8 июля турецкий президент Реджеп Тайип Эрдоган сообщил об идущей в России работе по погрузке и отправке в Турцию зенитно-ракетных комплексов С-400. Поставки будут осуществлены военно-транспортной авиацией. Таким образом, крупнейшая оружейная сделка между Турцией и Россией уже в этом месяце может стать свершившимся фактом. Ожидается, что на турецкую территорию прибудут российские специалисты, которые должны будут позаботиться о том, чтобы установка комплексов ЗРК прошла без эксцессов. Приобретаемые Анкарой 4 дивизиона С-400 обойдутся ей в 2,5 млрд. долларов.
Непреклонность Эрдогана
Турецкие официальные лица неуклонно отвергали ультиматумы США, требовавших от официальной Анкары отказаться от покупки российских ЗРК. Представители Пентагона грозили, что в этом случае Турция не получит F-35 — новейшие американские истребители пятого поколения, в то время как Сенат США оговорил соответствующий запрет в оборонном бюджете Америки на следующий год.
В свою очередь Р.Эрдоган назвал грабежом возможный отказ США поставлять F-35 в его страну. Он напомнил, что в рамках контракта по F-35 Турция уже выплатила американской стороне 1,4 млрд. долларов. Анкара успела получить четыре самолета, а турецкие пилоты только начали проходить обучение в США, когда Вашингтон отказался от выполнения своих обязательств. Всего Турция планировала приобрести около 100 новейших самолетов. «Если у вас есть клиент, который регулярно платил свои платежи, как вы можете не дать этому клиенту то, что он хочет? Это называется грабежом», — заявил глава турецкого государства. На этом фоне в Анкаре недвусмысленно намекают, что в случае чего могут приобрести российские самолеты Су-57, если сделка по F-35 окажется разорванной окончательно.
Неудивительно, что тема С-400 стала одной из главных в ходе встречи президентов Турции и США на саммите «Большой двадцатки», проходившем в японском городе Осака 28-29 июня. По итогам встречи американский лидер назвал ситуацию сложной. При этом Дональд Трамп возложил вину за сложившееся положение на администрацию своего предшественника Барака Обамы, которая отказала Турции в приобретении американской ЗРК «Пэтриот».
«Это сложная ситуация, потому что президенту (Турции) не позволяли купить ракеты Пэтриот… Ему не позволяла купить их администрация Обамы, пока он не заключил сделку по покупке других ракет. Так что он покупает другие ракеты, и вдруг внезапно они говорят — ну, теперь ты можешь купить наши ракеты. Так вести дела нельзя. Ничего хорошего в этом нет», — приводят слова Трампа РИА Новости. При этом Трамп не ответил на вопрос о том, будут ли вводиться санкции в отношении Анкары, если приобретение ею С-400 станет реальностью.
Однако, спустя несколько дней, официальный представитель Государственного департамента Морган Ортагус заявила, что позиция Вашингтона по вопросу закупки Анкарой ЗРК С-400 не изменилась, и Турцию ожидают негативные последствия, если она не откажется от приобретения российского оружия. В ответ в турецком МИДе призывали Вашингтон отказаться от ошибочных шагов, которые могут навредить отношениям двух стран. «Причины, побудившие Турцию приобрести ЗРК С-400, очевидны. Трамп подтвердил это на G20», — заявил официальный представитель МИД Турции Хами Аксой.
Таким образом, Эрдоган продолжает рискованную игру на противоречиях США и РФ, отстаивая право Турции свободно приобретать необходимые ей военные технологии. При этом Турция продолжает активно развивать собственную военную промышленность.
Возвращение России в ПАСЕ
Тем временем, 26 июня Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) приняла решение о восстановлении полномочий российской делегации в полном объеме. ПАСЕ — старейший в Европе орган межпарламентского сотрудничества, основанный в 1949 году. Будучи консультативным органом, Парламентская ассамблея состоит из представителей парламентов всех 47 государств-членов.
Российская делегация была лишена права голоса в ПАСЕ в апреле 2014 года после крымских событий. Россиянам было запрещено занимать руководящие посты в ассамблее. В своей резолюции ПАСЕ заявила о непризнании Советом Европы итогов крымского референдума. В ответ Москва отозвала свою делегацию и перестала выплачивать взносы в Совет Европы.
Инициаторами снятия ограничений с российской делегации стали Германия и Франция. Поддержали это решение делегации Азербайджана, Турции, Испании, Италии и ряда других государств. Против выступили делегации Украины и Грузии и большинство делегатов из стран Балтии и Великобритании, Польши и Швеции.
Председатель ПАСЕ Лилиан Мори Паскье, объясняя решение о восстановлении полномочий российских депутатов, заявила, что решение было принято в связи с угрозой возникновения «политического тупика». Ассамблея рассчитывает на всестороннее сотрудничество с Россией, но при этом Паскье подчеркнула, что ПАСЕ не меняет своей позиции по территориальной принадлежности Крыма.
Ключевые вопросы
Восстановление российской делегации в ПАСЕ стало шагом навстречу Кремлю со стороны Франции и Германии — ключевых стран Западной Европы, без согласия которых фактически не принимается ни одно серьезное решение в Евросоюзе. Вместе с тем, подобные дипломатические жесты являются лишь одним из внешних проявлений борьбы, идущей вокруг ключевых вопросов современной международной политики.
В центре внимания внешней политики США сейчас находится Иран. Вашингтон продолжает усиливать санкционное давление, которое чрезвычайно негативно сказывается на иранской экономике. Сталкиваясь со все более растущими экономическими трудностями и неспособностью Евросоюза предложить действенный механизм обхода американских санкций, Тегеран вынужден идти на обострение ситуации, повышая ставки. Исламская республика играет военными мускулами и постепенно отказывается от ограничений, наложенных международным сообществом на развитие ее атомной промышленности.
Если администрации Трампа и ее союзникам в лице правящих кругов Израиля и Саудовской Аравии не удастся удушить режим аятолл в рамках экономической войны, то в перспективе такая политика Вашингтона чревата либо большой войной на Ближнем Востоке, любо появлением у Ирана собственного ядерного оружия. Атомная бомба может стать для Исламской республики единственным средством гарантировать свое существование. Если это случится, обзавестись ядерным оружием захочет и Саудовская Аравия, а возможно и некоторые другие страны региона.
Другим важным вопросом американской внешней политики является вопрос торговли с Китаем. Недовольство Вашингтона вызывает перекос в торговом балансе в пользу Китая. К тому же американцы опасаются дальнейшего усиления Пекина и явно намерены препятствовать этому.
На этом фоне обостряется внутриполитическая борьба в США, где в следующем году пройдут президентские выборы. Противники Дональда Трампа рассчитывают не допустить его переизбрания на второй срок, хотя ему благоприятствует хорошее экономическое положение в стране. Поражению американского президента были бы рады многие в элитах западноевропейских стран. Однако в столицах ЕС будут выжидать исхода выборов. На этом фоне противостояние западных стран и РФ в Восточной Европе имеет шанс на некоторое время отойти на второй план.
comments powered by HyperComments