Курс валют USD 0 EUR 0

100-летие образования Крымской АССР

Комментариев: 0
Просмотров: 621

Можно ли считать Крымскую АССР государственностью крымских татар?

18 октября исполняется 100 лет со дня образования Крымской АССР. Юбилейная дата круглая и, безусловно, знаменательная. В 1921 году, после долгого исторического перерыва, крымские татары получили реальную возможность государственного строительства в форме советской автономии. Этот кратковременный период, укладывающийся в два с половиной десятилетия, имел насыщенную событиями жизнь.

При всех имеющихся отрицательных сторонах советской действительности, Крымской АССР история отвела место образца государственного строительства, где на практике восстанавливались права крымскотатарского народа и учитывались интересы всего населения Крыма. Неслучайно весь период борьбы национального движения крымских татар за возвращение на родину был связан с политическим лозунгом восстановления Крымской АССР, и после пройденных этапов постсоветской жизни обращение к опыту 1920-х годов не ослабевает. В начале 1990-х годов в Крыму развернулись серьезные дискуссии вокруг вопроса статуса Крымской АССР: национально-территориальная или территориальная республика? Сегодня в крымскотатарской среде некоторыми деятелями озвучивается мнение, что народ допустил ошибку, приняв участие в советском строительстве. Здесь можно только предположить, что бы последовало в случае отказа.

В канун знаменательной даты мы предложили крымским ученым и общественным деятелям поучаствовать в дискуссии и рассмотреть три вопроса, ответы на которые мы предлагаем нашим читателям.

В мероприятии приняли участие: доктор исторических наук Владимир Поляков, кандидат социологических наук Рефик Куртсеитов,  кандидат искусствоведения Исмет Заатов и  участник Национального движения крымских татар Кемал Мамбетов.

 

В. Поляков:

— В тоталитарном государстве, каким был СССР, Украинская, Белорусская и другие союзные республики, а тем более автономии типа Башкирская, Татарская, Крымская (Крымскотатарская) – это квазигосударственные образования, которые служили бутафорией для имитации выполнения обещаний большевиков о справедливом решении национальных вопросов «вплоть до права на отделение».

При этом демонстрировались такие атрибуты государственности, как:

  1. Наличие законодательной власти в виде Верховного Совета. В действительности на территории Крыма, как и везде, действовали только законы Верховного Совета СССР, который якобы избирали демократическим путем, правда, на безальтернативной основе.
  2. Исполнительная власть назначалась правящей партией, единственной и несменяемой.

На этом даже декоративность заканчивалась, так как квазигосударства не имели права самостоятельно осуществлять как внешнюю, так и внутреннюю политику, иметь свою армию и силовые структуры.

Р. Куртсеитов:

Принцип самоопределения народов был единственной мерой, благодаря которой стало возможным объединение народов, проживавших на огромных пространствах бывшей Российской империи. Принципы не могут применяться избирательно. Сразу же после окончания гражданской войны, в марте 1921 года Х съезд РКП(б) проанализировал состояние решения национального вопроса и определил Очередные задачи национально-государственного строительства. Крымские татары и Крым в этом документе упоминаются много раз. В своей работе «К четырехлетней годовщине Октябрьской революции» В.Ленин в октябре 1921 года подвел итог проделанной работе: «Мы дали всем нерусским национальностям их собственные республики или автономные области» [Ленин В.И.  К четырехлетней годовщине Октябрьской революции. ПСС, 5 изд. Т. 44. Издательство политической литературы. М., 1974 г.  С. 146].

В это же время, 18 октября 1921 года принимается Постановление о создании Крымской АССР. 25 октября официальный орган Народного комиссариата Российской Федерации по делам национальностей «Жизнь национальностей» в статье, посвященной этому событию, анализирует развернувшуюся на полуострове полемику по этому вопросу и называет это решение единственно правильным. «Крымская республика – это закрепление максимума автономных прав и инициатив для широких трудовых масс коренного населения в деле их культурного и экономического возрождения». Крымские татары не были исключением, народы России обрели национально-государственные образования, а некоторые по два и более образования, в том числе и две диаспоры (немецкая, а в 1934 году и еврейская). До тотального выселения крымскотатарского народа в мае 1944 года, этот вопрос о статусе республики никогда не поднимался. Председатель ВЦИК СССР М.Калинин в декабре 1930 года в Биробиджане в своем выступлении на втором Всесоюзном съезде ОЗЕТа  (Всесоюзное общество землеустройства еврейских трудящихся), рассматривая вопрос создания еврейской автономии, заявил: «Почему я теперь за Биробиджан? Мне казалось, что практически там легче всего будет создать республику. Если там будет в начале процентов 20—25 евреев, – думал я, – это не страшно. Ведь у нас в Крыму только 26% татар. Однако у нас существует Крымская республика, которая является татарской республикой.» [С.5-6]. [Калинин М. И.  Евреи в СССР [текст] М.И.Калинин; Всес. О-во по зем. устройству трудящихся евреев в СССР. – «ОЗЕТ».– Москва: ЦС ОЗЕТ 1931 (тип изд-ва «Дер Эмес») – 16с. 18\13.]

Мог ли ошибиться руководитель советского парламента, который подписал Постановление от 18 октября 1921 года, руководивший национально-государственным строительством в СССР. Однозначно – нет.

При обсуждении проекта новой Конституции СССР в 1936 году вносилось предложение о переводе Крымской АССР в союзную, как и других автономий.

Сталин И.В. – председатель конституционной комиссии, при принятии Конституции остановился и на этом факте. – «Второй признак. Необходимо, чтобы республика, которую переводят в разряд союзных республик, чтобы в этой республике нация, которая дала название республике, чтобы она представляла компактное большинство:

Например, взять Крымскую Республику. Она окраинная, что первому признаку удовлетворяет, но крымские татары там не составляют большинство, наоборот – они представляют меньшинство. Стало быть, было бы неразумно ставить вопрос о праве выхода Крымской Республики из состава СССР». [Сталин И. Вопросы ленинизма. М.1939 С.528-529].

Может, найдется кто-то, кто поставит под сомнение заключение главы советского государства?

За предвоенные годы накопилось огромное количество документов по нашей республике, которые необходимо исследовать.

Откуда появился миф о Крымской АССР как территориальной республике? После передачи территории незаконно ликвидированной Крымской АССР из состава РСФСР в состав Украинской ССР в феврале 1954 года, крымский национальный узел затянулся еще туже. Крымскотатарский народ в это время находился в местах спецпоселений. После состоявшегося ХХ съезда КПСС снимается режим спецпоселений без права возвращаться на родную землю.

Президиум ЦК КПСС 24 ноября 1956 года под грифом «совершенно секретно» принимает Постановление «О восстановлении национальной автономии калмыцкого, карачаевского, балкарского, чеченского и ингушского народов». Из названия постановления явствует, что автономии крымскотатарского народа и немцев Поволжья по нему не восстанавливаются (Крымская АССР и АССР немцев Поволжья). В приложении к этому Постановлению подробно расписываются механизмы восстановления автономий.

Для коренного народа Крыма в этом приложении к Постановлению 24 ноября 1956 года прямое отношение имел пункт №6, касающийся крымских татар. Привожу его полностью. «Признать нецелесообразным предоставление национальной автономии татарам, ранее проживавшим в Крыму, имея в виду, что бывшая Крымская АССР не была автономией только татар, а представляла из себя многонациональную республику, в которой татары составляли менее одной пятой части всего населения, и что в составе РСФСР имеется татарское национальное объединение – Татарская АССР, а также то, что в настоящее время территория Крыма является областью Украинской ССР.

Вместе с тем, учитывая стремление части татар, ранее проживавших в Крыму, к национальному объединению, разъяснить, что все, кто пожелает, имеют право  поселиться на территории Татарской АССР.

Обязать Совет Министров Татарской АССР и Татарский обком КПСС оказывать необходимую помощь в хозяйственном и трудовом устройстве татарскому населению, которое будет прибывать на постоянное место жительство в республику».

Цинизм этого секретного документа поражает. Крымскотатарский народ не возвращают, из-за невозвращения не восстанавливают Крымскую АССР. Ликвидируют этноним «крымские татары» и предлагают желающим слиться с одним из тюркских народов, близких по этнониму.

Нахождение Крыма в составе Украинской ССР стало основным препятствием для возвращения и восстановления Крымской АССР. Н.Хрущев и его сторонники, как в центре, так и в Киеве, решили полностью решить «крымскотатарский вопрос». Развязали информационную войну, что крымские татары предатели, пособники нацистов, а затем запустили на все обороты борьбу с национальным движением крымскотатарского народа за восстановление своих прав. Создали достаточно устойчивый миф о том, что Крымская АССР — территориальное образование.

И. Заатов:

— Я бегло сравнил Конституцию Крымской АССР с Конституциями Татарской АССР, Башкирской АССР, поволжских, сибирских и кавказских национальных автономий РСФСР, и ни в одной из них не нашел отличий в концептуальном подходе к характеру этих автономий. В них говорится, что это такая-то автономная республика, в которой решаются вопросы, связанные с развитием образования, культуры, участием в государственном управлении данной автономией ее коренного населения. В Конституции Крымской АССР имеются следующие признаки национальной государственности: утверждение только лишь крымскотатарского языка государственным наряду с общегосударственным русским языком; текст Конституции, надписи на знамени крымской автономии и воинских частей на русском и крымскотатарском (арабице) языках. Далее на практике: делопроизводство, вывески на государственных и общественных зданиях только на этих двух языках; квотированное участие представителей крымскотатарского народа, кратно превышающего численность крымскотатарского населения полуострова, в руководящих органах республики (по абсолютно идентичной с другими национальными автономиями схеме: второй секретарь обкома партии, председатели КрымЦИКа и Крымсовнаркома — крымские татары); постоянно действовавшая в республике система коренизации, или, как ее еще называли, татаризации кадров советско-партийного аппарата, назначение представителей Крымской АССР в Москве только из числа крымских татар, преобладание в руководстве наркоматов Крымреспублики крымских татар; даже открытие в Симферполе такого обязательного советского атрибута национальной автономии, как национальный оперный театр (Крымский государственный татарский театр оперы и балета) и многие другие факты являются подтверждением того, что Крымская АССР являлась национальной автономией крымскотатарского народа.

К. Мамбетов:

— До незаконного и преступного выселения крымскотатарского народа 18 мая 1944 года положение, что Крымская АССР – это государственность крымскотатарского народа, никто в мире не оспаривал.

На мой взгляд, сам вопрос: «Можно ли считать Крымскую АССР государственностью крымских татар?» — сегодня по существу есть отголосок мифа, который был придуман в 1954 году для оправдания незаконности и аморальности передачи территории Крымской области из состава Российской Советской Федеративной Социалистической Республики в состав Украинской Советской Социалистической Республики. А до этого указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 июня 1945 года Крымская АССР была незаконно преобразована в Крымскую область в составе РСФСР.

Именно тогда, в 1954 году, чтобы «не возвращать крымскотатарский народ на Родину в Крым», для того чтобы «не восстанавливать Крымскую АССР», был придуман и до сих пор используется миф о том, что Крымская АССР «не была автономией только татар, а представляла собой многонациональную республику».

И до сих пор не принимаются во внимание никакие аргументы представителей крымскотатарского народа, ни документальные свидетельства тех людей, которые 18 октября 1921 года подписали Декрет о создании Крымской АССР, — В.Ленина и М.Калинина.

В Выводах и предложениях Комиссии по проблемам крымскотатарского народа Совета национальностей Верховного Совета СССР (1989 г.) говорится: «Восстановление прав крымскотатарского народа не может быть осуществлено без восстановления автономии Крыма путем образования Крымской АССР… Это соответствовало бы интересам как крымских татар, так и представителей других национальностей, проживающих ныне в Крыму».

При принятии Выводов и предложений Комиссии по проблемам крымскотатарского народа, Украинская ССР взяла на себя обязательства восстановить государственность крымскотатарского народа – Крымскую АССР — в объеме и правах не ниже, которые были у Крымской АССР в 1921—1945 годах.

Однако на практике Украина, формально приняв Закон Украинской ССР от 12.02.1991 г. №712-XII «О восстановлении Крымской Автономной Советской Социалистической Республики», на практике продолжила антикрымскотатарскую политику.

 

Наиважнейшие мероприятия в Крымской АССР, направленные на защиту и восстановление прав крымских татар

В. Поляков:

— Непродолжительный период по всему Советскому Союзу на смену религиозному самосознанию власти пытались противопоставить этническое. Делалось это путем «кнута и пряника». Обрушились репрессии на православное и мусульманское духовенство, повсеместно закрывались церкви, костелы, мечети, кенасы, синагоги, но создавались национально-культурные клубы, школы с преподаванием на родных языках.

Появился термин «национальные меньшинства» — «нацмены», которым был предоставлен ряд весьма существенных привилегий: резервировались места на бирже труда, что в условиях безработицы было весьма важно; выделялись внушительные квоты в учебных заведениях. Кадровая политика строилась с учетом достойного представительства социально близких коренных народов, к которым в Крыму относились крымчаки и крымские татары. Караимы не считались социально близкими и были при Советской власти изгоями.

Говорить о восстановлении прав крымских татар трудно, в связи с некорректно поставленным вопросом. Восстановлению по отношении к чему: к периоду Крымского ханства? Периоду Российской империи?

И в Крымском ханстве и в Российской империи соблюдалось право на свободу вероисповедания, чего все были лишены в СССР и, соответственно, в Крымской АССР.

Огромную роль в жизни крымских татар играл джемаат, который де-факто брал на себя целый ряд функций, как судебной, так и исполнительной власти, особенно в сельской местности. Все это в Крымской АССР было утрачено. Огромный процент крымскотатарской молодежи из числа зажиточных семей, а также духовенства были лишены права на образование как социально чуждые.

Я не могу привести ни одного примера возвращения попранных прав.

Право на свою историю? Нет! Она искажалась в угоду марксистской доктрине.

Право на свою самобытную культуру? Если она и сохранялась, то это происходило либо по инерции, либо «вопреки».

И. Заатов:

— В принципе, вся национальная политика, проводимая руководством республики, была направлена на достижение этих целей. Особенно это ощущалось в национальном культурном строительстве, развитии национального образования, в национальной кадровой политике. И доказательством этому является факт награждения одними из первых в СССР высшей наградой государства — орденом Ленина — в 1934 году Крымской ССР и председателя Крымсовнаркома Абдуреима Самединова.

К. Мамбетов:

— В журнале «Жизнь национальностей» (который был органом Народного комиссариата по делам национальностей РСФСР), №23/121 от 25.10.1921 г. о крымском вопросе сказано следующее: «Крымская республика – это должное возмещение за все обиды, за долгую насильническую колонизаторскую политику царского режима. Но, главным образом, провозглашение республики означает ряд социальных преобразований, направленных к тому, чтобы удовлетворить все вопиющие нужды трудовых элементов коренного населения Крыма».

И такие социальные преобразования в Крымской АССР, направленные на защиту и восстановление прав крымских татар — коренного населения Крыма, были осуществлены.

Историки называют пятилетие 1923—1927 гг. периодом возрождения крымскотатарской культуры. И это во многом объясняется политикой коренизации, то есть в преимущественном выдвижении на руководящие посты представителей коренной национальности – крымских татар. Государством ставилась задача добиться того, чтобы крымские татары составляли 49% в республиканском аппарате управления и 45% на районном уровне, при общей численности крымских татар в составе населения Крыма менее 26%.

Впечатляют успехи Крымской АССР в возрождении и развитии образования на крымскотатарском языке за 20 лет (1921—1941 гг.): от ликвидации неграмотности до общего среднего образования на крымскотатарском языке, с созданием довольно разветвленной сети учреждений среднего специального и высшего образования на крымскотатарском языке.

За 20 лет Крымской АССР удалось обеспечить систему образования учительскими кадрами, учебниками и учебными пособиями на крымскотатарском языке с соответствующим уровнем материально-технического обеспечения, позволяющую на указанных выше уровнях осуществлять образование на крымскотатарском языке.

Говорят, что все познается в сравнении, так вот, за 25 лет украинского периода истории Крыма (1989–2014 гг.) не удалось выйти на уровень Крымской АССР по обеспечению образования на крымскотатарском языке и изучения крымскотатарского языка.

За 7 лет российского периода истории Крыма (2014—2021 гг.) так и не принят закон Республики Крым «О государственных языках Республики Крым и иных языках в Республике Крым», который установил бы в практической жизни статус крымскотатарского языка наряду с русским языком как государственных языков Республики Крым.

 

Можете назвать ошибки, допущенные в государственном строительстве Крымской АССР?

В. Поляков:

— Кем допущены ошибки? Лениным, Сталиным?

Крымская республика создавалась как один из краеугольных блоков в налаживании партнерских советско-турецких отношений. После того как они дали трещину, статус республики был понижен до автономной, а в период подготовки к войне с Турцией она была упразднена.

Современное руководство России уже неоднократно высказывалось в том плане, что создание Лениным национально-государственных образований в статусе союзных республик не только ошибка, но и шаги, направленные против государственных интересов России.

Рассмотрим в качестве примера Астраханское, Крымское и Казанское ханства. В Российской империи Астрахань была губернией, в СССР — областью. Как результат — автохтонное население утратило национальное самосознание, язык, культуру и уже не демонстрирует никаких амбиций.

Крымские татары жили в Таврической губернии, затем 20 лет в национальной автономии, которая была упразднена, а народ выслан.

В настоящее время значительно сузилось представительство крымских татар в органах власти, общественной палате, местных советах и т.д.

Функции применения крымскотатарского языка стремительно сокращаются, становясь сферой семейного общения.

Казанские татары удержали статус автономии, ведут упорную работу по сохранению и развитию языка, направляют усилия на укрепление атрибутов государственности.

Перемены в жизни происходят постоянно и, учитывая озвучиваемые политиками мнения, зададимся вопросом: каким путем пойдет Россия — сохранения национальных республик или перейдет к модели генерал-губернаторства? Впрочем, Крыма это не касается ни в какой степени, так как наш путь уже продемонстрирован на примере Астраханского ханства.

И. Заатов:

— Самой большой ошибкой, совершенной намерено советским руководством, было переселение на деньги американской организации «Агроджойнт» с насиженных веками в Белоруссии и Украине мест нацменьшинств, в ответ на инициативу руководства Крымской АССР вернуть из Добруджи крымских татар в некогда покинутые их предками степные районы Крыма.

За свои действия, направленные на урегулирование переселенческого процесса, был расстрелян председатель КрымЦИКа Вели Ибраимов.

Пользуясь случаем, в канун 100-летия Крымской АССР хочу вновь обратить внимание руководства Госкомнаца РК на важность вопроса увековечения памяти руководителей КрымЦИКа и Крымсовнаркома, создавших эту республику. Из председателей Центрального исполнительного комитета Крымской АССР: Юрий Гавен, Вели Ибраимов, Мемет Кубаев, Ильяс Тархан, Хайрулла Менбариев, и председателей Совета народных комиссаров Крымской АССР: С. Саид-Галиев, О. Дерен-Айерлы, Э. Шугу, А. Самединов, М. Ибраимов, И. Сейфуллаев, А. Кабанов – 9 человек, это уроженцы древнейших мест (Бахчисарай, Корбекуль, Ялта, Лимена, Ислям-Терек, Бахчисарайский и Балаклавский районы) Крыма. Из них только Х.Менбариев и И.Сейфуллаев умерли своей смертью, остальные все были репрессированы и реабилитированы посмертно в 1956 г.

Это предложение наряду с другими было направлено руководству Госкомнаца и Мининформа РК в феврале и возобновлено в июле этого года. Однако оно не вошло в план мероприятий Совета министров Республики Крым. Я считаю, что ничего неразрешимого нет. Увековечения памяти крымских руководителей ждут тысячи их родственников и односельчан, сотни тысяч земляков-крымчан.

 К. Мамбетов:

— Для меня как педагога, который более 30 лет занимается проблемами концептуального обеспечения образования на крымскотатарском языке, очевидно, что смена алфавита крымскотатарского языка на основе староарабского в 1928 году на так называемый «Новый тюркский алфавит» с латинскими буквами, а в 1937 году с «Нового тюркского алфавита» на кириллический алфавит нанесли непоправимый урон государственному строительству Крымской АССР в общем, а в частности — развитию культуры и образования на крымскотатарском языке в Крымской АССР. Последствия таких переводов алфавитов мы ощущаем по сей день.

В этой связи нельзя не согласиться с авторитетным высказыванием Д.Урсу: «Огромный ущерб развитию образования и культуры крымских татар нанес перевод письменности с арабского алфавита на латиницу, а затем — на кириллицу. В короткий срок — менее чем за десять лет — дважды язык народа менял свой алфавит. Это привело к такому парадоксальному положению, когда все взрослое население было искусственно превращено в неграмотное. И если переход к новому тюркскому алфавиту, как тогда называли латинскую графику, проводился при значительной организационной, материальной и психологической подготовке, то введение кириллицы в условиях жесткого террора шло чисто бюрократическими методами. Таким образом, к концу 1930-х годов крымские татары не только лишились своей интеллигенции, но и превратились в народ сплошной неграмотности. Этот фактор был одним из тех, что подготовил трагедию депортации».

А если говорить вообще, то главная ошибка в «государственном строительстве Крымской АССР» состоит в том, что ее незаконно ликвидировали в 1945 году по простой «советской логике»: нет крымскотатарского народа в Крыму, поэтому нет государственности крымскотатарскому народу.

Затем, после ХХ съезда КПСС, когда возвращали депортированные народы и восстанавливали их национально-государственные образования, крымскотатарский народ не возвратили в Крым и Крымскую АССР не восстановили по разным надуманным причинам.

Ситуация усугубилась, когда Крымскую АССР не восстановили ни после Выводов и предложений Комиссии по проблемам крымскотатарского народа Совета национальностей Верховного Совета СССР в 1989 году, ни после принятия Закона Украинской ССР «О восстановлении Крымской Автономной Советской Социалистической Республики» в 1991 году.

 

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог