Раскопки возле Зынджырлы медресе
Владимир ПОЛЯКОВ, доктор исторических наук
2020 год по задумке редакции «Голоса Крыма new» станет Годом краеведения.
Поскольку так случилось, что я был связан с газетой еще со времен ее становления, то со всей ответственностью замечу: не было такого года, чтобы «Голос Крыма» в большей или меньшей степени не отдавал дань краеведению.
Прежде всего, что такое краеведение?
Караимское кладбище Балта-Тиймез
В моей библиографии сохранилось упоминание о том, что в 1994 году в газете «Крымские известия» (10.02.94), оказывается, выходила моя статья «Почему историки не любят краеведов?» Кого это заинтересует, может обратиться в читальный зал, а я же озвучу некоторые моменты, которые не утратили актуальность и по сей день. В отличие от профессиональных историков, краевед может иметь любую специальность, которая является источником его существования, а то, что он делает в свободное от работы время — это порыв души. Его никто не заставляет, не неволит. Даже наоборот: ворчит жена, недовольны родные… На свое увлечение он тратит время, силы, нередко и деньги. Профессиональные историки выполняют только ту работу, которая одобрена начальством, а краевед — вольный казак. Делает только то, что ему любо.
Вспоминаю, как году в 1985-м, уже будучи достаточно известным краеведом, я принес в редакцию крупнейшей тогда в области газеты небольшую статью о болгарах в Крыму. Опытный редактор неодобрительно прочел и тут же вернул, заявив, что не о тех писать надо.
Со временем, вот таким методом проб и ошибок, я уже знал о чем писать «можно», а о чем «нельзя». Тем не менее писал, писал в стол, без малейшей надежды, что когда-нибудь это будет опубликовано. Пришла «перестройка», и это «можно» резко увеличилось, и потому мои «встольные» статьи о старых названиях улиц, о народах Крыма стали востребованы.
В этот период крымскотатарский народ стал массово возвращаться на Родину. Полувековая информационная блокада породила небывалый интерес к истории.
Прежде чем начать о краеведении, тем не менее, я должен «снять шляпу» перед немногими профессиональными историками, о которых так нелестно отозвался вначале.
В ту пору только один человек — доктор исторических наук Валерий Возгрин, как бы сказали раньше, «отдал свою шпагу и перо на службу крымскотатарскому народу».
Его книга «Исторические судьбы крымских татар» тогда была, как глоток родниковой воды. Его деятельность вызвала такой шквал критики и ненависти в историческом сообществе, который я пережил только десятилетие спустя. Он же был первый и вынес этот удар с честью.
Ему было безумно трудно потому, что он был один, а в своих работах пытался охватить все: седую древность и средневековье, монархию и социализм. Естественно, где-то были проколы, неточности. Как ему не хватало команды единомышленников.
Потом появился молодой Виктор Ганкевич, который проложил широкую дорогу к Исмаилу Гаспринскому. Он во многих деталях раскрыл жизнь и деятельность великого Просветителя.
Грустно говорить, но, наконец, появившаяся новая плеяда историков не спешит встать под их знамена. Да и понять их можно: предстояло защищать диссертации, получать научные звания.
Невольно вспоминаю стихотворение Евгения Евтушенко: «Коллега Галилея был Галилея не глупее. Он знал, что вертится Земля, но у него была семья».
Вот почему и сегодня подвижничество краеведов остается чрезвычайно актуальным.
Назвав историков, я не могу не отдать дань памяти краеведам:
Евгений Марков — директор симферопольской гимназии. Перечитайте его «Очерки Крыма», и вы поймете, что означает уже забытое словосочетание «русский интеллигент».
Максимилиан Волошин — поэт, художник. Его написанные слезами и кровью стихи о Крыме, об утраченном рае, невозможно передать словами.
В начале девяностых, еще до массового возвращения крымских татар, мы — крымские краеведы самых разных национальностей — единодушно стояли за возрождение исторической топонимии. Это не были пустые разговоры: были возвращены: Инкерман, Коктебель, Партенит… А потом нас умело растащили по национальным квартирам.
Краеведы Рустем Военный и Владимир Поляков
Да и крымские татары, вместо того, чтобы стать рядом с нами и бороться за возвращение исторических названий, затрубили о крымскотатарских названиях, причем, требуя «вернуть все и сразу». В этих условиях от былой солидарности крымских краеведов не осталось и следа.
Настоящая статья не ворчание «старого краеведа». Я с интересом и любовью отслеживаю современных подвижников истории родного края — «улькешынасларны».
Сегодня, наряду со старой гвардией: Алифе Яшлавской (Евпатория); Нури-ага Эмирвалиевым (Курман-Кемельчи); а также молодых краеведов: Гульнарой Ильясовой (Бахчисарай); Ремзи Сейтвелиевым (Корбекуль); Гиреем Баировым (Алушта), Энвером Абдулхаировым (Джанкой) и десятками других подвижников — крымское краеведение живет!
В этом году мы хотим попробовать их объединить. Поддержать, поблагодарить, в чем-то протянуть руку помощи.
В апреле-мае 2020 года мы планируем провести в КИПУ им. Февзи Якубова (да простите за высокопарность) краеведческий слет. Отметить этих людей, дать им выступить, наиболее интересное — опубликовать.
Мы обращаемся ко всем неравнодушным, ко всем краеведам Крыма: Отзовитесь!
До 28 февраля пришлите краткий рассказ о своей работе, тему вашего предполагаемого выступления. Естественно, что оргкомитет оставляет за собой право выбора.
По предварительной договоренности, эта встреча пройдет под патронатом Руслана Бальбека, Чингиза Якубова, газеты «Голос Крыма new», Комитета по охране культурного наследия и других заинтересованных лиц.
Вот таким и будет новый 2020 год — Годом Краеведения.
Свои заявки присылайте на электронную почту: turshu@inbox.ru
comments powered by HyperComments