Курс валют USD 0 EUR 0

Пусть звучит Крым

Комментариев: 0
Просмотров: 663

К 30-летию Крымскотатарского ансамбля «Къырым»

 

«Янъгъырасын Къырым»  («Пусть звучит Крым») – видео-концертом под таким жизнеутверждающим названием отметил свое 30-летие Крымскотатарский фольклорный  ансамбль «Къырым». За два дня эта яркая, мелодичная и познавательная программа, снятая творческой студией  «QaraDeniz», набрала уже более 22 тысяч просмотров, и это, разумеется, не предел, с каждым часом все большее число зрителей земного шара посредством социальных сетей проникается уникальной и богатой музыкальной, песенной и танцевальной сокровищницей коренного народа этой земли,

Со дня основания в Симферополе (Акмесджиде) ансамбля «Къырым» ныне заслуженный деятель искусств Украины и Республики Татарстан Сервер Какура работал в нем главным дирижером и музыкальным руководителем, и вот уже 20 лет возглавляет его в качестве художественного руководителя.

Собирая по крупицам бесценное наследие своего народа (счет пошел уже на четвертый десяток лет!), ансамбль «Къырым» щедро дарит его всему миру, став своеобразным брендом, узнаваемым и почитаемым  соотечественниками не только на родине, но и за рубежом – в Узбекистане, Турции, Румынии, Польше.

Созданные за эти годы тематические  программы: «Наврез», «Юрек эзгилери» (Напевы сердца), «Санатым – эки къанатым!» (Искусство меня окрыляет), «Йырлар хазинеси» (Песенная сокровищница), «Миллий санатым – меним такъатым» (Моя сила в народном искусстве), «Эминим» (Я уверен), «Тойгъа давет этемиз» (Приглашение на свадьбу), «Энъ Гузель бизим къызлар…» (Наши девушки самые красивые…), «Бир топ гуль» (Букет цветов), «Севгили Къырым» (Любимый Крым), «Сердце мое – Крым», «Халкъ севсе – дюнья север!» (Если полюбит народ — полюбит весь мир), «Эбедий севги» (Вечная любовь), «Халкънынъ санаты — ильхам чокърагъы» (Искусство народа — его вдохновенье), «Гонълюм йырлай» (Душа поет), — были яркими и запоминающимися, они нашли отклик в сердцах благодарной публики, даря возможность прикоснуться к родному искусству, черпать силы и вдохновение из живительного источника народного творчества.

Мы попросили руководителя ансамбля Сервера Какура  рассказать немного об идее подготовки видео-концерта к 30-летию ансамбля, первых впечатлениях от его просмотра и деятельности коллектива на современном этапе.

 

— Тридцать лет назад, в 1990-е годы шел процесс становления ансамбля, идея создать его буквально витала в воздухе. Истосковавшийся  по родному искусству народ жаждал реализации своей сокровенной мечты – возродить утерянное, национальные мелодии, песни, танцы, традиции на родной земле. Благодаря  мощному энтузиазму удалось создать ансамбль, который возглавили художественный руководитель Заслуженный артист Узбекистана Дилявер Бекиров, директор Исмет Заатов. Балетмейстером была Народная артистка Таджикистана Ремзие Баккал, а я на то время — музыкальным руководителем. Из первого состава ансамбля  многим запомнились Мунир Аблаев, Джемиле Османова, Аким Какош, Венера Достмамбетова, Эрнест Усеинов, Сервер и Эльмира Бейтулла, Эльмира Гафурова, Эльмира Меджитова, Юсуф Сулейманов, Сервер Аблязов, Энвер Сеитумеров,  Юнус Сейтаблаев. Назире Эмир и Юнус Какура трудятся в «Къырыме»  по сей день.

Идея подготовить и провести тридцатилетний  юбилей нашего ансамбля в таком формате продиктована сложившейся из-за пандемии ситуацией, когда концертная деятельность и массовые мероприятия оказались под запретом. Безусловно,  вместить в ограниченный временем видео-концерт  всю нашу тридцатилетнюю творческую деятельность невозможно, но мы постарались  донести свою основную задачу – возрождение старого культурного фонда, отразить колорит, традиции, лицо народа, веками формировавшегося на этой земле. Мир должен знать, каким музыкальным богатством владеет народ, история, быт, традиции которого впитали соль и красоту этой земли.  Поэтому и съемки проходили в буйных красках осенней крымской природы, на фоне родных сердцу пейзажей, а это уже другое восприятие, чем, скажем, на концертной сцене, другой  подъем, особый дух, ощущаешь единение с природой, ощущаешь себя частичкой этой земли.

В  программе «Янгъырасъын Къырым» мы ставили  задачу не только исполнить любимые песни, танцы и мелодии крымских татар, но и разъяснить их историю, смысл и заключающийся в них главный посыл потомкам. Программа состоит из трех блоков: первый включает старинный сегмент, который сохранен и поныне живет и звучит на всех мероприятиях — это «Агъыр ава ве Хайтарма», «Тым-тым», «Чобан», «Явлукъ», «Хоран» оюнлары.

Второй блок рассказывает о традиционном свадебном фрагменте. Как правило, свадьба длилась минимум три дня и по определенным строгим канонам. Мы емко, мелодично и красочно раскрываем фрагмент «Къына геджесы», как собираются подружки, родственницы в доме невесты, перешептываются, наставляют, наряжают и поздравляют невесту, поют определенные песни, желая счастья молодой семье. Красят пальцы хной и провожают традиционной песней «Агълама, келин».

Третий блок состоит из современных мелодий, но это не значит, что звучит эстрадная музыка. Ансамбль исполняет сюиты из нескольких  крымскотатарских мелодий, предоставляя слушателю  за 6-7 минут  насладиться многообразием полюбившихся в народе песен. Любовное томление, чувства, переживаемые человеком — они  что в XV  веке, что в XXI-м, одинаковы. Тот смысл, вложенный тогда, много веков назад, сегодня отражает те же самые чувства. Новые мелодии пишутся в народном ключе. Мы должны дать возможность устояться народным традициям и продолжить их.  Это как дом, без фундамента его никто не строит, вот на этом вековом фундаменте держится и продолжает строиться наше национальное искусство. Это касается всего: песен, танца, костюмов, мелодии, традиций, музыкальных инструментов. В оркестре ансамбля звучат старинные национальные инструменты крымских татар – чубук-давул, уд, зурна, кавал, нэй, даре, саз, передающие неповторимый колорит и красоту народной музыки. Современная музыка стилизована,  опираясь на старинную, мы  стараемся идти в ногу со временем, ни в коем случае не забывая  народную,  приумножая и бережно обогащая ее. Отдельно хотелось бы поговорить о мелодиях «Такъсим» (Прелюдия) и Пешраф (Интермеццо), к сожалению, недостаточно представленных сегодня на наших свадьбах. Да, в характере этих мелодий можно услышать и печальные  мотивы, и задор, призыв к предстоящему торжеству, все это как будто отражает целую жизнь с ее печальными и радостными моментами. Этой мелодией еще до прихода гостей поздравляют родителей, хозяев свадьбы.

Бир чувал алтын джойдыкъ  — с утратой мешка драгоценностей  можно сравнить утрату этих мелодий на современных свадьбах.

«Янгъырасын Къырым» —  это первый видео-концерт ансамбля «Къырым», снятый на природе.  В нем мы постарались представить мини-отчет своей деятельности, но все, чем занимается ансамбль, невозможно представить одним концертом, как невозможно представить все многообразие и богатство нашей культуры.

Хотелось бы выразить огромную признательность и благодарность всему коллективу ансамбля, каждому артисту в отдельности за их личный вклад в сохранение и развитие национального искусства. А название программы говорит само за себя: «Пусть звучит Крым» — наша уникальная музыкальная сокровищница  на весь мир, а вместе с ним и наш ансамбль «Къырым».

Из воспоминаний

Исмет Заатов

В сентябре 1990 года на симферопольской улице Карла Маркса, в районе магазина «Янтарь», ко мне подошла моя знакомая по Крымскому областному фонду культуры Татьяна Лукьянова и сказала, что со мной хочет познакомиться президент Советско-Австрийского совместного предприятия «Свенас» Владимир Шевьев с целью оказания поддержки Координационному центру по возрождению крымскотатарской культуры, который я тогда возглавлял. Шевьев во время нашей встречи в его кабинете на улице Ушинского поинтересовался у меня, чем его предприятие может помочь крымскотатарской культуре. Я предложил ему создать в Крыму крымскотатарский фольклорный ансамбль.

Уже 29 октября 1990 г. мне было вручено удостоверение директора крымскотатарского фольклорного ансамбля «Къырым» при СП «Свенас».

Я тогда играл в крымскотатарском ансамбле «Къара Денъиз» и  предполагал, что он станет основой большого профессионального крымскотатарского фольклорного ансамбля, название которому, беря во внимание историческую подоплеку и географическую привязку, я сразу же дал «Къырым». Первым делом я составил штатное расписание ансамбля и уговорил стать художественным руководителем нового коллектива Дилявера Бекирова, работавшего на тот момент директором воссозданного Крымскотатарского музыкально-драматического театра. По его предложению на должность главного балетмейстера была приглашена Ремзие Баккал. Должность музыкального руководителя ансамбля «Къырым» я предложил лидеру ансамбля «Къара Денъиз»  кларнетисту и певцу Алиму Османову, трубачами пригласил братьев Ибраима и Эдема Ипекчиевых, кларнетистом и кавалистом — Энвера Сеитумерова, на клавиши — Сервера Какура, то есть всем моим товарищам по этому ансамблю. По каким-то причинам вежливо отказались от моего предложения Алим Османов и братья Ипекчиевы. Тогда на должность музыкального руководителя был принят С. Какура, а музыкантами в первый состав оркестра ансамбля «Къырым» — Энвер Сеитумеров, трубачи Юнус Сеитаблаев и Сервер Аблязов, на ударные инструменты и сантыр — один из лучших барабанщиков Средней Азии Азиз Мемедляев, на аккордеон и даре — Юсуф Сулейманов, на скрипке играл художественный руководитель коллектива Дилявер Бекиров. Первыми солистами-вокалистами ансамбля стали Рустем Меметов, Гулизар Бекирова и Эдие Аблаева. Солистами балетной группы стали ведущие наши танцоры Джемиле Османова и Мунир Аблаев. Нужно отметить, что все солисты балета первого состава ансамбля «Къырым» имели специальное профессиональное хореографическое образование и, откликнувшись на наш призыв, оставили такие прославленные профессиональные танцевальные коллективы, как «Бахор», «Хайтарма» (Ташкент), «Гульшан» (Душанбе), и среди них Эрнест Усеинов, Сервер Бейтуллаев, Аким Какош, Ахтем Сеитаблаев, Венера Достмамбетова, Назире Эмир, Гульнара Рефатова, Эльмира Бейтуллаева, Эльмира Асанова, Зарема Билялова. Для всех работников коллектива была установлена приличная по тем временам заработная плата. Руководством СП «Свенас» для проживания всех вновь прибывших из Средней Азии крымскотатарских артистов были арендованы квартиры в Симферополе, а для репетиций и временного базирования нового ансамбля  — Дом культуры УТОГ в Студенческом городке. Также была приобретена профессиональная звукоусилительная аппаратура. За материалами для пошива костюмов и обуви мне пришлось несколько раз на корабле посетить  Стамбул, где ткани, аксессуары для вышивки и расшивки костюмов, а также мужскую обувь предоставил Стамбульский крымскотатарский дернек во главе с адвокатом Танером Каяном. После серии проведенных победителем международных фотоконкурсов Сергеем Стрельниковым фотосессий артистов нового ансамбля в Бахчисарайском ханском дворце, известным крымским художником Геннадием Судаковым были подготовлены красочные афиши ансамбля «Къырым».

С ноября 1990 г. по март 1991-го шли напряженные репетиции ансамбля «Къырым». Первое концертное выступление состоялось 23 февраля 1991 г. в спортивном зале Дворца строителей (ныне Дворец профсоюзов) в Симферополе. Основные выступления нового ансамбля проходили в дни работы Международной научной конференции и торжеств, посвященных 140-летию со дня рождения Исмаила Гаспринского, с 18 по 22 марта 1991 г. в Симферополе. После этого продолжилась повседневная профессиональная работа крымскотатарского фольклорного ансамбля «Къырым», и в июле 1991 г. к нему пришел первый, по-настоящему крупный международный успех. Коллектив занял второе место в  престижном конкурсе фольклорных ансамблей в турецком городе Бурса с участием коллективов из более восьмидесяти стран.

 

 

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог