Курс валют USD 0 EUR 0

Левиза ЧАЛБАШЕВА: Когда звуки голоса резонируют с душой

Комментариев: 0
Просмотров: 899

«Cекрет жизни заключается не в том, чтобы делать, что ты любишь, а в том, чтобы любить то, что ты делаешь», – утверждал итальянский тенор и популяризатор оперной музыки Андреа Бочелли. В истинности этой глубокой мысли убеждаешься всякий раз, когда общаешься с интересными людьми, которые посвятили себя любимому делу, ни дня не сомневаясь в верности однажды избранного ими пути. Мы беседуем с мягкой и обаятельной женщиной, многим из наших читателей запомнившейся по концертным программам Крымскотатарского академического музыкально-драматического театра. Для коллектива Симферопольского музыкального училища им. П.Чайковского она компетентный и уважаемый коллега, а для студентов и выпускников музучилища и Крымского инженерно-педагогического университета – внимательный и авторитетный преподаватель по вокалу. Заслуженная артистка Крыма Левиза Ризаевна Чалбашева в эти июльские дни отмечает круглую дату, и хотя творческий концертный отчет, который готовили она и ее студенты, из-за коронавируса пришлось перенести, юбилейную встречу с нашими читателями никто не отменял.

 

Музыка – моя стихия…

Риза Чалбашев был родом из ныне исчезнувшего села Кельдияр Ичкинского (Советского) района. В депортации воспитывался с сестрой Шефикой и братьями Исой и Избером в детском доме. Со своей будущей супругой Мнаварой Назмудиновой, родившейся в г. Челкар Актюбинской области Казахстана, он познакомился на Туракурганской РЭС, где работал турбинистом. В поселке Туракурган (ныне г. Туракурган) Наманганской области Узбекистана и появилась на свет будущая артистка. Ленур и Левиза были первенцами-близнецами в многодетной семье Чалбашевых. Потом родились Рустем, Рамиля и Алие.

 

— Левиза-ханум, от кого вы унаследовали вокальные способности? Кто повлиял на ваш музыкальный выбор?

— В семье у нас не было профессионалов, но бабушка Банат, по рассказам моих тетушек, от природы хорошо пела, играла на гармони, танцевала. Мама и сейчас, в свои неполные 85 лет, неплохо поет, отец в молодости играл на тубе, аккордеоне. Я с раннего детства мечтала о фортепиано и долго уговаривала родителей определить меня в музыкальную школу. Только когда мне уже было десять лет, отец, наконец, согласился, и меня отдали в музыкальную школу в класс аккордеона. В нашем доме было много пластинок с записями Сабрие Эреджеповой, Эдие Топчи, Зейнеб Люмановой, на которых я росла. Мы бывали с родителями на концертах ансамбля «Хайтарма», когда он приезжал к нам в Туракурган.

В музыкальной школе я осваивала аккордеон и пела в хоре, руководитель которого не раз отмечала, что мне надо заниматься вокалом профессионально. Мне нравилось учиться, в школе была отличницей, но предпочтение всегда отдавала музыке. Музыка – это моя стихия. Помню, с несколькими одноклассницами организовала ансамбль «Золотая осень». У нас даже были сценические костюмы, и мы часто выступали на родительских собраниях и школьных мероприятиях. Организаторские способности, можно сказать, проявились еще в детском саду. В пять лет я уже читала, и воспитатель, отлучаясь ненадолго, поручала мне присмотреть за группой и читать вслух сказки. А вот именно вокальное образование – это был уже мой вполне осознанный выбор.

После окончания восьмого класса, на прослушивании при поступлении в Наманганское музыкальное училище, с первого раза безошибочно определив заданную ноту, я была принята на вокальное отделение. Но год обучения здесь меня разочаровал: хлопковая страда, на которую отводилось много учебного времени, и молодой преподаватель, который был больше занят своей концертной деятельностью, заставили меня искать другие возможности. Я перевелась на второй курс Казанского музучилища. Моя тетя помогла обустроиться в общежитии кооперативного техникума, и тогда началось мое серьезное овладение вокальным искусством. Моими педагогами были Заслуженная артистка Татарстана Рахиля Мифтахова и Заслуженный работник культуры Татарстана Клавдия Захаровна Щербинина, которой удалось определить мои возможности и найти тот заветный ключик к способностям ученика.

И сейчас, будучи сама педагогом, считаю, что очень многое в любой профессии и в любом деле зависит от учителя, и это касается не только его профессиональных и природных данных, но, в большей мере, его отношения к ученику и к своей работе. Важно и ответственно суметь разглядеть потенциал, подсказать, помочь его раскрыть, привить любовь к искусству и стремление к своему постоянному развитию.

 

— Вы выпускница Саратовской консерватории, почему ваш выбор пал именно на это заведение?

— После окончания Казанского музучилища я приняла решение обучаться в училище по специальности еще дополнительный год, чтобы добиться больших навыков управления голосовым инструментом. Стипендию я уже, конечно, не получала, приходилось подрабатывать руководителем кружка аккордеонистов при Доме культуры. В Казани проводился Всесоюзный конкурс вокалистов, на котором мне посчастливилось побывать. Среди всех конкурсантов особо выделялись студенты именно Саратовской консерватории, и мне нравилось их исполнение. Девятнадцатилетней девчушкой, ничего не говоря родителям, еду в Саратов, и уже поступив, сообщаю родителям телеграммой: «Поздравьте меня – я студентка Саратовской консерватории!». Они были крайне удивлены: еще пять лет дочери учиться вдали от дома. В те годы Саратовская консерватория считалась одной из лучших после Московской и Ленинградской. Здесь учились народные артисты СССР Галина Ковалева, Леонид Сметанников, который сейчас является заведующим кафедрой вокального искусства.

В роли Прилепы из оперы «Пиковая дама» П.Чайковского. 1980-е гг. Саратовская консерватория

Это были лучшие студенческие годы. Я обучалась у прекрасного педагога — Заслуженной артистки РСФСР Анны Андреевны Шевелевой, которая была солисткой Саратовского оперного театра.

 

  «Если хоть раз был на сцене, то заболеешь ею надолго…»

— Итак, вам 24 года и вы с консерваторским образованием возвращаетесь домой…

— Нет, еще два года отработала по направлению Министерства просвещения в г.Саранске преподавателем на музыкальной кафедре Мордовского пединститута. У меня было 30 студентов, многие из которых достигли определенных успехов. Мне нравилась педагогическая деятельность, и в этот период я по просьбе пианистки Светланы Олзоевой исполнила две песни ее отца-композитора, которые были записаны на мордовском радио. Вместе с ней (Светлана мне аккомпанировала) я впервые дала свой первый сольный концерт, на котором исполнила вокальный цикл Р. Шумана «Любовь и жизнь женщины». А потом вернулась домой, вышла замуж, родились дети. В Туракургане, еще будучи студенткой, летом на каникулах подрабатывала музработником в детском саду, так что вернувшись, без проблем трудоустроилась на прежней должности и проработала десять лет, до переезда в Крым.

 

— А с чего для вас начался театр?

— Моя первая попытка обустроиться и трудоустроиться в Крыму в 1988 году не увенчалась успехом, и я вернулась в Туракурган. В Крым окончательно переехала в 1996 году с семьей. Год проработала педагогом-организатором в Клепининской общеобразовательной школе, пока в соседнее село не приехал с концертной программой Крымскотатарский музыкально-драматический театр. Односельчане наняли автобус, я нарвала у себя в огороде охапку тюльпанов, и в предвкушении встречи с искусством мы поехали на концерт. Тогда я впервые услышала Сейтаблу Меметова, Дилявера Сеттарова и случайно узнала, что моя соседка Асие-картана, оказывается, родственница Сейтаблы Меметова, и после концерта она познакомила меня с артистами. «Что вы тут делаете с таким образованием? Приезжайте к нам», — услышала я воодушевляющее предложение.

С 1997 года, после прослушивания, я была принята педагогом по вокалу в Крымскотатарский театр. К работе в театре, где есть возможность и обучать вокалу, и самой исполнять произведения на сцене в сопровождении симфонического оркестра (руководитель Заслуженный деятель искусств Крыма Ю.Эннанов), я стремилась всю жизнь. «Если хоть раз побываешь на сцене, то заболеешь ею надолго, если не навсегда…». Я работала с актерами Крымскотатарского театра над вокальными партиями в таких постановках, как «Бахчисарайский фонтан», «Арзы къыз», «Дубаралы той-1», «Дубаралы той-2», «Акъмесджит Йигитлери» и многими другими. Участвовала в качестве солистки в концертных программах «Гузель Къырым», «Миллетим», «Бизим тараф», «Крым наш — дом наш», в концертах, посвященных 100-летию театра, творчеству В. Моцарта, Дж. Верди, И. Бахшиша и др. Выступала на концертных площадках города в качестве солистки Муниципального оркестра русских народных инструментов им. Г.Шендерева (руководитель В. Лобанов). В сотрудничестве с редактором крымскотатарского радио ГТРК «Крым», Заслуженным журналистом Украины Сервером Бекировом были записаны крымскотатарские народные песни в обработке И.Бахшиша, Дж. Карикова.

Солистка Татарского театра оперы и балета им. Мусы Джалиля Гульнора Гатина, вдохновленная маминой мечтой

— Обладательница лирического сопрано, исполнительница десятка главных партий, в числе которых национальная опера «Сююмбике» Резеды Ахияровой на либретто Р.Хариса, «Чио-Чио-Сан» Дж. Пуччини, «Севильский цирюльник» Дж.Россини, «Царская невеста» Н. Римского-Корсакова, «Кармен» Ж.Бизе, «Травиата» Дж. Верди, «Сомнамбула» В. Беллини, «Богема» Дж. Пучини, «Любовный напиток» Г.Доницетти, «Джалиль» Н.Жиганова и др., лауреат международного конкурса в Италии Гульнора Гатина — ваша дочь. Расскажите немного об этом, ведь вы были ее первым учителем, и выбор ее будущей профессии был вначале спроецирован именно вами. В одном из своих интервью татарскому изданию она поделилась: «Только в Казани я поняла, что буду певицей. Раньше это было, в общем-то, маминой мечтой. А осознание пришло только после поступления в консерваторию. До этого я думала, что надо еще чем-то заниматься, что музыка не кормит. А меня сразу после диплома взяли в театр, и пришло осознание. Любовь к сцене рождается на самой сцене, и ее никогда не бывает много. И я даже не могу представить, что когда-нибудь буду заниматься чем-то другим, кроме музыки».

— Да, это было действительно сначала моей мечтой, которую моя дочь сегодня успешно реализует. Когда она поступила в Симферопольское музучилище, я, продолжая работать в театре, параллельно устроилась туда по совместительству педагогом по вокалу, чтобы преподавать именно у нее. Вместе с ней у меня были четыре студента. Я видела ее возможности, а задача педагога — я это опять отмечаю — помочь осознать это своему ученику. И я очень горжусь достижениями своей дочери, и что в свое время она прислушалась к моим советам. Гульнора, в свои 32 года, уже Заслуженная артистка Татарстана, лауреат республиканских и международных премий. После окончания Симферопольского музучилища она поступила в Казанскую консерваторию, занималась у заведующей кафедрой вокального искусства, профессора, народной артистки РФ Зили Даяновны Сунгатуллиной.

Левиза Чалбашева с дочерью после концерта в Казанском оперном театре, 2019 г.

У меня немало успешных учеников, которыми я также горжусь. И их успехи меня мотивируют. Это выпускник Казанской консерватории, ныне открывший вокальную школу в с. Заречное Симферопольского района, Эннан Мамутов, магистрант Львовской консерватории Майре Пашаева, студенты Киевской консерватории Исмаил Куртумеров (он пишет музыку и песни) и Садие Османова. Мария Волкова окончила Щукинское театральное, Иван Харитонов после окончания Донецкой консерватории работает в Ансамбле песни и пляски Черноморского флота, Давид Бухаров — студент Российской академии музыки имени Гнесиных, Анна Матвейчук — закончила НПУ им. М.Драгоманова, Надежда Ионова — студентка Ростовской консерватории, Мерьем Селимова и Эмине Феимова – студенты Крымского университета культуры искусств и туризма.

 

Если к мозгам и душу приложить…

— Чем вас как педагога могут вывести из себя студенты?

— Ничегонеделанием. Своей ленью. Все, что ты хочешь передать своему студенту, будет абсолютно напрасным, если сам он ничего не хочет делать. Моя главная задача – привить любовь к прекрасному – музыке, правильно поставить голос, научить петь на дыхании, а это достигается усердными упражнениями. Это ведь все вместе очень редко бывает дано от природы: и внешние данные, и рост, и голос. И что немаловажно, – должны быть еще и «вокальные мозги», а когда еще и душу приложить, то вообще идеально.

 

— Как вы относитесь к идее придания одной из строящейся в местах компактного проживания крымских татар в Симферополе школе статуса школы искусств?

— Я бы с удовольствием пошла в нее преподавать. Вообще вопрос с нехваткой кадров не стоял бы. У нас много талантливых и способных педагогов в разных направлениях искусства. Среди студентов и выпускников нашего Симферопольского музучилища много крымских татар. Решился бы вопрос их трудоустройства. Давно уже в Крыму обсуждается идея создания в Севастополе консерватории, тогда бы появился и оперный театр.

 

— Ваши сыновья разделяют вашу любовь к музыке?

 

— Да, разделяют. Старший, Тохир, строитель, младший, Батыр, закончил Симферопольское музыкальное училище как вокалист, планирует поступать на режиссерский в КУКИиТ. Оба прекрасно готовят и стремятся самостоятельно определяться в своих профессиональных предпочтениях.

Левиза Чалбашева с детьми

 

— А ваши предпочтения — после музыки и вокала, разумеется? Чем любите заниматься на досуге?

— Люблю ухаживать за комнатными цветами, готовить, путешествовать.

 

— Ваш внутренний гимн, мелодия, которая звучит внутри, вдохновляет, успокаивает и мотивирует.

— Увертюра из оперы Верди «Травиата». Люблю музыку С. Рахманинова, П. Чайковского, А.Караманова, кстати, его вокальный цикл «Тебе» мной впервые был исполнен в Симферополе восемь лет назад.

***

Более 17 лет Левиза Чалбашева преподает вокал в Симферопольском музыкальном училище и считает своей лучшей исполненной партией — дочь, солистку оперного театра Татарстана Гульнору Гатину. На свой 50-летний юбилей Левиза-ханум пела в дуэте с дочерью, тогда еще студенткой Казанской консерватории. Остается только пожелать педагогу и артистке Левизе Чалбашевой, чтобы душа всегда пела, голос звучал, а сердце подпевало им в такт.

Хайырлы яшлар олсун и скорейшего решения жилищного вопроса!

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог