Курс валют USD 0 EUR 0

ПИСЬМА БАБАЙ-РАХИМА1

Комментариев: 0
Просмотров: 555

1883. – 25 мая, №6

 

О, сын мой, «Переводчик»2 Извини меня, что [я], старый болтун, решился писать к тебе… Я знаю: молодежь не любит советов; но все же, может быть, в пустословии много жившего старика попадается что-либо путное, и ты извинишь его пустую болтовню.

В нашем славном городе Узун-Тепе2 люди делятся на четыре категории. Сообрази, пожалуйста, так ли и [в] вашей стороне. Это очень важно.

Одна категория – это люди знающие; их мало, но все же, слава Аллаху, они есть. С ними можно и потолковать и дело делать.

Другая категория – люди, ничего не знающие. Их можно выучить и причислить к первой категории.

Третья категория – люди, ничего не знающие и не желающие знать. На них не следует обращать внимания: они сами по себе безвредны.

Четвертая категория – вот оно наказание Аллаха – люди, ничего не знающие и убежденные, что они все знают! Если, сын мой, тебе придется где-либо встречаться с таковыми – дай дорогу, не противоречь, не доказывай, не пиши, если не хочешь иссушить напрасно все свои чернила!

Милостью Аллаха, в вашей стороне, может быть, нет этой милейшей категории…

Знаешь ли, мой сын, что такое общественное мнение? Это надо знать непременно. Это нечто такое, что умных превращает в дураков, а дураков возводит в умников… Тебе смешно, мой сын, но ты человек общественный, публицист, как учили меня недавно, но едва ли знаешь следующую историю.

Не теперь это было, давно, в одном городе благословенной Монголии жил очень ученый и умный муж. Однажды астрологические вычисления показали ему, что 7-го числа начнутся проливные дожди, которые превратят все поля в озера, ручьи – в потоки, [которые] зальют почти всю страну, так что колодезные и фонтанные воды смешаются с дождевой на продолжительное время. Это, конечно, ничего, но дурно было то, что эта дождевая вода имела свойство одурять и притуплять умственные силы всякого, кто хоть раз примет ее в пище или иначе. Мудрый муж, недолго думая, запасся целой бочкой чистой воды и припрятал ее на высоком месте, чтобы пить во время наступления роковых дождей. Дожди, действительно, наступили и прошли. Все население в течение трех дней употребляло по необходимости дождевую воду или смешанную с ней, ничего не подозревая. Мудрец наш попивал себе припасенную чистую воду.

Спустя некоторое время ученый муж начал замечать ненормальные явления среди сограждан, явно говорившие об общем умопомрачении. Это бы еще ничего, но в то же время он начал слышать единодушные отзывы жителей, что он, ученый ходжа, сошел с ума. Начинали поговаривать, в видах общественного спокойствия, посадить его в дом умалишенных.

Ученый ходжа понял свою ошибку и, в яме отыскав лужицу чудодействующей дождевой воды, напился ею, чтобы избежать «дома умалишенных».

Подумай о приключении бедного ходжи, мой сын. Все пьют – и ты пей.

Сейчас я прочитал в «Дневнике_______»3 кн[язя] Мещерского4 мнение его, высказанное в беседе некоему заезжему англичанину о том, что «Англия без газет, общественного мнения умерла бы, но Россия, мол, с уничтожением всех газет, значительно бы ожила».

Мнение почтенного князя вполне тождественно искреннему мнению нашего Узун-Тепенского ишана5 и шейха6. Поэтому он газеты не издает, но не понимаю, ради чего же князь издает свой «Гражданин»7? Не для того же, чтобы мешать оживлению Отечества…

Примите свидетельство нашего удовольствия.

 

1883. – 1 июля, №10

Население Узун-Тепе большое. Не ошибемся, если скажем, что в этом городе обитают семьдесят две разные народности. Однако мусульман больше всех. Сей бренный мир – мир непостоянства и перемен. Перед моими глазами в течение тридцати-сорока лет произошло много перемен…

Было время, когда в каждом приходе нашего Узун-Тепе [жили] одна или две женщины легкого поведения, в квартирах коих молодежь караулила, ловила друг друга! Бывало пойманного, как чудовище какое, показывали негодующему базару. Бывало целую неделю «все общество» толковало и судило «это чрезвычайное происшествие», но ныне в этом отношении мы «прогрессировали». В приходах дамы легкого поведения вывелись; приходы очистились от зла, но молодежь наша… – время ведь не без милости – осенена крылышками  десятипудовых тетушек, обитающих с чадами на окраинах всякого «современного» города. Что было, то и есть, но форма ныне другая… Известно Вам, что каждый народ имеет свой «национальный напиток». У русских есть квас, у немцев – пиво. Чтобы не отстать от них, чтобы поддержать наше народное достоинство, взамен немецкой ячменной воды мы изобрели просяную, т. е. бузу8, славную бузу!

В прежнее время бузни служили у нас общественными собраниями; местом бесед и развлечений. Бузни отмечались полинявшим красным флагом… Почтенные и длиннобородые мусульмане проводили здесь свое время; музыка и песни импровизировались и исполнялись тут же. Постоянные посетители, сообразно вкусам, имели [здесь] особую посуду и, случалось, выпивали целое ведро благословенной бузы!

Где теперь все это? Из десяти едва уцелела одна бузня! Перестали ли вовсе пить? Нисколько, но ныне пьем мы не азиатскую бузу, а европейское пиво и иногда французское шампанское.

Это другой из важных «шагов вперед».

(еще напишу) Бабай-Рахим.

 

1 Публикации в жанре открытых писем от вымышленного персонажа Бабай-Рахима, напечатанные в газете «Переводчик-Терджиман» за 1883 г. По мнению Ю. Б. Османова и Н. В. Яблоновской, произведение написано И. Гаспринским, так как в тексте четко прослеживается его авторский стиль.

 

2 Узун-Тепе – пропущен по всем учебникам географии, и нет особенной надобности знать его местонахождение. Примечание автора.

 

3 Речь идет о рубрике «Дневник» в газете-журнале «Гражданин» или же о работе «Кавказский путевой дневник», 1878 г. (Одно из малоизвестных публицистических произведений главы русских консерваторов князя В. П. Мещерского, посвященное его поездке на фронт русско-турецкой войны в качестве военного корреспондента и представителя Красного Креста.)

 

4 Мещерский Владимир Петрович (1838 – 1914) – князь, известный российский журналист, публицист, прозаик, издатель и редактор газеты «Гражданин».

 

5 Ишан – титул, которым называют руководителей суфийских тарикатов (братств) и глав общин исмаилитов.

 

6 Шейх – почетное название видного богослова в исламе.

 

7 «Гражданин» – российская политическая газета-журнал консервативной направленности, издававшаяся в 1871–1914 гг. Редакторские обязанности вплоть до 1882 г. исполняли наемные сотрудники, самым ярким из которых был Ф. М. Достоевский, заложивший основы редакционной политики «Гражданина», а также создавший рубрику «Дневник», сохранявшуюся в газете почти сорок лет и позволявшую редактору-издателю регулярно вести диалог с читателем.

 

8 Буза – слабоалкогольный густой и сладкий напиток башкир, казахов, киргизов, татар, крымских татар. Делается из слегка забродившего проса или кукурузы. Упоминается в книге турецкого путешественника XVII века Эвлия Челеби.

 

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог