакли на основе крымских и восточных легенд, комедии и музыкальные пьесы из народной жизни.
comments powered by HyperComments