Курс валют USD 0 EUR 0

Великое возвращение состоялось, демонстрируя всему миру, как можно бороться за свои права, не ущемляя интересы других

Комментариев: 0
Просмотров: 428

Будущие соседи по ул. Б.Чичибабина в с.Пионерское. Симферополь,1990 г.

 

Великое переселение народов, начавшееся в IV веке, неразрывно связано с этнической историей крымских татар. Но коренному народу Крыма пришлось пережить переселение вновь, вернее его Великое возвращение на Родину. Расчет сил, стремившихся укоренить его в Узбекистане, полностью провалился. Поколение, родившееся в местах ссылки, вопреки ожиданиям недругов, при первой же возможности двинулось на родину предков. Оно не искало лучшей доли, не рассчитывало на улучшение материальных благ, наоборот, все прекрасно осознавали, с какими трудностями придется столкнуться, на сколько лет в своем развитии они будут отброшены назад. Но соблазн остаться на насиженных, обжитых местах был бессилен перед зовом предков, дым отечества оказался ярче огня чужбины.

Построенные дома, в связи с перенасыщенностью вторичного рынка жилья, пришлось продавать, как говорится, задаром, а в Крыму цены на недвижимость возросли в разы, обогащая владельцев имущества, полученного задарма. Несмотря на огромное желание народа строиться, власть не выделяла земельные участки, всячески тормозя процесс возвращения.  Под влиянием сложившихся обстоятельств и возникла идея «самовозврата», то есть самовольного занятия земельных участков для строительства индивидуального жилья. Ситуацию усугубляли различные антинародные акты, ограничивающие право крымских татар расселяться на всей территории Крыма, их вынуждали оседать лишь в степной части полуострова.

Инициативниками был организован Штаб по расселению крымских татар, на центральной площади Симферополя  перед зданием правительства  разбили палаточный городок, где формировались команды из прибывающих в Крым соотечественников  и откуда они направлялись на то или иное поле для разбивки участков и строительства времянок размером 3х4. Площадь участка определялась требованиям местности, чтобы не было расхождения с законом. В последующем они благополучно были узаконены. Так возникли массивы компактного проживания крымских татар.

Оказавшись в крымской столице в августе 1990 года, я оформлял документы о переводе из Ташкентского университета в Симферопольский. Для продолжения учебы на четвертом курсе предстояло сдать разницу экзаменов и зачетов в 14 предметов. Общежитие еще не выделили, и я пошел в палаточный городок. Это был шанс получить земельный участок и осесть в Симферополе или его пригороде. Контингент городка состоял из представителей всех возрастов – от детей до старцев. Было очень много молодежи. У нас царило ощущение какого-то романтического слета. Обретая новых знакомых, складывали команды. Как-то я и мой новый товарищ Ибраим Военный всю ночь у него дома готовили чебуреки, а рано утром угощали ими своих друзей в палаточном городке.

Корни мои происходили с ЮБК, поэтому в приоритете для меня был горный ландшафт. И когда активистка Зера Люманова начала формировать команду для расселения в с. Пионерское-4 по алуштинской трассе, я оказался в ней. В последних числах августа мы, человек 50-60, высадились на поле, где росли подсолнухи. На краю разбили палатки и стали ждать, когда уберут урожай. На следующий день или через день явились представители центрального штаба по расселению и увели основную группу людей на другое поле в Пионерское-3. Нас осталось около 10 человек молодежи, из которых трое студенты. Кипел казан, и вечерами напролет под гитару мы пели песни. Через несколько дней начали подтягиваться соотечественники. Построили навес и сколотили из досок столы и скамьи, теперь было место для приема пищи. Наконец-то убрали урожай, и мы начали разбивать участки. Разделились на бригады, внесли взносы для закупки стройматериалов. Ракушку складывали на глине, понимая, что это временные сооружения. По завершении строительства бросили жребий, который распределил участки между нами.

Через год государство начало процедуру узаконивания занятой земли, рапортуя о выделении участков ранее депортированным. Теперь народ, не опасаясь сноса, мог возводить капитальные строения. Но затягивание с оформлением обернулось буквально бедой – с развалом СССР на людей обрушилась гиперинфляция, сведшая на нет все сбережения, включая деньги за проданные в Азии дома. Обустройство затянулось на десятилетия и продолжается по сей день. Тяжелый физический труд, зимний холод, болезни приводили на самостроях к преждевременным смертям. Дети не видели детства. Но все преодолел крымскотатарский народ, 30 лет назад создав массивы компактного проживания. Великое возвращение состоялось, демонстрируя всему миру, как можно бороться за свои права, не ущемляя интересы других.

Сегодня наличие частных домовладений обеспечивает народу развитие. В них растут дети, внуки, правнуки тех, кто пришел за своей землей. Это и есть коренизация, здесь наше будущее.

 

 

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог