Курс валют USD 0 EUR 0

Жизнь и деятельность директора народных училищ Евгения Маркова в Крыму

Комментариев: 0
Просмотров: 153

Диляра АБИБУЛЛАЕВА, кандидат исторических наук

Евгений Львович Марков (1835 –1903), потомок одного из трех дворянских родов Марковых, восходящего к началу XVII века, родился и вырос в родовом ­имении Потебник Щигровского уезда Курской губернии. По материнской линии он приходится внуком суворовскому генералу Гану, являлся близким родственником писательниц Е.А.Ган, Е.П.Блаватской, В.П.Желиховской и публициста Р.А.Фадеева. Учился в Курской гимназии и Харьковском ­университете, где закончил курс кандидатом естественных наук.
После двухлетнего заграничного путешествия, во время которого слушал лекции в знаменитых европейских университетах, в 1859 году поступил учителем в Тулу, где в те годы вокруг директора гимназии Гаярина группировался кружок молодых педагогов, «одушевленных стремлением» поставить педагогическое дело на новых началах. Одним из результатов деятельности Маркова в кружке ­явилась статья о яснополянской школе Льва Толстого (1862) [2, с.2]
Евгений Марков быстро продвигался по службе и скоро стал инспектором гимназии­. Благодаря упомянутой статье на него обратили внимание в Министерстве народного просвещения­ — ему было предложено место в ученом комитете, а в 1865 году состоялось ­его назначение директором Симферопольской гимназии и народных училищ в Крыму. В начале 1866 года он приезжает в Крым. Эта сторона деятельности Евгения Маркова подробно раскрыта в сообщении­ ­его коллеги — Арсения­ Маркевича, сделанном вскоре после смерти Маркова на заседании Таврической Ученой Архивной Комиссии­ 23 мая 1903 года.
Арсений Маркевич писал, в ­эпоху наших великих реформ, назначен был в 1865 году Е.Л.Марков директором Симферопольской гимназии и училищ Таврической губернии. Это назначение его совпало с введением нового устава гимназии 1864 г., когда Симферопольская гимназия была преобразована в классическую с одним древним языком, но удержала прежнее право считать обязательным оба новые языка. С необыкновенной энергией взялся Е. Л. Марков за дело и трудами своими на пользу образования приобрел скоро известность во всей Тавриде. При нем вновь было выработано положение о гимназическом пансионе, который и раньше существовал при Симферопольской гимназии, но был закрыт в 1863 г. за недостатком средств на его содержание. Марков нашел эти средства. Вместе с тем он подал мысль о настоятельной потребности для Симферопольской гимназии в приготовительном классе, который и был открыт в 1868 г. Благодаря энергичному ходатайству Е. Л. Маркова, Таврическое земство ассигновало средства на содержание отделения приготовительного класса и пособие преподавателям русского языка, а также ассигновало крупную сумму на устройство для народных ­учителей педагогических курсов при приготовительном классе гимназии, которые происходили под его руководством. При Е. Л. Маркове было капитально перестроено здание Симферопольской мужской гимназии и в 1867 г. в нем устроена была церковь [5].
Марков обращал серьезное внимание на улучшение библиотеки гимназии, на кабинеты и классную мебель. Высокообразованный человек, просвещенный педагог, Е. Л. Марков был превосходным руководителем ­учащихся и строгим, но справедливым и гуманным директором для учащихся, на которых он ­имел самое благотворное влияние. Много также потрудился Евгений Львович над улучшением уездных училищ в губернии, заводил при них ремесленные отделения и всегда настойчиво доказывал необходимость профессионального образования. Заботами и настояниями Маркова число училищ в губернии постоянно увеличивалось. При Маркове открыто было в Симферополе и женское училище 1-го разряда, преобразованное потом в гимназию. В этом заведении Евгений Львович вместе с учителями мужской гимназии бесплатно вел преподавание­. Симферопольская татарская учительская школа (СТУШ) и русско-татарское министерское училище (РТМУ) в Таврической губернии обязаны своим существованием инициативе Е.Л.Маркова. [5]
Среди симферопольских педагогов он встретил и свою будущую жену — Анну Ивановну Познанскую, бывшую в то время начальницей Симферопольской женской гимназии. Педагогическая деятельность Маркова заметно повлияла на его творчество — на страницах «Очерков Крыма» мы не раз встречаем размышления автора о проблемах народного образования­. [5]
С начала процесса реформирования образования тюрко-мусульманских народов в середине XIX века проводился сбор материалов по проблеме национального образования крымских татар. В результате в 1869 г. был издан «Сборник документов и статей по вопросу об образовании инородцев», где значительное место уделяется состоянию и перспективам дальнейшего развития учебного дела крымских татар, рассматриваются предложения заинтересованных лиц в создании светского типа учебных заведений, предложены проекты РТМУ и СТУШ.
Среди статей сборника, посвященных проблемам народного образования крымских татар необходимо отметить следующие:
«По вопросу о способах образования крымских татар (ноябрь 1867)»; «Материалы по вопросу об образовании крымских татар, извлеченных из дел Таврической дирекции училищ и других местных источников директором Таврических училищ Е. Л. Марковым» [6]; «Отчет о действиях особой комиссии­, ­учрежденной для рассмотрения­ и обсуждения вопроса об устройстве образовательной части у крымских татар — составленный по поручению г. попечителя Одесского учебного ­округа, директором народных училищ Таврической губернии Марковым» [7]; «Мнение­ таврических мурз Арслан-бея Тащи ­оглу и Абдувели мурзы Карашайского»; «Протоколы Комиссии по вопросу о распространении образования среди крымских татар»; «Проект устройства образовательной части у крымских татар, составленный членами учебного ведомства, приглашенными к участию в учреждении на сей предмет комиссии и исправленный согласно с мнением господ татар и других членов комиссии»; «Официальные документы по вопросу об образовании иногородцев»[7].
Знакомство с этими документами дает основание утверждать, что Е. Л. Марков внес весомый вклад в развитие народного образования крымских татар. На основе этих документов в Крыму были открыты Симферопольская татарская учительская школа, русско-татарские ­училища, которые способствовали распространению светского образования и формированию­ в дальнейшем национальной интеллигенции [1].
Навсегда связывают имя Е. Л. Маркова с Крымом его превосходные «Очерки Крыма», в которых с такой любовью и в такой художественной форме изображена природа Крыма и памятники древности. С Крымом связано и содержание его романа «Берег моря» [4]. Ученый-исследователь П. В. Коньков отмечает, что подобной книги о Крыме до Евгения Маркова не написал никто и вряд ли напишет в ближайшем будущем. ­Это популярное описание Крыма до сих пор остается в своем роде единственным. В этой книге многие находят подтверждение своим мыслям и симпатиям или антисимпатиям. Ревнители национальной идеи, вне зависимости от этнической принадлежности, обращаются за поддержкой к размышлениям Е. Л. Маркова. Крымские татары любовно выписывают черты традиционного национального быта, свидетельства национальной политики империализма по отношению к местному населению. Оказывается, эту книгу в числе самого необходимого брали с собой в изгнание, в момент опасности «Очерки Крыма» горели вместе с другими компрометирующими хозяина документами [2, с.4]
Автор «Очерков Крыма» Е. Л. Марков пишет: «Я первый раз познакомился с Крымом в начале 1866 г. С тех пор я прожил в нем безвыездно несколько лет; я посетил не раз все ­его уголки, осмотрел все его памятники, прочел все, что мог достать о древней истории Крыма. Когда на опыте изведаешь характерные черты края и в течение долгого времени сталкиваешься с разнообразными живыми элементами его, край делается родным, не только знакомым. Свои впечатления от встречи с новым миром, открывшимся для меня в Крыму, я выражал рядом отрывочных очерков, не имевших определенного плана. Теперь, когда этих очерков набралось довольно много, я увидел, что несмотря на отсутствие­ в них всякой систематичности, они представляют достаточную картину Крыма.
Крымские степи, крымские горы, крымское море, легенды и развалины древности, легенды и развалины роковой истории нового времени, Бахчисарай и Севастополь, Южный берег и пещерные города — все типичное­ Крыма носило свое место на страницах этих очерков».[4,с.11]
Литературную деятельность Евгений Марков начал еще во время своего заграничного путешествия в 1858 году рассказом «Ушан. Отрывок из воспоминаний детства», опубликованным в журнале «русский вестник». В шестидесятых годах были опубликованы также другие его педагогические и критические статьи. Его статьи о творчестве русских писателей (значение Белинского в истории русского Просвещения: публичное чтение в память 50-летия годовщины его смерти//–1899.–3 июля; значение Пушкина в истории русского Просвещения­. – Воронеж, – 1899) позже ­охотно включились составителями в различные­ сборники. Он ­единственный в то время обратил внимание и ­оценил по достоинству повесть Л.Толстого «Казаки» в статье «народные типы в нашей литературе»[2].
По достоинству оценены и путевые очерки, написанные Евгением Марковым под впечатлением от поездок по России, Средней Азии, Кавказу, Италии, Турции, Греции, Египту, Палестине. Расцвет его литературной деятельности относится к семидесятым годам. К этому времени относится большинство его беллетристических произведений, почти незнакомых современному читателю [2,с.3].
В 1870 году Евгений Марков оставляет службу и покидает Крым. Проведя годы в заграничных путешествиях, он поселяется в деревне, занимается земской деятельностью. ­Оставивший Крым, Е. Л. Марков не разрывал связей с ним, и в 1880 году с искренностью приветствовал первые шаги газеты «Таврида», редактором которой был ­его сослуживец по Симферопольской гимназии И. И. Казас. 1 декабря 1900 года Евгений Марков был избран первым председателем Воронежской ученой архивной комиссии. Скончался Е. Л. Марков от рака печени 17 марта 1903 года, 68 лет от роду. Похоронят его в родовом имении­. [3,с.3]
Таким образом, следует отметить, что Е. Л. Марков внес ­огромный вклад в процесс реформирования системы образования в Крыму и создания­ светских учебных заведений для крымских татар, такие как русско-татарские министерские училища и Симферопольская татарская учительская школа.
Имя Е. Л. Маркова связывают с Тавридой его «Очерки Крыма», в которых с большой любовью в художественной форме изображена природа Крыма, его жизнь, история и памятные­ древности. Авторитет Евгения Маркова в Крыму был настолько велик, что память его была увековечена в названии одной из улиц Симферополя (теперь ­эта улица носит имя Я. Крейзера) [4.2]. Жизнь и деятельность Евгения Львовича Маркова достойны глубокого научного исследования.
Список литературы
1. Абибуллаева Д. И. История формирования и развития симферопольской татарской учительской школы и русско-татарских министерских училищ (1870 – 1920) / Д. И. Абибуллаева. – Симферополь: ИТ «Ареал», 2016. – 172 с.
2. Коньков П. В. «Очерки Крыма» в век информационных технологий / П. Коньков. – Марков Е. Л. Очерки Крыма: Картины крымской жизни, истории и природы. – К.: Издательский дом «Стилос», 2009. – 512 с.
3. Коньков П. В. Марков Евгений Львович (биографический очерк, библиография, примечания) П. В. Коньков. – Симферополь: «Таврия» – 1995.
4. Маркевич А. И. Слово о Евгении Маркове / А. И. Маркевич // Известия Таврической Ученой Архивной Комиссии – 23 мая­ 1903.
5. Марков Е. Л. Материалы по вопросу об образовании Крымских татар, извлеченные из дел Таврической дирекции училищ и других местных источников директором Таврических училищ Марковым / Е. Л. Марков // Сборник документов и статей по вопросу об образовании инородцев, – СПб.: Издательство тип. Товарищества «Общественная польза», 1869. – С. 98-121.
6. Марков Е. Л. Несколько слов для вступления к первому изданию / Е. Л. Марков «Очерки Крыма: Картины Крымской жизни, истории и природы. – К.: Издательский дом «Стилос», 2009. – 512 с.
7. Марков Е. Л. Отчет о действиях особой комиссии, учрежденной для рассмотрения и обсуждения вопроса об обустройстве образовательной части у крымских татар – составленной по поручению г. попечителя ­Одесского учебного округа директором училищ Таврической губернии Марковым / Е. Л. Марков // Сборник документов и статей по вопросу об образованию инородцев. – СПб.: Издательство тип. товарищество «Общественная польза», 1869. – С. 122-134.
8. Марков Е. Л. Очерки Крыма: Картины Крымской жизни, истории и природы. – К.: Издательский дом «Стилос», 2009 – 512 с.
9. Марков Е. Л. Предисловие ко второму изданию / Марков Е. Л. Очерки Крыма: Картины Крымской жизни, истории и природы. – К: Издательский дом «Стилос», 2009. – 512 с.
Вопросы крымскотатарской филологии, истории и культуры,
выпуск 16, 2023 г.

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог