Курс валют USD 0 EUR 0

Последний срок несменяемого президента?

Комментариев: 0
Просмотров: 510

 

Бессменный президент Белоруссии Александр Лукашенко может оставить пост главы государства. В конце ноября, затронув в одном из своих выступлений тему внесения изменений в конституцию страны, Лукашенко заявил, что не будет президентом после принятия обновленного основного закона республики.

Лукашенко руководит Белоруссией с 1994 года, и среди руководителей бывших союзных республик СССР дольше него находится при власти только президент Таджикистана Эмомали Рахмон (начинавший руководить страной еще в качестве председателя Верховного совета). Все эти годы А. Лукашенко неизменно переизбирался на пост президента республики, позиционируя себя как пророссийского политика. При Лукашенко Минск в январе 2000 года пошел на подписание с Россией договора о создании Союзного государства. Ориентация на Кремль помогала белорусскому президенту получать по льготным ценам российские нефть и газ для белорусской промышленности, в то время как белорусские товары в значительной степени находили сбыт на российском рынке. Один из последовательных критиков Лукашенко и его политики известный белорусский писатель Василь Быков отмечал следующее: «Не обращая внимания на национальные принципы, Лукашенко кинулся к России, в первую очередь для того, чтобы выбить для себя поддержку, а также хлеб, бензин, газ, без которых невозможно было не только «возрождаться», но и пережить зиму до весны».

В последние годы белорусский лидер, впрочем, был нацелен на проведение многовекторного курса, сотрудничая помимо Москвы с Пекином и налаживая отношения с Западом. В риторике официального Минска стало больше внимание уделяться теме сохранения независимости и суверенитета страны. Однако переизбрание на шестой президентский срок летом этого года оказалось для Лукашенко серьезным испытанием. Оглашенные официальные итоги выборов, по которым за действующего главу государства проголосовало 80% избирателей, вызвали массовые протесты как в столице республики, так и в провинциальных городах.

На протяжении своего долгого правления Лукашенко никогда не придавал большого значения прозрачности избирательных процедур. В 2006 году он даже сам признавался в манипуляции с итогами голосования. «Последние выборы мы сфальсифицировали, я уже западникам это говорил, — заявлял тогда Лукашенко. — За президента Лукашенко проголосовало 93,5 процента. Говорят — это не европейский показатель. Мы сделали 86. Это правда было. И если сейчас начать пересчитывать бюллетени, то я не знаю, что с ними делать вообще. До выборов нам говорили, что если будут примерно европейские показатели на выборах, то мы ваши выборы признаем. Мы собирались сделать европейские показатели. Но тоже, видите, не получилось».

Однако сегодня настроения в белорусском обществе существенно иные, чем полтора десятилетия назад. В августе в акциях протеста принимали участие сотни тысяч человек (что много для девятимиллионной страны). И хотя режиму Лукашенко, опираясь на силовиков, удалось устоять, но его легитимность была существенно подорвана в глазах населения. Значительные акции протеста, хоть и потерявшие в численности, и сейчас проходят в Минске каждое воскресенье.

У охвативших Белоруссию протестов были как внутренние, так и внешние причины. Если говорить о внешней их стороне, то по большому счету они были выгодны и Западу и Кремлю. Выстроенный Лукашенко режим единоличной власти не позволял появляться в стране новым политикам, которые могли бы бросить вызов власти лидера, но вместе с тем и существенно ограничивал возможности внешних сил для вмешательства в дела страны. Используя реноме пророссийского политика, Лукашенко вместе с тем препятствовал появлению других сколь-нибудь значимых пророссийских сил, на которые мог бы опереться Кремль.

В этой связи устранение Лукашенко от власти открыло бы дорогу Западу и России для усиления своего влияния в Белоруссии. Поэтому Запад традиционно поддержал белорусскую оппозицию. Массовость протестов первоначально давала американским и европейским лидерам надежду на успех. Кремль же занял более тонкую позицию. Среди оппозиционных кандидатов в президенты неожиданно появился руководитель банка, связанного с Газпромом, некоторые пророссийские блогеры и СМИ заняли позицию, сочувствующую протесту. В то же время официальная Москва сразу же встала на защиту действующей власти и выступила против попытки осуществления очередной цветной революции.

Сложившаяся ситуация поставила под вопрос возможность проведения белорусским руководством прежнего многовекторного внешнеполитического курса. Ослабленный Лукашенко теперь более зависим от Кремля, который выступает в роли его главного защитника против отказавшихся признавать легитимность белорусской власти западных лидеров. При этом Кремль поддержал проведение в Белоруссии конституционной реформы. С одной стороны реформа призвана выпустить накопившийся в обществе пар. С другой стороны ее итогом могут стать и досрочные президентские выборы. Примечательно, что свое заявление о том, что он не намерен оставаться президентом при обновленной конституции, Лукашенко сделал на следующий день после визита в Минск главы российского МИДа Сергея Лаврова.

«Я сторонник новой Конституции. Не потому, что демократию какую-то надо. Не в демократии дело, — сказал он. — Меня что в этой ситуации волнует: незнакомому президенту такую Конституцию отдавать нельзя. Будет беда… У нас очень серьезная Конституция. Казахстан, Россия, мы — пожалуй, вот три продвинутых государства, которые имеют такую серьезную жесткую Конституцию, где от решения президента зависит все. С этой точки зрения, понимая, что не дай бог придет человек и захочет развязать войну и прочее…», — заявил Лукашенко.

У белорусского президента нет официального преемника. На протяжении последних лет ходили слухи о том, что Лукашенко намерен в будущем передать власть своему младшему сыну Николаю, родившемуся в 2004 году. Мальчик часто сопровождал отца во многих его поездках, в том числе и зарубежных. Однако он еще слишком юн и вряд ли теперь обстановка будет благоприятствовать такому сценарию.

Досрочная отставка Лукашенко, если таковая состоится, поставит вопрос о новом лидере страны и даст шанс Кремлю привести к власти нового, более слабого и зависимого от Москвы, лидера, с которым уже будут обсуждаться вопросы о более тесной интеграции Белоруссии и России.

Вместе с тем Лукашенко не оговаривал конечные сроки проведения конституционной реформы. Властолюбивый белорусский правитель еще может попытаться побороться за власть, а пока тянет время, надеясь улучшить свое положение.

Вместе с тем не откажется от борьбы за влияние на Минск и Запад. Происходящее сегодня в Белоруссии является частью большой борьбы США и ЕС с Кремлем за влияние на постсоветском пространстве.

 

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог