Курс валют USD 0 EUR 0

В его имени — излучение света!

Комментариев: 0
Просмотров: 602

 

Общество, окрыленное идеями исторических личностей, чьи помыслы были светлыми, а действия решительными, памяти потомков их достойные дела не должны сходить с повестки дня, а по возможности, глубже анализироваться, обогащаться и вновь находить применение в жизни. Опыт истории поучителен и служит тем, кто стремится его познать.

Приблизилась очередная годовщина трагической гибели Номана Челебиджихана в 1918 году. В мечетях Крыма проведут памятный молебен, традиционно общественность соберется в Севастополе, сорганизовавшись, может посетить деревни Буюк-Сонак и Кучук-Сонак, возложить цветы теперь уже к памятнику героя в с. Завет-Ленинский (Кучук-Алкалы). Деятели культуры намерены весной провести Челебиджихановские чтения. Можно выразить надежду, что эти мероприятия послужат стимулом к дальнейшему изучению личности национального лидера. Как видим, хоть и медленно, движение идет в поступательном направлении.

История отвела Челебиджихану короткий срок открытой активной политической деятельности. В 1917-м во весь голос заговорили о накопившихся проблемах. На что было направлено острие решения задач…?

Сразу после падения трона Романовых, в Крыму прокатилась волна митингов. Как писала газета «Южные ведомости»: «17 марта в городе, в час дня, после торжественного богослужения во всех мечетях, многочисленные мусульмане со всех концов (Симферополя – ред.) стали стекаться на новое кладбище для принесения присяги Временному правительству. Над морем голов в черных каракулевых шапках и белых чалм мулл развевалось громадное красное знамя – символ революции, с надписью на татарском языке: «Свобода, равенство, братство и справедливость».

Как видим, митинг стал формой выражения чаяний и настроений масс. Данный способ народного собрания имеет мировую историю и во времени не теряет своего значения. Законодательство, власть регулируют правила проведения митингов, поэтому важно использовать любой повод и случаи для публичных выступлений и слушаний.

Для формирования национального представительства и эффективного решения задач требовалась определенная форма самоорганизации. С этой целью 25 марта 1917 года в Симферополе собрался Всекрымский мусульманский съезд. По сведениям отдельных исследователей, делегаты представляли 12 крымскотатарских организаций и партий. Основными вопросами, выдвинутыми на съезде, явились положения о Магометанском Духовном Правлении и Вакуфной комиссии. Были вынесены следующие решения:

  1. Все вакуфные имущества и капиталы, образованные от доходов с этих имуществ, считаются достояниями национальными и принадлежащими крымским татарам.
  2. Вследствие сего управление вакуфными имуществами и хозяйственное распоряжение капиталами должны находиться непосредственно в руках крымских татар и под их контролем.
  3. Все административные учреждения, находящиеся во главе управления вышеупомянутыми имуществами, состоят из лиц, избираемых всеми крымскими татарами путем всеобщего, прямого, равного и тайного голосования.

Съезд избрал Временный Крымско-мусульманский исполнительный комитет, председателем которого и Таврическим муфтием стал Номан Челебиджихан, Вакуфную комиссию возглавил Джафер Сейдамет.

Рассматривая итоги съезда, заметим, что контроль за вакуфными имуществами подводил экономический фундамент под национальное движение, для деятельности которого необходимы были финансовые средства. Как свидетельствуют источники, крымские татары стремились получить в свое распоряжение 87614 десятин земли и около 500 домов и лавок в различных городах.

Народ нашел форму самоорганизации в виде Мусисполкома, которая динамично развивалась, однако, уже в ноябре потребовался новый уровень представительства – орган, избираемый всем народом прямым голосованием – Курултай.

Он состоялся 26 ноября 1917 года. Было сформировано крымскотатарское национальное правительство – Совет Директоров во главе с Номаном Челебиджиханом. Последующие события, связанные с гражданской войной и установлением Советской власти на полуострове в 1920 г., сделали невозможным существование Курултая и его органов, и представительство крымских татар полностью переместилось в органы государственной власти, куда они были активно вовлечены в период Крымской АССР.

Как показало время, созыв Курултая становится возможным только в кризисные моменты у государств, в составе которых проживают крымские татары. Так было в 1917-м и повторилось в 1991-м.

 

Сейчас в политике доминирует другая тенденция, выраженная учеными Российского института стратегических исследований таким образом: «В настоящее время, несмотря на появление во власти новых политиков крымскотатарской национальности, место общепризнанных национальных лидеров остается вакантным. В нынешних условиях едва ли может увенчаться скорым успехом поиск новых лидеров-одиночек, харизматичных политиков. Более эффективным может оказаться командный подход, подбор специалистов и чиновников из числа прагматиков-технократов…

Для экспертной среды остается вопросом, нужны ли организации, подобные запрещенному «Меджлису». Некоторые считают, что такие организации являются только лишними посредниками между властью и обществом, а правильнее было бы самим татарам участвовать во власти. Другие полагают, что наличие такой представительской организации могло бы лучше доносить до властей проблемы и чаяния крымскотатарского народа. Исходя из такой точки зрения, приводятся аргументы в пользу того, что если подобная организация будет сформирована и официально признана, то это станет существенным аргументом для крымских татар в пользу пребывания в составе России («Меджлис» Украина официально не признавала).

Тем не менее, в ходе ситуационного анализа подавляющая часть экспертов высказалась против создания структуры, подобной «Меджлису», так как эта организация скомпрометировала себя и приобрела плохую репутацию. В процессе структурирования гражданского сектора с участием крымских татар важно (с учетом прошлого опыта) избегать монополизации функций представительства их интересов лишь одной организацией. Таковых может быть несколько, в разных формах. Кроме того, важно способствовать преодолению тенденций изоляционизма крымских татар, склонных к объединению на мононациональной основе. Ведущей тенденцией в структурировании гражданского общества должен стать принцип межнационального сотрудничества и объединения на основе общерегиональных интересов (культура, экология, политика и пр.)».

На эти вопросы, связанные с легализацией деятельности, газета «Голос Крыма new» неоднократно обращала внимание в своих публикациях. В данный момент для активизации общественной работы необходимо создавать крымскотатарские общественные организации по направлениям деятельности и искать под них финансирование за счет спонсорской помощи или грантовой системы. А представительство, вне желания кого-либо, переместится в органы государственной власти. Другое дело, кто его будет формировать: сам крымскотатарский народ путем выдвижения кандидатов и активного участия в избирательных кампаниях или привлеченные политики и чиновники.

Рост общественных объединений граждан в крымскотатарской среде был зафиксирован в 1917 году. Во-первых, Мусисполком образовал по всему Крыму свои низовые звенья, одновременно начали организовываться женские комитеты и культурно-просветительские организации. Так 17 апреля 1917 года в помещении дерекойской школы собрание крымскотатарских женщин избрало двух делегаток — Д. Булгакову и А. Челебиеву (учителя деревни Кызылташ) на съезд в Казань, целью которого было объединение мусульманских женщин, как для защиты своих прав в семейной, общественной и государственной жизни, так и для согласования своих действий во всем, что касается культурно-просветительных задач, поставленных обновленным строем государства  перед мусульманским женским миром.

Наличие женских организаций в крымскотатарской среде всегда благоприятно отражалось на развитии общества, а их отсутствие или недостаточность, как сегодня, заметно ослабляют важные направления  развития национальной жизни.

Существенным моментом являются внешние контакты с другими народами, нахождение общих интересов и поддержки, налаживание взаимовыгодного сотрудничества.

Февральская революция выдвинула множество задач не только перед крымскими татарами. Так в марте 1917 года при Мусульманской фракции Государственной Думы состоялось совещание общественных деятелей под председательством И. Ахтемова, в котором принял участие находившийся в Петрограде член Карасубазарской городской управы С. Алимолаев. Было признано необходимым организовать в Петрограде Временное центральное бюро российских мусульман, которое должно было заняться организационной работой по созыву Всероссийского мусульманского съезда, представленного всеми мусульманскими народами России. Съезд в составе 750 делегатов открылся 1 мая 1917 г. в Москве, куда от Крыма были делегированы 25 человек.

За последние десятилетия участие крымских татар в различного рода съездах, конференциях, форумах и т.д., озвучивание своих проблем, перенимание опыта ведения дел, нахождение сторонников и союзников, закрепило уверенность в необходимости постоянного налаживания контактов с остальным миром.

Продолжатели дела Исмаила Гаспринского хорошо осознавали, что пробудить веками дремавшие духовные силы можно лишь путем налаживания современного образования. Для этой цели в мае 1917 г. был проведен Всекрымский татарский учительский съезд. Уже в конце августа Губернское земское собрание по докладу члена управы народного учителя Х.А. Тынчерова приняло положения об учреждении при Губернской земской управе особого отдела по образованию крымских татар и организации педагогических курсов для подготовки татарских учителей к преподавательской деятельности.

Идея проведения съезда крымскотатарских учителей витает и сегодня, когда остро стоит вопрос улучшения качества образования, изучения родного языка, успешной сдачи ЕГЭ и поступления в вузы страны.

С целью информирования крымских татар и всего крымского общества, были созданы печатные органы: газеты «Миллет», издающаяся на крымскотатарском языке, и «Голос татар» — на русском.

Нынешнее состояние печатных крымскотатарских СМИ не является оптимистическим ввиду ежегодного сокращения числа подписчиков. При сохранении данной тенденции, право на существование подтвердят лишь издания, получающие государственную или иную дотацию.

Итак, рассмотрев отдельные исторические события и факты, происходившие в Крыму более ста лет назад, мы находим много общего с событиями дня сегодняшнего. Опыт национального движения требует тщательного осмысления и обогащения. Имена деятелей прошлого не должны предаваться забвению, следует изучать их деятельность и популяризировать среди молодежи.

Имя Номана Челебиджихана сравнивали с путеводной звездой, пусть и нам оно озаряет правильный и праведный путь.

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог