Курс валют USD 0 EUR 0

Встреча односельчан — уникальный хранитель памяти поколений

Комментариев: 0
Просмотров: 1 408

Айдер Мустафаев на встрече озенбашцев

 

Связь поколений, знакомство с историей, общение с родственниками, возможность для молодежи пообщаться со стариками, послушать их воспоминания, одним словом, соприкоснуться с прошлым, воспроизвести в своем воображении животрепещущие картинки истории своей малой родины по рассказам тех, кто жил здесь до депортации.

Все это происходит в течение одного дня в году, на встрече односельчан крымских татар.

 

Уникальное это мероприятие возникло само собой, исторически сложилось, благодаря неистребимой потребности и любви крымских татар к общению. Чего-чего, а общительности, открытости крымским татарам было не занимать. Эта черта в менталитете, в крови. На встрече односельчан каждый, независимо от возраста, чувствует себя словно окруженным теплым морем — теплой толпой односельчан и их потомков. И к любому человеку запросто подходят, и заводится разговор. И даже от незнакомых людей потоками струится тепло — это же наши, свои!

 

Айдер Мустафаев, чей отец был уроженцем села Озенбаш, рассказал о многолетней традиции своих односельчан собираться вместе в родном селе раз в год. Много лет назад озенбашцы объединились, и одним из основателей этих встреч был аджи Нури эфенди Мустафаев. После его смерти старейшины Озенбаша поручили заниматься подготовкой встречи односельчан его сыну — Айдеру Мустафаеву.

— Толчком к созданию такой общественной организации послужило проведение в селе Озенбаш праздника Дервиза в далеком 1990 году, когда на территории села прошел один из самых масштабных сборов крымских татар в эпоху возвращения. Именно с озенбашской встречи по всему Крыму распространилась инициатива ежегодных встреч односельчан крымских татар, — рассказал А.Мустафаев. — Одна из целей встреч односельчан — популяризация изучения истории, топонимики села Озенбаш, передача исторической памяти молодым. В свое время этим активно занимался ныне покойный краевед, филолог, также выходец из Озенбаша — Энвер Озенбашлы. Он издал несколько книг на эту тему, с фотографиями окрестных достопримечательностей Озенбаша, с воспоминаниями стариков о довоенном Озенбаше, о войне и депортации. В книге были перечислены лагъапы (родовые прозвища) озенбашцев. Он готовил еще одну книгу, но, к сожалению, не успел завершить работу над ней.

Вот я — внук Мустафы Дервиша. У меня есть мечта — чтобы представители родов, носящие все озенбашские лагъапы, приехали на встречу односельчан.

Ранее  усилиями старейшин была создана карта села с указанием всех микротопонимов, домов и дворов довоенного Озенбаша. Помог начертить карту известный краевед Игорь Белянский.

До войны Озенбаш считался одним из самых больших сел в Крыму. В начале войны село очень сильно пострадало. Озенбаш бомбили и советские самолеты, во время бомбежки десятки жителей погибли, а впоследствии село сожгли гитлеровцы. По инициативе Энвера Озенбашлы, на стене мечети была установлена памятная доска с именами погибших озенбашцев, чьи имена удалось установить. Места захоронения этих людей, к сожалению, не установлены, поскольку очевидцев тех событий не осталось в живых, а ныне живущие озенбашцы тогда были детьми.

Сегодня Озенбаш, к сожалению, это рядовое село со всеми проблемами и недостатками, присущими современному крымскому селу. Здесь сейчас живут до полусотни семей крымских татар.

В августе в Озенбаше на традиционное мероприятие собираются уроженцы села и их потомки. Возле мечети, читается молебен, на поляне в шатре силами активистов накрываются столы, приглашаются музыканты. Мы считаем своим долгом ежегодно проводить такие встречи, дать возможность молодежи пообщаться со стариками, послушать их рассказы. Это ведь огромный, до конца непознанный пласт истории села.

Увы, каждый год ряды стариков редеют — время, оно неумолимо, к сожалению, прошлое безвозвратно уходит. И мы стараемся путем таких встреч закрепить в памяти молодых поколений нашу родную историю.

Для чего проводятся такие встречи односельчан? У каждого на этот счет складывается свое мнение.

Первое — молодежь должна знать всех своих многочисленных родственников. Не то иной раз бывает, что где-то знакомятся парень с девушкой, понравятся друг другу, и тут вовремя выясняется, что они, оказывается, родственники между собой! Поэтому, все-таки, хорошо бы свою родню знать в лицо, хотя бы по этой причине.

Второе — в каждом селе есть свои видные личности. Собрать для потомков сведения о них, их деятельности.

На встрече односельчан в этом году уроженец Озенбаша Якуб Ниметуллаев озвучил собранные им сведения о видных озенбашцах, а также малоизвестные факты из истории Озенбаша и озенбашцев.

Третье — есть такая притча (озенбашская):

Один человек ежедневно покупал в лавке три хлебца. И однажды продавец спросил его: почему ты покупаешь именно три хлебца, а не один, не два? Человек отвечает: один хлеб — я отдаю долг своим родителям, второй — даю в долг своим детям, а третий хлеб я ем сам. Вот так и встреча односельчан. Собирая их вместе, мы и отдаем долг старикам и приучаем молодежь к таким встречам и сами наслаждаемся этой встречей.

На нынешнюю встречу озенбашцев я пригласил представителей профессорско-преподавательского состава Крымского инженерно-педагогического университета. Эта наша новая инициатива призвана отражать и запечатлеть историю села в новом качестве. Среди приглашенных были преподаватели языка, литературы, музыки и др., хотелось, чтобы они напрямую пообщались со стариками, черпали бы новую для себя информацию. Выступление профессора Исмаила Керимова о значении этого мероприятия озенбашцы восприняли с огромным воодушевлением.

На нынешнюю встречу приехали представители организации «Милли Фирка». Они посетили мемориал, установленный в Озенбаше в честь отца и сына — Бекира и Юрия Османовых. За более чем десять лет мемориал обветшал и нуждается в обновлении и реставрации. Это проблема, над которой надо задуматься не только нам, озенбашцам.

Особо хотелось бы сказать о музыкантах, из года в год украшающих своим искусством наши встречи односельчан.

Музыкальное сопровождение организовывает Осман-ака Сеитумеров, его семья одной из первых вернулась в Крым десятки лет назад. Во времена моего детства, помню, братья Осман, Нури, Энвер играли на свадьбах.

Ныне известный музыкант Энвер Озенбашлы тогда играл на давуле, и его, маленького, из-за давула не было видно, но мастерство уже тогда поражало людей.

Сейчас они постоянно участвуют во встречах озенбашцев. Выросло новое поколение музыкантов (братья Дюльгеровы, братья Куртмеметовы — Рустем, Эскендер, Дилявер), и уже на нынешней встрече их дети выступали и читали стихи. Своим долгом считает принимать участие в этих встречах известная певица Зоре Кадыева, наша примадонна, как называют ее озенбашцы.

Уже становится традицией, что на встречу приезжают не только озенбашцы. Приезжает общественный деятель Якуб Джемилев, фотографирует участников мероприятия и, самое ценное, — передает затем эти фото в архив организаторам.

Каждый участник таких встреч достоин быть отмеченным в печати, благодаря своему вкладу в это уникальное явление, укоренившееся в народе.

Хотелось бы отметить вот что: мы давно не малые дети, чтобы поддаваться эмоциям, но когда входишь в мечеть Джума-Джами, где совершал намаз мой дед Мустафа Дервиш, и находишься в стенах, бывших свидетелями многих исторических событий, ощущаешь связь времен! Одна из легенд происхождения мечети гласит, что в XVIII веке один житель Озенбаша поехал работать в Турцию. Его хозяин, благодарный работнику, решил построить в Озенбаше мечеть. Здание было уже возведено, но, по причине смерти хозяина или работника, минарет так и не был построен. Наверное, благодаря этому, мечеть в Озенбаше сохранилась в годы советской власти. Обстоятельства и время требуют от нас сегодня завершения строительства минарета мечети, начатого несколько веков назад. Это станет связующим звеном веков.

Очень хотелось бы запечатлеть в книгах историю села Озенбаш, все услышанное из уст стариков, последних очевидцев депортации. Но для этого все односельчане должны приложить усилия.

На будущий год хотелось бы провести встречу односельчан озенбашцев, по масштабам сравнимую с мероприятием 1990 года, но для этого все озенбашцы и их потомки должны этого захотеть. Мы попытаемся на будущих встречах собрать представителей всех родов, носящих лагъапы Озенбаша.

Встреча озенбашцев проводится ежегодно во вторую неделю августа. Приглашаю всех соотечественников, так или иначе занимающихся сохранением истории, развитием образования, культуры крымских татар и др., на нашу встречу озенбашцев.

Выражаем огромную благодарность всем принявшим участие в организации и проведении встречи односельчан села Озенбаш».

 

 

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог