Курс валют USD 0 EUR 0

Страницы творчества Крымскотатарского театра

Комментариев: 0
Просмотров: 932

Ведущие актеры довоенного русского и татарского театра им. Горького.

Нижний ряд: Э. Фильзуллаева, Сара Байкина. Верхний ряд: Эмирамет Париков,

в центре второго ряда — Допкевич. г. Симферополь

 

Садиха ДЖЕМИЛЕВА, завотделом научно-экспозиционной работы Крымскотатарского музея культурно-исторического наследия

 

Всемирный день театра — международный профессиональный праздник, отмечаемый по всей планете ежегодно 27 марта. Этот день установлен в 1961 году по инициативе делегатов IX конгресса Международного института театра при ЮНЕСКО.

В рамках празднования этой даты в Крымскотатарском музее культурно-исторического наследия  презентована выставка, посвященная творческой деятельности крымскотатарского театра.

На ней представлены фотографии, знакомящие с деятельностью национального театра с середины 20-х гг. ХХ в. и с первыми постановками театра, начиная с 1990 г. Дополняют их эскизы декораций к спектаклям из театральных постановок, выполненные Заслуженным художником Крыма Али Бекировым.

В 1920-е годы крымскотатарский театр переживает пору своего расцвета. Специалисты назвали промежуток с 1922 года по 1937 год «эпохой татарского Ренессанса». В журналах «Окъув ишлери», «Иллери», «Къырым» регулярно публиковались талантливые публицистические статьи и театральные рецензии Сеит-Абдуллы Озенбашлы, Мамута Недима, Абибуллы Одабаша, Джеляла Меинова.

В Крымском государственном татарском театре (таково было его официальное название) играли яркие  актеры; о каждом из них как о личности можно рассказывать бесконечно, анализируя достоинства и недостатки сыгранных ими ролей.

Известно, что успех любого спектакля зависит от актерского ансамбля, который креп от одной постановки к другой. Фундамент труппы держался именно на этом ансамбле: Айше Тайганская и Ава Клычева, Эмине Челебиева и Айше Пармаксызова, Али Теминдар и Ибадулла Грабов, братья Эмир-Амет и Билял Париковы, Халид Гурджи, Хайри-Эмир-заде, снявшийся в главной роли в первом крымскотатарском художественном фильме «Алим» в 1926 году.

Али Теминдар

 

Приведу отзывы на игру актеров Татарского театра, опубликованные на страницах периодической печати 1922 года под названием «Татарский театр», за подписью И.С.К. и И.К.

«Поставленная 7 марта в помещении «Дома Просвещения и Искусства», татарской государственной труппой пьеса «Таир и Зюре» привлекла очень много народу. Постановка отличалась сложностью, красотой… Сюжет пьесы взят из народной сказки. Исполнение было дружное, хорошее. Если принять во внимание краткость существования татарской государственной труппы, то нельзя не признать, что в ней проделана большая организаторская работа, и о труппе можно говорить, как о целом, вполне нормально развивающемся организме.

Татарский театр – это факт, о котором можно говорить, как о большом культурном завоевании в жизни крымских татар.

Как и всегда, артистка С. Байкина провела свою роль Зюре с большим подъемом. Ее искренние глубокие переживания передавались всему зрительному залу. Хорошим партнером для нее был впервые выступающий в татарской труппе Хайри – в роли злосчастного Таира; Ногаев — в роли грозного царя, неумолимого отца Зюре; Айше-ханым  Тайганская  — в роли бессердечной матери-царицы; Ипчи – в роли старого визиря, несчастного отца Таира; Грабов  — в роли военачальника Аскер-баши – все они своею игрою дополняли общее впечатление.

Хорош был хор девиц, пришедших с восточными кувшинами на плечах за водой к источнику. Хором управлял молодой, начинающий композитор Рефатов».

И вот второй отзыв, также под названием «Татарский театр»:

«Последняя постановка татарской государственной труппы 24 октября выгодно отличалась от предыдущих постановок, как выбором пьесы, так и живостью сценических действий. Играли пьесу «Янгора» из жизни ногайских татар. Прекрасно играл тов. Хайри в роли Янгора, народного героя, борца против деспотизма ханов и мурз…. Необходимо в будущем сделать театр доступным самым  широким слоям татарского населения».

Следует отметить, что уже с момента становления крымскотатарского театра, с начала 1920-х годов, наметилась тенденция тесного творческого сотрудничества между крымскотатарскими культурными сообществами  — деятелями искусства, литературы и интеллигенции. Исследуя архивные материалы того времени, можно сделать вывод, что артисты театра, представители крымскотатарской интеллигенции, научные работники — делали одно общее дело — возрождение, изучение, пропаганду крымскотатарской культуры. Так, сотрудники Бахчисарайского музея постоянно консультировали татарские театральные труппы в их новых постановках по вопросам декораций, костюмов, отражения на сцене быта, истолкования сюжетов исторических пьес «Кара-Чора», «Бахчисарайский фонтан», «Лейла и Меджнун».

Театр поставил для себя задачу — стать национальным крымскотатарским театром. В основе работы — создание новой репертуарной линии и постановка национальных драматургических произведений на местном материале, отражающие прогрессивные демократические стремления в прошлом татарского народа, в духе того времени, а не механическое инсценирование татарского фольклора. Доминирующими в репертуаре театра становятся пьесы национального плана, они насыщены музыкой, пением, плясками, тем фольклорно-зрелищным содержанием, которое, прежде всего, требует оркестра и хорошей хореографии. Полюбившиеся зрителем спектакли – «Бахчисарайский фонтан», «Арзы къыз» («Девушка Арзы»), «Алим», «Шемшат» (в 1940 году — самый «кассовый» и наиболее любимый зрителем спектакль; на котором побывало 54300 зрителей) и многие другие.

Также была осуществлена постановка на крымскотатарском языке многих классических пьес, среди них «Страшный суд» Шкваркина, «Забавный случай» Гольдони и др.

В архивных документах имеются данные о том, что в 1941 году в связи с празднованием 20-летия Советского Крыма театр обязан был выехать на гастроли в Москву. В постановлении сказано: «В связи с юбилейными постановками во время гастролей театра в Москве необходимо развернуть музейно-выставочную работу по сбору и разработке материалов по истории театра».

В годы Великой Отечественной войны артисты театра участвовали в антифашистском подполье, музыкальный руководитель театра Абибулла Каври был расстрелян гитлеровцами за связь с партизанами.

Актер, режиссер крымскотатарского театра Али Теминдар (как режиссер осуществил ряд постановок: «Той девам эте» — «Свадьба продолжается»; «Ишлеген тишлер» — «Кто работает, тот ест»; «Арзы къыз» — «Девушка Арзы»; «Мешеди Ибад» У. Гаджибекова) в годы немецкой оккупации активно участвовал в подпольной организации, в 1942 году схвачен фашистами и замучен в подвалах гестапо.

В 1990 году, после почти полувекового забвения, крымскотатарский театр вновь начал свою работу в Крыму. 15 апреля 1990 года ознаменовалось большим событием в культурной жизни крымскотатарского народа. В этот день состоялась незабываемая премьера спектакля «Арзы къыз» по пьесе Юсуфа Болата, на музыку композиторов Ягья Шерфединова и Ильяса Бахшиша. Постановка была осуществлена артистами старшего поколения крымскотатарского театра – это актеры Айше Диттанова, Мерьем Ибрагимова, Сулейман Умеров, балетмейстер Аким Джемилев, режиссер и художник-постановщик Сеитхалил Османов и другие. Этот спектакль — своего рода визитная карточка крымскотатарского театра, красной нитью проходящая через всю творческую биографию театра.

Сегодня крымскотатарский театр находится в поиске своих путей в искусстве. Каждый сезон открывает новую страницу в его биографии.

 

 

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог