А. БРАУНЕР, 1918 г.
В «Бытовой археологии» В. Городцова говорится, что «назначение зольников остается еще загадочным; они представляют вид холмиков, насыпанных из золистой почвы, содержащей множество костей животных, обломков глиняной посуды и других предметов домашнего быта».
Прочитав это, я вспомнил, что при многочисленных поездках по степной части Крыма видел сотни точно таких зольников, носящих там название «джуртов»; поэтому, давая описание и происхождение крымского зольника (джурта), предлагаю возможным хотя бы отчасти объяснить, что такое зольник, при каких условиях он появляется, к какой стадии культуры он относится.
При осмотре каждого имения в степном Крыму всегда где-нибудь можно встретить джурты, т. е. плоские курганчики или насыпи из золы, которые разбросаны на протяжении нескольких, а иногда десятка и более десятин; нередко эти джурты как бы сливаются друг с другом; в золе всегда виднеются кости домашних животных и изредка черепки от посуды. Как образуется джурт, дает объяснение ближайшая татарская (ногайская) деревня; каждая хозяйка в этом поселении выбрасывает золу и кухонные отбросы в виде костей всегда в одно место (в двух-трех саженях против входа в дом), поэтому мало-помалу образуется курганчик из золы, который тем выше, чем старее усадьба и чем богаче хозяин; в конце концов перед домом вырастает курган из золы вышиною в сажень и более; за деревнею можно заметить такие же золистые насыпи, но только пониже, на месте бывших татарских усадеб, так как они успели осесть или разбиты скотом, размыты и т. п.
Во всех поселениях, оставленных ногайцами (а они в течение всего прошлого столетия покинули сотни деревень, выселяясь из Крыма в Турцию), разбросаны эти зольные насыпи, иногда сливаясь одна с другой, нередко образуя в десяток и более десятин площадь из золы, усеянную костями домашних животных, — все это и есть джурты. Конечно, чем старее и больше поселение, тем обширнее эти джурты и тем беспорядочнее они разбросаны по территории бывшей деревни, что зависит от способа застройки ногайцами своих поселений без всякой планировки (каждый строится, где хочет).
Итак, из этих данных следует заключить, что джурты являются местом бывших поселений ногайцев и созданы обычаем складывать золу и кухонные отбросы в одно и то же место.
В северной части Таврической губернии, а равно и в южной части Херсонской и Бессарабской губерний нет таких зольников или джуртов, так как ногайцы там кочевали, но не жили оседло, как в степной части Крыма.
Кочевники-ногайцы еще с XV и XVI столетий начали переходить к оседлости и земледелию), но процесс оседания на землю шел постепенно и настолько медленно, что закончился, видимо, в восемнадцатом столетии, земледелие же не получило преобладания даже почти до конца девятнадцатого века.
Почему крымские ногайцы перешли к оседлому образу жизни? На это, конечно, был ряд причин, не говоря о давлении крымских ханов, которым выгодно было иметь оседлое население, производить тем самым хлеб и даже вывозить его в Турцию, а не ставить себя в зависимость от привоза из других государств (Польши и России).
1) До прихода ногайцев в степном Крыму, конечно, было оседлое население, которое могло быть только отчасти истреблено, остатки же его, на правах ли пленников или платящих дань жителей, остались на местах и могли послужить примером для тех, которым приходилось учиться и оседлости, и земледелию. Что прежнее оседлое население не истреблялось кочевниками, доказательством служат «бродники» древней Руси, а также ряд поселений русских в XVII и XVIII веках в юго-западной части нынешней Херсонской губернии и южной части Бессарабии среди ногайских кочевий.
2) Процесс оседания на земле должен был направляться от предгорий и гор в степи, так как там жило издавна оседлое население, группировавшееся по долинам рек, имевшее сады, пашни и проч.
3) Постепенное увеличение населения не только в силу естественного прироста, но и вследствие переселения в Крым разных ногайских и иных кочевников.
4) Появление пленников или ясырей; пленники были из Польши или Руси, т. е. из местностей, где население занимается исключительно земледелием; кочевники же всегда стараются питаться и зерновыми продуктами.
Однако смена кочевническо-скотоводческого быта на оседло-земледельческий не могла произойти сразу, а шла медленно, проходя ту стадию, которую можно назвать оседлым кочевничеством, причем процесс этот продолжался в Крыму более трех столетий:
1) вместо кочевания в юртах или телегах является прикрепление к известной местности, т. е. жизнь в поселении; конечно, к этому ногайцы подошли постепенно, сначала кочуя в благоприятное время года и проводя только зиму в постройке, в зимовниках;
2) род мало-помалу переходит в деревенскую общину, где жители связаны между собою только общею земельною собственностью;
3) степная местность Крыма, часто страдающая от засух, короткая, нередко малоснежная зима – все это благоприятствовало скотоводству (разведению овец, лошадей и отчасти скота) и не давало земледелию быстро развиваться;
4) пастьба скота велась в пределах известной территории, т. е. на принадлежащей деревне земле или на пастбище, находящемся в общем владении нескольких деревень;
5) раз главное занятие жителей было скотоводство, особенно же разведение овец, то, естественно, и пища населения должна была состоять из мяса животных и продуктов животноводства (молоко, сыр); поэтому в ежедневных кухонных отбросах в зольниках должны находиться в изобилии кости домашних животных; у оседло-земледельческого же населения не было бы в зольниках массы костей, так как у него главное питание оставляет повсюду растительная пища (мука, крупа, огородина и т. п.) и отчасти продукты животноводства (молоко, сыр), но не мясная пища; любовь степных ногайцев к мясу, несмотря на бедность населения, осталась и до нашего времени.
Резюмируем все вышеизложенное: 1) зольники или джурты с костями домашних животных и черепками посуды это кухонные остатки; 2) такого рода зольники, вероятно, являются у народностей, находящихся в стадии оседлого кочевничества, т. е. перехода кочевника-скотовода в оседлого земледельца; 3) по аналогии с бытом крымских ногайцев можно принять, что оседлое кочевничество характеризуется превращением рода в деревенскую общину, что этот быт может сопровождаться своеобразным феодальным строем с племенными вождями (беями), ограничивающими власть государя (хана), достаточно развитою кустарною промышленностью, которая наиболее сосредотачивается в городах, заметною торговлею и т.п. Интересно знать, все ли тюрко-татарские народности имеют обычай создавать зольники; с другой стороны, не бывают ли ныне зольники и у других народностей на той же стадии развития. Я должен сказать, что ничуть не связываю переход к оседлости со стадией оседлого кочевничества, так как исходные пункты могут быть иные: охота, рыболовство.
Интересно знать также, имеются ли зольники у совершенно оседлых тюрко-татар, имеют ли их крымские горные татары, омусульманившиеся потомки готов, греков, итальянцев и других арийцев.
comments powered by HyperComments