Курс валют USD 0 EUR 0

В память о крымскотатарском театре

Комментариев: 0
Просмотров: 1 066

Улькер Османов и Зульфира Асанова во время недавнего визита в Крым

 

Айше ДИТТАНОВА. Роли ее жизни

В эти дни в Крымскотатарском музее культурно-исторического наследия представлена экспозиция «Крымскотатарский театр: Годы. Люди. Судьбы», фотодокументальный материал которой знакомит с историей национального театра. Среди ведущих актеров яркой и талантливой личностью предстает перед нами Айше Диттанова, чье имя неразрывно связано с возрождением национального театрального искусства. В минувшем году крымскотатарская общественность отметила столетний юбилей актрисы, и в памяти многих  сохранились приятные минуты соприкосновения с творчеством Айше Диттановой десятилетней давности, когда она, приехав из Нью-Йорка на встречу с соотечественниками, вновь играла, нет, скорее жила на родной сцене. На днях ее дочь, Заслуженная артистка Таджикистана Зульфира Асанова, и зять — Улькер Османов – сын известных театральных деятелей Мерьем Ибраимовой и художника Сеидхалила Османова, побывали в Крыму и поделились с «Голосом Крыма» воспоминаниями о последних годах жизни Айше Диттановой.

 

Принцесса Турандот, Зарема, Беатриче и Супер-бабушка

Айше было всего пять лет, когда ее мама Шерфзаде Бекирова умерла, вскоре отцу многодетного семейства Мустафе Диттан пришлось вновь жениться,  и в семье родился девятый ребенок — Шефика. Училась Айше до девятилетнего возраста в родной дерекойской школе, позже — в симферопольской семилетке, куда ее забрала сестра Зера, переехавшая с мужем Билялом Чешмеджи в крымскую столицу. Учеба в фармацевтическом техникуме была не в радость для юной, мечтающей о сцене девушки. Ведущие актеры русской и крымскотатарской трупп Симферопольского государственного театра им. Горького: Перегонец, Рутковская, Допкевич, Харламов, Риттер и М.Ишниязова, С.Байкина, Н.Джелилова, И.Грабов, Х.Гурджи и созданные ими неповторимые образы снились ей по ночам. После спектаклей дома, перед зеркалом, пятнадцатилетняя Айше пыталась повторить понравившуюся фразу, жест, манеру. В 1933 году, оставив год учебы на фармацевта, Диттанова поступила в техникум, открывшийся при театре. С того самого дня для будущей актрисы началась школа театральной жизни с ее неимоверной энергетикой, всепоглощающей страстью, иронией и драмой, взлетами и падениями. Принцесса Турандот из спектакля  Карла Гоцци стала ее дипломной работой и путевкой в мир искусства.  В пьесе Беньяша «Бахчисарайский фонтан», переведенной Эшрефем Шемьи-заде, главную женскую роль получили Нурие Джетере и Айше Диттанова. С этим спектаклем Айше-ханум с партнерами — Халидом Гурджи и Сервером Джетере — была приглашена в Москву на Всесоюзную конференцию театральных деятелей.

Айше Диттанова и Мустафа Куртмуллаев. Фрагмент из спектакля

 

Но война и депортация вынудили играть по написанным их кровавой рукой  сценариям. Артистам театра выпала участь быть вывезенными в Румынию, а в 1945 году —  депортированными в Таджикистан. Творческая интеллигенция оказалась сначала в Чкаловске и в качестве дешевой рабсилы вручную перебирала руду при 6 комбинате. Позже из артистов был сформирован ансамбль, который,  выезжая по рудникам, выступал с концертными программами. В 1946 году Айше Диттановой удалось вернуться на профессиональную сцену. В Ленинабадском русском драматическом театре она блистала в ролях леди Мильфорд из спектакля «Коварство и любовь» Шиллера, Мэри – из «Рокового наследства» Рудковского, Анфисы из «Не все коту масленица» Островского. В 1951 году, с переездом театра в Душанбе, театральная деятельность актрисы была прервана, ей запретили выезжать за пределы определенного для депортированных спецпоселения.

В 1988 году, после столь длительного забвения, не утратив творческого запала и внутренней энергии, Айше Диттанова выезжает на родину и вместе со своими единомышленниками —  Ильясом Бахшишем, Сеидхалилом Османовым, Мухсимом Османовым, Сулейманом Умеровым, активно включается в работу по возрождению крымскотатарского театра в Крыму. Благодаря их целеустремленности  и преданности делу, инициатива была поддержана руководством республики, и  в 1989 году при Симферопольском культпросветучилище состоялся первый набор студентов из числа крымских татар на актерское отделение, а в апреле 1990 года —  премьера спектакля Юсуфа Болата «Арзы къыз».

Айше Диттанова на своем 90-летнем юбилее в Симферополе

 

Принцесса Турандот, Зарема, Беатриче, Мэри – галерея образов в репертуаре Айше Диттановой.  А вот еще одну важную  в своей жизни роль — роль Супер-бабушки — она сыграла в Нью-Йорке, но об этом уже расскажет Зульфира Асанова:

— В 1996 году мы маму перевезли в США, но для нее театр и национальное искусство были всегда основополагающими в жизни. Несмотря на возраст, а ей тогда уже было 78 лет, она принимала активнейшее участие в организации «Къырым геджеси» в крымскотатарском культурном центре  — джемиете,  празднеств и ежегодных траурных мероприятий 18 мая. Как-то она прочла в газете о конкурсе среди бабушек и, поскольку в ней всегда жила актриса, решила принять в нем участие. Сама позвонила, все узнала, и вскоре ей прислали приглашение и условия для участников. Она исполнила «Агъыр ава ве Хайтарма», подготовила разнообразную программу и оказалась лучшей бабушкой в своей возрастной категории. Для нее это оказалось не так сложно, за плечами огромный сценический опыт и многолетний стаж бабушки, ведь у нее восемь внуков и десять правнуков, которые также стараются активно проявлять себя в творчестве.

Мама всегда жила Крымом, интересовалась всем происходящим, мы часто бывали на родине, и ее 90-летие было торжественно отмечено здесь, в Симферополе, она выступала на сцене крымскотатарского театра. К этой солидной дате в Крымскотатарском музее была подготовлена выставка «Мой мир – театр», на открытии которой мама покорила гостей своим выходом под мелодию любимой ее героини — принцессы Турандот. Она очень ответственно относилась к освещению страниц истории театра, жизни и творчества  старейших его актеров, со многими из которых ее связывали долгие годы работы. Перечитывая  отдельные статьи или книги, касавшиеся этой темы, она непременно  карандашом подчеркивала сомнительные факты, делала на полях пометку «ялан» (ложь, неправда). Отдельные публикации просто испещрены были такими пометками. Она мечтала написать книгу, в которой бы подробнее осветила периоды учебы в театральном техникуме, работы на одной сцене с именитыми театралами. Она тяжело переживала преждевременную утрату сына Рустема, и три с лишним  года назад, в ноябре 2015 года, ушла в мир иной. Похоронена на мусульманском кладбище в Лонг-Айленде (Нью-Йорк). У нас хранятся ее рукописи, документы, которые, безусловно, могли бы пополнить фонды национального музея.

 

Дочь актрисы – актриса

Она отличалась артистичностью и легкой, парящей, танцующей походкой,  и именно эти ее качества особо подмечены в «Энциклопедии таджикского искусства». Это о дочери Айше Диттановой – Зульфире Асановой, которая  тоже посвятила себя искусству, проработав танцовщицей более 15 лет в Ленинабадском театре музыкальной комедии, играя в спектаклях и кино. Вернувшись в Крым в 1991 году, выступала  на сцене возрожденного Крымскотатарского театра, запомнившись зрителям по роли Мерьем в спектакле «Алим». Эмигрировав с семьей  в США, она не оставила национальное искусство, выступая в качестве хореографа-постановщика тематических вечеров, встреч и памятных мероприятий в джемиете – культурном центре крымскотатарской диаспоры. Это, конечно, была общественная работа, больше для души.  Обучившись на курсах косметолога, Зульфира-ханум несколько лет  работала косметологом на 5 Авеню Нью-Йорка. Сейчас на пенсии, бывая на родине, не оставляет надежды на увековечение памяти  Айше Диттановой и старейших крымскотатарских актеров.

 

Породнившиеся актрисы

В этой связи, о  еще одной яркой актрисе довоенного и уже возрожденного на родине Крымскотатарского театра нельзя не упомянуть. Если читатель помнит, в мартовском номере «ГК» к столетию Мерьем Ибраимовой публиковалась статья Улькера Османова о своей матери («ГК», №8, 01.03.2019) с уникальными фотоснимками, запечатлевшими сцены из спектаклей с характерными образами. Судьба двух актрис — Айше и Мерьем переплетается удивительным образом. Мерьем Ибраимова родилась ровно через один год и один день после Айше Диттановой – 28 февраля 1919 года. Они вместе учились в театральном училище при театре, вместе потом играли на одной сцене. В депортации им вместе пришлось вручную сортировать руду в Таджикистане на заводе по обогащению урана.  Их детям, вероятно, тоже  было уготовано свыше связать свои судьбы. Так, сын актрисы Мерьем Ибраимовой и известного крымскотатарского художника Сеидхалила Османова – Улькер, кстати, кандидат сельскохозяйственных наук, работавший над темой  диссертации по повышению лежкости плодов яблони поздних сроков созревания, и дочь Айше Диттановой  Зульфира Асанова – муж и жена, с которыми нам  удалось побеседовать во время их недавнего визита в Крым и, надеемся, немного дополнить летопись  крымскотатарского театрального искусства.

 

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог