12 ноября в НИИ крымскотатарской филологии, истории и культуры этносов Крыма Крымского инженерно-педагогического университета им. Ф. Якубова состоялся круглый стол на тему «Социальное, экономическое и политическое развитие крымскотатарского народа в ХХ веке».
Как заявил модератор мероприятия доктор исторических наук Владимир Поляков: «Цель круглого стола — анализ и обобщение исторического опыта воспитания советских людей в духе патриотизма на примере Крымской АССР».
Приветствуя участников заседания, проректор по научной и инновационной деятельности КИПУ профессор Т. Гордиенко отметила: «Крым – наша общая земля, наш мир, и мы должны уважать друг друга. Нам предстоит строить будущее, поэтому необходимо учиться на ошибках прошлого и, понимая друг друга, их не совершать».
Темы докладов, прозвучавших на круглом столе, затронули широкий спектр вопросов, в том числе дискуссионных. Уже тридцать лет среди ученых не прекращаются споры по поводу: «Какое государственное образование было создано на Крымском полуострове в 1921 году?». Приводя доказательную базу, кандидат социологических наук Рефик Куртсеитов считает, что принцип национально-государственного устройства в СССР был един для всех. Самоопределение народов было положено во главу угла — это фундамент советского государства. Политика советской власти в корне отличалась от политики Российской империи. Каждый народ самоопределялся, будь то союзная республика, автономная область, автономный округ, все происходило в этих рамках. Советское строительство, политические процессы в национальных республиках имели много общего, а политика коренизации, принятая в центре, реализовывалась на местах. В выступлениях И. Сталина, М.Калинина неоднократно звучало, что Крымская АССР – национальная республика. Крымская автономия была ликвидирована после выселения крымских татар.
Докладчик привел ряд дополнительных примеров, обосновывающих существование национально-территориальной автономии в Крыму.
Главный редактор газеты «Голос Крыма new» Эльдар Сеитбекиров озвучил тему: «Процесс «Милли фирка». Тайны фигурантов дела» (доклад публикуется в этом номере «ГК»).
О создании еврейских совхозов в Крыму рассказал доктор исторических наук Григорий Кондратюк. Как следовало из доклада, точкой отсчета процесса еврейского переселения можно считать 1922 год. Переселенцы прибывали самостоятельно, образовав несколько еврейских коммун. Плановое же переселение начинается с 1925 года. К тому времени был создан КомЗЕТ (Комитет по земельному устройству еврейских трудящихся) при президиуме Совета национальностей ЦИКа СССР. Советскому государству предстояло преодолеть международную изоляцию, и здесь американская еврейская община должна была оказать влияние на позицию США, поэтому ситуативно интересы большевиков и американских евреев совпадали. Был заключен договор между крупнейшей американской еврейской благотворительной организацией со штаб-квартирой в Нью-Йорке «Джойнт» и правительством СССР, которое обещало землю, в том числе и в Крыму, и правовое урегулирование вопроса. «Джойнт» брала на себя программу финансирования, очень масштабную, в миллионы долларов, техническое обеспечение, например, рытье колодцев, поставку тракторов и современного сельхозоборудования, и другую экономическую помощь.
Завязывается жесткая борьба между крымским руководством и КомЗЕТом по вопросу выделения земли. Крымское руководство стремилось реализовать политику реэмиграции из Румынии и Болгарии крымских татар в Крым и переселение части населения с ЮБК в степные районы полуострова. Крым выступал альтернативой Палестине. 80% средств «Джойнта» шло в Крым и только 20% — в Палестину. Кардинально ситуация меняется в 1930-е годы, когда получил развитие Биробиджанский проект. «Джойнт» и другие американские организации отвернулись от переселения евреев на Дальний Восток.
С большим вниманием участники круглого стола заслушали доклад кандидата исторических наук Дмитрия Прохорова на тему: «Деятельность караимской общины в период 1921 — 1941 гг. в Крымской АССР».
Согласно данным, к 1 сентября 1925 г. на полуострове функционировали всего 2 караимские школы. Культовые здания караимов были национализированы и переданы в аренду самим караимским религиозным общинам. В 1920-х годах наблюдается некое оживление караимской жизни, создаются различные клубы, художественные кружки, Караимский ансамбль песни и танца, расширилась сеть библиотек. Был проведен съезд караимских общин. В начале 1930-х годов началось свертывание программы национально-культурного строительства, заметно усилив ассимиляционные процессы среди этого малочисленного крымского народа.
Характеризуя «Золотое двадцатилетие» издательской деятельности литературы на крымскотатарском языке», доктор филологических наук, директор НИИ Исмаил Керимов заострил внимание на ряде моментов. По сведениям профессора Керимова, с конца XIX века до начала военных действий в 1941 году на крымскотатарском языке издавались более 100 наименований газет и журналов. На сегодняшний день проанализирована их микрочасть. Многие изданные в 1917 — 1921 годах книги до сегодняшнего дня обнаружить не удалось, как и вышедшие позднее, тиражом в тридцать тысяч экземпляров. Подчеркивая широкое применение языка на примере исторических фактов, И. Керимов заключил, что крымскотатарский язык самодостаточен, способен как и раньше обеспечить все сферы жизни народа.Не остались без внимания и «Вопросы организации школьного образования в Крымской АССР», прозвучавшие в докладе кандидата исторических наук Диляры Абибуллаевой. Она отметила большие усилия, прилагаемые для налаживания новой советской системы образования в условиях послевоенного времени, голода и разрухи. Несмотря на трудности, открылись педагогический и медицинский техникумы, функционировали сотни школ, реализовывалась политика всеобуча и ликвидации неграмотности.
О «золотом двадцатилетии» Бахчисарайского музея поведал заместитель директора по научной работе Бахчисарайского историко-культурного и археологического музея-заповедника Рустем Эминов. Отмечая, что в Хансарае крымскими татарами еще в 1917 году был создан музей во главе с Усеином Боданинским, окончательно его статус был закреплен советской властью, который существует до сегодняшнего дня.
Были взяты под охрану средневековые крепости, дом Гаспринского и т.д. При музее создана библиотека. Успешно развивалась научная деятельность, организовывались экспедиции по Крыму, к работе привлекались виднейшие советские ученые. Разработаны туристические маршруты. Позднее, в 1930-х годах, началось свертывание прежней политики, последовали репрессии, снос культовых зданий. Усеин Боданинский был отстранен от руководства в 1934 году, а затем репрессирован.
Доктор исторических наук Владимир Поляков озвучил тему «Динамика экономического состояния Крымской АССР в период с 1921 по 1941 гг.». Рассматриваемое двадцатилетие он условно представил тремя периодами, различными по продолжительности и содержанию: Годы военного коммунизма; НЭП; Годы Сталинских пятилеток.
Докладчик считает, что голод в Крыму традиционно датируют 1921 годом, в то время как в реальности он продолжался до 1923 года, и самым минимальным образом был связан с пресловутыми погодными условиями. Для иллюстрации ситуации В. Поляков привел следующий архивный документ: «Когда я проснулся и вышел во двор, то увидел там много солдат. Горел костер, на котором висел большой черный казан, в котором варились индюки моего деда. Солдат саблей отсек индюку голову и стал его потрошить. Через день они уехали, но за ними пришли другие, сказали, что это — продразверстка, и вновь забирали все продукты». Описанные события происходили в Симферопольском уезде, в селе Суюн-Аджи.
В докладе прозвучало много интересных фактов, связанных с реализацией НЭПа в Крыму.
В заключение было сказано: «За успехи в построении социализма Крымская АССР была награждена орденом Ленина. Высокие награды получили многие руководители республики. Двадцатилетие заканчивалось. В анонсе этого круглого стола я назвал его «золотым», так как в глазах людей, не знакомых с его содержанием, оно представляется этаким Эдемом. Да, в тот период крымские татары были представлены во всех органах власти в немыслимой по сегодняшним меркам численности. Правда, каждые десять лет их расстреливали, но зато на их места ставили опять крымских татар, правда, и их расстреливали. Увы, это издержки тоталитарного режима. Он мог, в силу сиюминутных политических выгод, железной рукой создать национальную республику при представительстве народа менее четверти от состава населения и ликвидировал ее вместе с этим народом по самым надуманным предлогам».
comments powered by HyperComments