«Жительствуют в городе Кефе татары форштадтские (198 мужчин, 150 женщин), турки (14 мужчин), евреи (148 мужчин, 155 женщин), анатолийские армяне (13 мужчин), армяне (российскоподданные – 80 мужчин), с семьями живущие (70 мужчин, 75 женщин), греки (российскоподданные – 30 мужчин, с семьями живущие – 42 мужчины, 25 женщин), российские купцы с их работниками – 41 мужчина», — констатирует ведомость Кефе за 1783 год о своих жителях. А далее та же ведомость сообщает число состоящих в г. Кефе и на форштадте (в предместье) мечетей татарских (их 12, среди названий, представленных не столь аккуратно, мечеть Хатидже Махмут, Эмира Ахмета, Орта-капи, Хан-агаси…) и мечетей турецких (их 8).
Кефе – город портовый, торговый, ремесленный, а еще он хранитель и защитник. Кефинцы знают, что такое взаимовыручка, и гордятся, что до последнего сохраняли в своем городе объекты Бахчисарая, то лучшее, что требовало защиты (но об этом потом).
Из истории:
24 мая 1807 года – один из 4-х крымскотатарских конных полков был сформирован в Кефе и стал называться Феодосийским.
1895 – 1896 годы – народное образование в Кефе, есть:
1) татарское народное училище в слободке Татарский форштадт в татарском общественном доме;
2) мектеб в Татарском форштадте в доме Зейтлы Мейнариф-оглу;
3) мектеб в Татарском форштадте в доме Хабибуллы Боракай-оглу (он же преподавал крымскотатарский язык в этом мектебе);
4) мектеб на Сарыгольской (Сыралынской) слободке в вакуфном доме мечети Кастель-маалле;
5) мектеб – на Цыганской слободке в общественном доме.
1901 год – открыто Феодосийское татарское министерское училище.
1914 год – жители новой слободки – Бакыр-Оба г. Кефе ходатайствуют об открытии в их слободке мектебе по приложенному плану: «просим Губернское правление представленный план утвердить; мектебе это будет конфессионального типа, детей учебного возраста имеется 26 душ и мектебе им необходимо… Учителю за обучение каждого мальчика мы платим, при этом детей бедных родителей он будет обучать бесплатно, при этом учитель получает ежегодно пожертвования – 100 рублей от поселянина Аджи-Сулеймана Битла-оглу. Для будущего здания мектебе имеем капитал, пожертвованный А.С. Битла-оглу, а также 100 рублей – от С. С. Крыма и его Его Сиятельство князь Галицын обещает помощь».
1917 год – в Кефе (Феодосии) проживало 3735 человек разных национальностей. Вот в каких районах и на каких улицах города жили крымские татары:
Бобрикова слободка, Казанская улица, Троицкая улица, слободка Сарыголь (кстати, на ней располагался Дом татарского общества), Георгиевская слободка, Ново-Георгиевская слободка, Георгиевская улица, Французская слободка, Анненская улица, слободка Татарский форштадт (бывшее предместье давно считалось территорией города Кефе); на территории форштадта находились 3 вакуфных дома), Митридатская улица, Митридатская слободка, Нахаловская слобода.
26.01.1919 года – страничка истории Крымской татарской национальной директории (правительства): на заседание суда в Кефе для привода к военной присяге лиц магометанского вероисповедания командирован имам-хатип прихода Кастель-Бакыр-Оба-маалле Аджи-Абдуль-Джемиль Абдурахман.
1922 – 1925 годы – магометанское общество мечетей Яу-Капу-маалле, Аджи-Чешме-маалле, Кастель-маалле в Кефе просит передать здания и имущество этих мечетей в бесплатное пользование… Гонениям советской власти подверглась и пятивременная мечеть в Ново-Георгиевской слободке и все остальные. «Мечети Кастель-маалле в Татарской слободке на Сарыгольской улице и Аджи-Чешме-маалле в Татарском форштадте оставлены, не пользуются населением с 1929 года».
Но 1929 год поддержал дух кефинцев и хорошим сообщением: в Кефе (в помещение педтехникума) из Бахчисарая переводили Кустпромтехникум народов Востока (знаменитую Бахчисарайскую художественно-промышленную школу) – а это значило, что история города-помощника, хранителя лучшего продолжалась!
comments powered by HyperComments