Курс валют USD 0 EUR 0

Археологическая экспедиция в деревне Отуз

Комментариев: 0
Просмотров: 177

Надгробия астронома Урус-Ходжи и Кутлу-Мелек дочери Мусы

Письмо в номер

Нури ЭМИРВЕЛИЕВ (Отузлы)

В последнее время в газетах «Голос Крыма new», «Къырым», «Янъы ­дюнья» часто публикуются материа­лы о сохранении культурного наследия народа, о Международном дне охраны памятников и исторических мест.
Недавно по моей просьбе замдиректора библиотеки им. И. Гаспринского Лейля Кадырова прислала мне выдержку из книги об известной археологической экспедиции­. Она была организована в 1925 году по распоряжению Крымского ЦИКа, возглавил ее профессор И.Н.Бороздин, а в числе участников были ­Осман Акчокраклы и Усеин Боданинский. Отчеты об ­этой экспедиции стали интересным материалом для настоящих и последующих поколений.
Экспедиция начала свою работу в г. Старый Крым – первой столице Крымского ханства. Затем продолжила исследования в деревне Отуз. Между Старым Крымом и деревней Отуз 15 верст, считалось, что это короткий путь. Дорога от Старого Крыма проходила мимо горы Бакаташ, через скалу Ташкапу и спускалась в ущелье, а потом поднималась на гору Каратепе и мимо Отлыкая выходила к мосту Суват и оттуда к деревне Отуз. Нынешняя объездная­ дорога от Старого Крыма через Коктебель до деревни Отуз составляет 35 – 40 км.
Участники этой экспедиции оставили нам, потомкам, много интересного материала, ознакомившись с которым, можно почерпнуть интересные сведения об истории края, где жили наши прадеды и похоронены наши святые.

Выписки из книги об археологической экспедиции под началом профессора И.Н.Бороздина и ученого Османа Акчокраклы в 1925-1926 г.г.

При изучении этих разнообразных памятников приходится глубоко сожалеть, что не уцелели все многочисленные кладбища Старого Крыма золотоордынского периода с их десятками тысяч всевозможных художественных надгробий, которые дали бы нам ­еще многие и многие­ ­имена и фамилии­, архитектурные формы ­или другие данные, могущие­ выяснить различные стороны жизни ­этого когда-то крупного центра тюрко-татарской культуры. Но, увы, они стали достоянием хищнической расправы жителей города Крыма последующих веков, в ­особенности конца XVIII и всего XIX века. Тысячи надгробий с датами и надписями пошли на постройку заборов, лестниц, клозетов и в самое последнее­ довоенное время – на шоссирование феодосийского почтового тракта. Сейчас мы имеем около 100 штук таких памятников старины и скульптурного искусства татар XIII-XV вв.
При посещении мною в мае 1926 г. с экскурсией учащихся крымскотатарской опытно-показательной 9-летней школы дер. Отузы (в 15 верстах южнее­ Старого Крыма) мною обнаружены были до сих пор хорошо сохранившиеся памятники татарской старины, относящиеся к XIV веку).
В Отузах на древнем кладбище на самой живописной верхушке холма в ограде покоятся 3-4 могилы, известные у местных татар как азизы-святые. На трех вертикально стоящих массивных плоских надгробных камнях высечены рельефно надписи на арабском языке изящным почерком сулюс.
Не приводя полного точного перевода надписей, я ограничиваюсь только сообщением ­имен и дат:
1) Шейх Якуб Конийский, 729 (1328).
2) Шейх Хаджи Яхья сын Мухаммеда Иракского, 782 (1380).
3) Мученик Идрис сын Хаджи Яхьи Отузский, 763 (1361).
Судя по названиям шейх, можно сказать, что в Отузах в XIV веке существовало текие-монастырь дервишей и прибывали сюда шейхи из Сельджукии (Кония и Ирак). 3-й памятник принадлежит мученику Идрису сыну Хаджи Яхьи, очевидно, сыну предыдущего Хаджи ­Яхьи Иракского, похороненного рядом с отцом. Но сын его называл себя Отузским потому, что он родился в Отузах, а отец приехал из Ирака. Даты указывают, что сын ­Идрис ­умер (1361) раньше отца (1380).
В Отузах есть еще ­один интересный памятник. Это массивная каменная плита, вставленная в стену у входа малой мечети на берегу речки. Плита ­эта была обнаружена во дворе одного крестьянина и затем перенесена в мечеть. На плите весьма изящным шрифтом рельефно высечена надпись: … смысл надписи будет таков: «­Этот благословенный колодец построил в дни царствования­ великого султана, ­опоры мира и религии [……….] хана, — да будет вечно царство его – указанием (или приказанием) великого эмира Кутлуг-Тимур-бека – да будет долга жизнь его – покорный раб бедный, ­Идрис сын Хаджи ­Яхьи. 760 г. (1358)».
Местный татарский ­ученый арабист Абдула Эфенди слово… читает… (граница) и полагает, что плита была вставлена в пограничной стене или в воротах. Так как на слове нет никаких точек, то, конечно, можно его читать и в таком виде. Но тут возникает вопрос — какая­ тут была граница, да ­еще благословенная? Генуэзско-татарская? По моему глубокому ­убеждению, тут речь ­идет о колодце (может быть, целебном источнике), который был построен (покорно, добровольно) Идрисом на свои средства или его мастерством. Памятник этот местами искажен чьей-то неумелой рукой. Например, место, где стояло имя хана, было стерто временем или нарочито. Реставратор (говорят, какой-то муэдзин мечети) на это место гипсом вставил слово Мухамед (?). Какой Мухамед? Хотя он прав, т.к. многие татарские ханы имели обыкновение прибавлять к своему имени Мухамед (напр., Мухамед-Узбек). Если судить по ясно стоящей дате, то в 760 г. (1358) царствовал Мухамед-Бердибек-хан (1357-1359), убивший своего отца Дженибека в 1357 г. и занявший его престол. Кутлуг-Тимур-бек занимал должность наместника Кипчакского хана сначала в Хорезме и затем в Крыму. На этой плите повторяется имя Идриса сына Хаджи-Яхьи, похороненного на старом кладбище рядом с отцом, шейхом Хаджи Яхья Иракским. ­Очевидно, Идрис умер спустя три года после постройки колодца, на стенах ротонды которого красовалась описываемая плита.
В заключение можно сказать, что татарские­ памятники Старого Крыма XIII-XV вв. представляют громадный интерес как по своему содержанию, характеру, так и по исключительной красоте и сочной композиции письма.

Памятники в Отузах

1. Кончил проходящую в нужде свою­ жизнь. Могила бедного праведного шейха Яакуба Конийского. Да будет над ним мир божий. 729 г. (1328).
2. Кончил проходящую в нужде свою жизнь. Могила бедного праведного подвижника шейха Хаджи Яхья, сына Мухаммеда Иракского. Да будет над ним мир божий. 782 г. (1380).
3. Бог. Могила покойного мученика Идриса, сына Хаджи Яхья Отузского. Месяца Сафара, 763 г. (1361).
После прочтения таких материалов, начинаешь интересоваться и задумываться: как все происходило? Мечети, кладбища, памятники, сохранившиеся в истории на протяжении­ 600 – 700 лет, были бесследно ­уничтожены после депортации крымских татар. Поэтому обращаюсь с большой просьбой к соотечественникам: необходимо собраться, ­прий­ти к общему решению и установить памятник трем святым деревни Отуз.
Безусловно, организацией этого проекта нужно заняться религиозной общине деревни Отуз и старейшинам деревни. Мы, живущие­ в других населенных пунктах, односельчане и старейшины присоединимся.
Считаю приемлемым предложить:
— Трем святым установить один памятник на заднем дворе нынешней мечети, там, где раньше было кладбище. Имена и даты ­этих святых известны.
— Установить табличку с переводом арабской надписи на камне, стоящем во дворе мечети, ближе к входным воротам.

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог